Петербургский Театр Драмы и Трагикомедии «АРТЕЛЬ-СПб» (режиссёр и художественный руководитель театра Максим Фёдорович Веселов, группа ВКонтакте ) представляет на собственной сцене (Санкт-Петербург, пер. Ковенский, д. 16) спектакль «Петербурженка» ( автор пьесы М. Веселов, постановщик Степан Ф. Киянов, хореограф Александра Стрекаловская, художник-постановщик Елена Павина).
Кто она, Петербурженка, жительница города на Неве? Что мы знаем о ней? Просмотр спектакля выявил сложность вопроса, несмотря на кажущуюся его простоту.
Петербурженка не станет раздражаться, если приезжий спросит на углу Невскогои ул. Восстания: «Где тут Невский?» Снисходительным жестом и лукавой улыбкой она укажет направление. Будет ли Петербурженка пить вино в сквере на скамеечке? Это мовитон, господа. Петербурженка никогда не произнесет слово «Питер». Для нее это пошло. Она скажет ГОРОД. И еще петербурженки отличаются от жителей других регионов неким прибалтийским спокойствием. А может ли петербурженка быть прописана в Караганде? Да. Где угодно.
Бытьпетербурженкой – это состояние души. Представляется, что именно в этом проявился дух спектакля и замысел пьесы драматурга и режиссера Максима Веселова. Спектакль приносит понимание, что многие дамы, всю жизнь от рождения прожившие в городе, собственно петербурженками так и не стали. Это обнаруживается-вскрывается игрой актеров в декорациях кухни коммунальной квартиры, с житейским юмором и трагическим фарсом.
Проявился ли петербургский дух главной героини спектакля Виктории в игре актрисы Дарины Калияевой? На этот вопрос ответ знает зритель. Если вопрос у него возник. Спектакль такого рода необходимо ставить на сцене так, чтобы у зрителя возникли вопросы, ответы на которые он нашел бы в убедительной актерской игре. Думается, что и вопросы возникли и ответы получены – глубокие и исчерпывающие.
Замысел пьесы прост и философичен одновременно. Поэтические строки, озвученные устами артиста Кирилла Липатова (персонаж Киря) погружают зрителя в сопричастность противоречивым чувствам героя, включают в энергетический обмен с персонажами пьесы. В игре актеров заметны элементы эмоциональной импровизации. Реагируя на реакцию зрителей, они привносят в спектакль что-то свое, дополняя драматургию пьесы личным переживанием сценического действа. От этого спектакль становится по настоящему живым, ярким и самобытным, а сыгранные образы убедительными.
Небольшой зал, непосредственная близость зрителя к сцене, позволяют погрузиться в петербургский дух пьесы, ощутить сопереживания действующих лиц, испытать радость и печаль героев, оценить их характеры. Такие эмоции невозможно испытать в кинозале, их может дать только театр. Несомненно, стоит попробовать терпкий вкус пьесы и ощутить послевкусие талантливой актерской игры. ТДТ «АРТЕЛЬ-СПб», это и есть – Артель, сообщество единомышленников спаянных единством целей и помыслов, направленных на служение зрителю, на привнесение в петербургскую жизнь порции радости и солнечных лучей, пробивающихся из душ актеров сквозь хмурость неба нашего прекрасного города.
Так кто же она, Петербурженка? Просмотрев спектакль, стоит задуматься и оценить это явление.