Специфическая постановка спектакля «ОНА КАК ВСЕ» (режиссер-постановщик Степан Киянов, хореограф Александра Стрекаловская, художник Елена Павина) на сцене (в репертуаре) Театра Драмы и Трагикомедии «АРТЕЛЬ-СПб» (режиссер и художественный руководитель Максим Федорович Веселов) неизменно вызывает бурные эмоции у зрителя.
Фабула пьесы (автор Джордж ГУНИЦКИЙ) своеобразна: это история Феофана (артист Степан Киянов) – творческой личности, достигшей «олимпа», который потерял, прогнал, бросил свою Музу и вновь, в тяжких поисках и метаниях, обрел ее. Таков путь Феофана «от тернии к звездам».
Игра актера Степана Киянова (он же постановщик) превосходно высветила комически - драматический образ главного героя, коллизию его идей и трансформацию чувств, доставив зрителю добрую порцию удовольствия от шикарного, искрометного юмора и трагедийного пафоса (трагифарса).
Степан Киянов (персонаж Феофан)
Название спектакля интригует.Кто ОНА и почему ОНА КАК ВСЕ, предстоит узнать и понятьзрителю, погрузившись в созерцание трагикомичного театрального действа.
Спектакль, заявлен в афише театра как комедия в жанре абсурда. Но с этим определением можно поспорить. Если уж применять какой-то эпитет к жанру спектакля, то куда больше подходит, например, психологическая трагикомедия. Но и это не совсем точно. Лучше всего, на мой взгляд, подходит эпитет «инфернальная», обуреваемая бурными творческими страстями комедийная драма с HappyEnd(счастливым концом) в эпилоге (на апофеозе). Вот уж чего там действительно хватает, это творческих метаний и поисков.
Пьеса сложна в деталях, которые упрощаются в спектакле режиссерским замыслом образной трагикомичной актерской игры и шикарным авторским юмором. Абсурдные, на первый взгляд, диалоги персонажей, режиссерским постановочным приемом создают образы понятные зрителю при кажущейся бессмысленности поступков героев.
Необычны декорации спектакля (сценография). Комната, в которой происходят события пьесы, это чистые листы бумаги. По ходу действия спектакля, эти листы прорисовываются актерами в предметы¸ после чего вскрываются, обнажая реальный мир, скрытый в зашоренных глазах персонажей, срывая пелену тумана из души главного героя.
АктрисаВероника Гладышева (персонаж Муза)
Блистательная игра актрисы Вероники Гладышевой показала зрителю музу главного героя: величественную и обыденную, трогательную и порочную, такую КАК ВСЕ и единственную, неповторимую.
Уморительно задорная, шаловливо – озорная и, одновременно, глубоко проницательная манера игры актрисы Дарины Калияевой (персонаж Елена), не только веселит публику, но и раскрывает зрителю границы восприятия и причинно - следственные связи происходящих на сцене событий.
Дарина Калияева (персонаж Елена) и Степан Киянов
Особое место среди персонажей пьесы занимают друзья главного героя. Актеры Кирилл Липатов (персонаж Петр) и Александр Ордин (персонаж Александр), сыгравшие друзей Феофана,удивительно точно показали изменения в психике и судьбе своих героев. Актерам удалось «вжиться» в свои роли, заставив зрителя проникнуться происходящим.
Александр Ордин и Кирилл Липатов (персонажи Александр и Петр)
Важное смысловое значение в компании друзей Феофана, занимает персонаж Миша (артист Михаил ANTICVARАнтипов). Неразлучный с гитарой, он отстраненно участвует в празднике жизни главного героя и, вдохновенно играяавторские сэты, придает сценическому действу содержательную музыкальную нагрузку.
На протяжении всего спектакля приглушенным фоном звучит аутентичная музыка группы Аквариум. Музыкальная поэзия Гребенщикова погружает зрителя в образное осмысление абсурдных, на первый взгляд, диалогов героев. Музыкальное сопровождение замечательно работает на осознание основной идеи пьесы. Изменись сам, и изменятся Музы твои. Думается, в этом - философский лейтмотив пьесы, образно вскрытый великолепной актерской игрой и вдумчивой режиссерской работой.
Осмысливая смысл пьесы и режиссерские находки в ее постановке, можно придти к неожиданным выводам: спектакль поставлен так, что Непонятное стало понятным.
Просмотрев постановку, вдумчивый зритель может осознать: вся наша жизнь – театр (абсурда ли?). Все люди – актеры этого театра. Все мы выходим на жизненную сцену и играем различные роли. Сходим со сцены в зрительный зал, осмысливаем сыгранное, и вновь стремимся на подмостки в поисках своей главной жизненной роли. Отношение человека к жизни как к театру, позволяет найти на жизненной сцене свою дорогу. И тогда жизнь перестает быть тельняшкой, на которой чередуются белые и черные полосы, Она стелится как белая полоса скоростной автострады, а черно-белые полоски мелькают за бортом, не мешая движению.
«ОНА КАК ВСЕ» это яркий, озорной, полный комедийного драматизма умный спектакль. Постановка посылает каждому из нас напутствие: Ощутить жизнь театральной игрой, найти в жизни свою главную роль и с успехом сыграть ее. Такое возможно только, выйдя за рамки «ОНА КАК ВСЕ». Для этого, играя жизненную роль нужно беречь свою Музу, любить ее, кормить духовной пищей, сохраняя трезвость в житейском тумане страстей.