Театральная артель Максима Веселова в Санкт-Петербурге

Дата: 20 Марта 2023 Автор: Виктор Верин

Интервью с художественным руководителем Театра Драмы и Трагикомедии «АРТЕЛЬ-СПб»,

режиссером, писателем, автором-исполнителем, композитором и музыкантом, драматургом и актером
Максимом Фёдоровичем Веселовым 

 

ТДТ «АРТЕЛЬ-СПб» во Vk 

Санкт-Петербург, Ковенский переулок, д. 16

 

 

- Артель - сообщество мастеровых по производству каких-то товаров или услуг. Назвав так театр, вы подчеркиваете его коллективную сущность или намерения создать творческий продукт, который будет востребован зрителем, как потенциальным покупателем? Кстати, театр — это услуга, творческий продукт или все же нечто иное? В советское время театр был частью воспитательной работы, идеологической, просветительской, что оправдывало государственное финансирование театров и их большое количество. С приходом рынка появились продюсеры, которые захотели зарабатывать на театре, и появились режиссеры, которые захотели реализовать свои фантазии без оглядки на какие-то культурные традиции и общепринятые нормы морали, нравственности или изыски государственной политики, но при этом еще и продолжая получать финансирование из государственного бюджета. А ваш театр в какой организационно-правовой форме существует? Как он был создан? Как родилась сама идея нового театра? 

 

 - Актёру будет легко держать роль, если он каждую секунду на сцене понимает – чего хочет его герой. Это основа Системы Константина Сергеевича. Дальше накладываются: характер героя, его интеллектуальный психосрез и предлагаемые обстоятельства. Тогда абсолютно логичны и правдивы реакции и поступки героя. Но, Станиславский ничего не надумывал, он тончайший психолог и хорошо знал логику жизни, с коей и списал свою Систему реалистического театра. В жизни тоже надо ответить себе на вопрос: а чего ты хочешь? Именно ты, сейчас и в собственном будущем – чего хочешь? Вокруг меня собрались люди, кто ответил себе на этот вопрос.
     Мы хотим заниматься Искусством, возвышающим, одухотворяющим, вдохновляющим, помогающим расти – чистым, ясным и понятным Искусством. И вот мы здесь. Группа товарищей и друзей, кому нечего делить, нечему и незачем завидовать, приятно видеть друг друга и объединённых одной целью – максимальной самореализацией.
     Можно отметить и чего мы НЕ хотим: терпеть самодурство «чиновников от искусства», терпеть выкрутасы извращённого сознания пробравшихся к бюджету недо-режиссёров, дрожать за место под солнцем софитов и многое другое, чем изобилует любое бюджетное заведение. Да, там спокойнее «бытово», но сложно назвать Искусством их «продукт для массового потребления». Там ходят на работу. Ходят работу работать, а не служить Искусству. Теперь там так. И нам этого не надо. Максимализм? Да просто – жизнь жалко, она одна и короткая, некогда ждать с моря погоды, не на что и не на кого надеяться, бессмысленно просить, надо самим затеять Дело и делать его не оглядываясь и не сомневаясь.  
      И вот мы собрались, «мастеровые» Искусства. Надеюсь – Мастера.
Есть хорошая поговорка: не бывает стада без вожака, не бывает стада вожаков. Очень точно. Если собираются вожаки, то это уже – стая. Силища. И, так как мы – «вольные каменщики», то и приглашаем к себе тех, кого нам действительно не хватает. Ну и избавляемся от тех, кто не разделяет наши взгляды и выработанные правила единства. Зачем нам что-то и/или кого-то терпеть? Мы не гос. структура, в нашем случае это не логично.
    Мечта? Артель. Никто никому не мешает – найти единомышленников и организовать Дело своей жизни. И нам никто не мешал. Собрались, решили, начали. А со временем стали обрастать такими же как мы, набирать силу и вес.

 

- Кто финансирует театр? Кто и как формирует репертуар? 

 

 - Никто не финансирует. Сами. Друзья помогают со звуком, светом, элементами костюмов и реквизита, и прочим. Декорации делаем своими руками. А, раз никто не платит, то никто и не заказывает музыку – репертуар выбираем самостоятельно. Но, здесь отдельная тема…
На протяжении более чем 30-ти летней моей режиссёрской деятельности, проблема репертуара была и остаётся главной. Прочитывая сотни пьес, я руководствовался только одной установкой: сверх идеи пьесы должна перевесить на моих внутренних весах тот труд, который потребует постановка: время, силы, здоровье – моё, постановочной группы и самих актёров, деньги – а потом деньги зрителей и их время – соответствует ли главная идея пьесы этим затратам? Мало того. Подавляющее число авторов пьес считают, что для написания оной необязательно театральное образование и даже знакомство со спецификой театра. Взял и написал. И это может быть талантливейшее литературное произведение, но – не драматургия. У театра свои законы, каноны, правила, это – наука, кою требуется сперва изучить, чтобы далее что-то изобретать. Система Станиславского – фундамент здания пьесы, а без фундамента даже палатка промокнет. Потому у нас есть в репертуаре и такие спектакли, где стоят указания вместо ФИО автора – «По мотивам». Не одного конкретного произведения, это может быть по мотивам массы материала, использованного как сырьё для создания сценически оправданного целостного произведения. Плагиат? Нисколько. Как сказал Джон Леннон: «Идеи носятся в воздухе», главное отделить семена от плевел и вырастить не сорняки, а нечто полезное.
Так вот. Наш театр – театр репертуара. Каждая пьеса – уникальна, либо уникально поставлена, представлена. Мы пробовали делать ставку так же на «звёзд», но… необязательные они, пафос, гонор и ненадёжность. Возможно, нам не повезло в этом плане. Посмотрим. Но, пока, ставка на репертуар – сильнее. Наши актёры по уровню игры не уступают «звёздам», а в чём-то превосходят их (помимо меня, есть режиссёр-постановщик и преподаватель актёрского мастерства Степан Фёдорович Киянов и хореограф-постановщик Александра Стрекаловская). А потому, лучше знать – на что, на какой материал не жалко тратить свою жизнь.

 

- Есть ли своя сцена у театра? Где репетиционная база театра?

 
- Своя сцена есть, зал уютный, камерный (60-70 мест), амфитеатром (построили своими руками). В центре Петербурга – 5 минут пешком от метро Площадь Восстания. Там же и репетиционная база. Но, мы любим и у кого-то в гостях выступить, есть дружественные сцены.

 

- Откуда пришли актеры в театр? Какова труппа? Или театр построен по принципу антрепризы?
 
- В основном, актёры и актрисы приходят к нам по надёжной рекомендации. А остаются только те, кто принимает всем сердцем нашу жизнь и разделяет мировоззрение. Это в основе – театральные артисты, но есть и киношные, биографии можно посмотреть на наших ресурсах.
 
- Это театр представления или переживания?
 
- Это театр переживания. В основе. Но не всё так однозначно. Дело в том, что в ТДТ уже сформировались собственная театральная школа и постановочное направление. Они ещё не описаны мною в трактатах или некой научной работе, всему своё время. Но, из постановки в постановку новая школа всё активнее себя проявляет и это видит наш постоянный зритель. Видит и ценит. Даже один и тот же спектакль – всегда меняется, усложняется, становится и интереснее, и ярче в плане постановки и актёрской игры.
   Есть у нас в репертуаре и спектакль в жанре театра абсурда, трагикомедия Джорджа Гуницкого о зарождении русского рока. Музыка на спектакле аутентичная и лично разрешённая к использованию автором. В этом спектакле мы добились ясности и понятности в символизме постановки и контрапункте актёрской игры. Зритель словно погружается в иной мир, с иным языком и ментальностью, но каждую секунду радостно ощущает, что понимает происходящее. Это было очень сложно поставить, но мы справились.
 

- Что для вас является сверх сверхзадачей — развлекать, удивлять, просвещать, покорять, общаться?
           
- Очень хороший вопрос. Он – о смысле театра как такового. Учёные доказали, что наш мозг, получая переживания, воспринимает их как собственный опыт вне зависимости от того – с данным человеком это произошло или он пережил эмоциональное потрясения благодаря эмпатии. Вот истина. Эмпатия. У нас есть в среднем 2,5 часа на то, чтобы погрузить зрителя в эмпатическое сопереживание героям и передать ему концентрированный жизненный опыт персонажей. И, через эти 2,5 часа, наш зритель выходит из театра мудрее на несколько жизней. Он получил опыт и знания благодаря эмпатии. Он стал другим. Это может сделать только театр, так как тут идёт прямое взаимоотношение живых людей, живая энергетика, переливание эмоций, катарсисов. По силе и скорости передачи жизненной информации (мудрости) «из уст в уста» с театром больше не сравнится ни один вид Искусства.
 

- Кто в театре главный художник? Есть ли завлит? Что сейчас идет на сцене? Что в работе?

 
- Изначально, главный художник в театре – Елена Павина. Она же и художник по костюмам. И вся полиграфия театра – её талантливейших рук дело. И обложка CD, выпущенного ТДТ для аудио-альбома нашей примы Яны Мартыновой. И обложки всех моих книг.
  Завлит, извините, я. Если пьеса не мною написана или скомпилирована, а взята авторская, то всё одно, она подвергается моей адаптации для конкретного театра и постановки. Никакой отсебятины тут я неприемлю, в основе пиететное отношение к авторскому слову… но вот слово это (реплика, монолог и тд) могут быть переданы другому персонажу, переставлены местами сцены и тд. Такое бывает. И всё работает на Идею пьесы, Автор не может быть в обиде. Теоретически.
   На сцене сейчас трагикомедия «Петербурженка», уже очень полюбившаяся питерцами. Некоторые ходят на все показы пьесы. Это очень ценно.
  Скоро снова показываем спектакль-иллюстрации второго тома «Мёртвых душ» Николая Васильевича. Да, второй том восстановлен. Разумеется, это национальная сенсация и стоит отдельного разговора. Спектакль уже Дипломант Всероссийского фестиваля «Книжный маяк Петербурга».
   В разработке спектакль по роману Владимира Орлова «Альтист Данилов». Тут тоже будут сюрпризы в постановке, но они вскроются уже ближе к премьере.


 

на фото Елена Павина

- В чем главное отличие театра от многих других или театр не должен стремиться к своей особенности, оставаясь в рамках классического драматического искусства?
 
  - Вот, честно, мне скучно смотреть классическую постановочную школу. Это «фундамент», а дальше-то должно быть построено «здание». Талант интересен своими особенностями. Не вычурными кричащими бессмыслицами, а новыми гранями сверкающего алмаза Искусства. Он должен расширять сознание, горизонты полёта мысли, фантазии и воображения, он должен привносить в человеческую жизнь ценности и смысл. А для этого мало быть как все, надо стать особенным. Уже говорилось о новой театральной школе в ТДТ. Она ещё не имеет названия. Но уже – живёт, удивляет, восхищает, вдохновляет. Это – ценно, и помимо уникального репертуара, она уже притягивает внимание как знатоков театра, так и зрителей, чьи сердца открыты красоте и новым выразительным средствам.

 

- Как обстоят дела с гастрольными проектами? Участвуете ли в фестивалях?
 
- «Шаг за шагом». Мы потратили много времени на создание репертуара, на помещение. Скоро обратимся и к гастролям, и к фестивалям. Пока только два наших спектакля участвовали во Всероссийском фестивале «Книжный маяк Петербурга» и оба стали Дипломантами. Помимо упоминаемых уже «Мёртвых душ», это спектакль «Петербурженка», который, видимо, становится уже визитной карточкой Театра Драмы и Трагикомедии «АРТЕЛЬ-СПб» и даже стал… модным в Питере, что ли. Гости города идут на него – познакомиться с ментальностью питерцев, а питерцы – посмотреться в «зеркало сцены». Нравится и тем, и другим.
Сейчас немного выдохнем и оглянемся на фестивали и гастроли, мы легки на подъём.
 
- Какая зарплата у актеров театра? Чем вы могли бы заинтересовать актеров в сотрудничестве с театром? 
 
- Артель подразумевает – поровну. В зависимости от продаж билетов, собрание труппы принимает решение: какую часть пустить на гонорары, какую оставить на развитие театра. В этом уникальность. И в этом – сложность работы с откровенно медийными «звёздами» – не всякая «звезда» согласится получать столько же, сколько маленькая балерина, главный герой и эпизодический актёр. «Звёзд» интересует гонорар, а не служение Искусству, они работу работают, но об этом я уже говорил. Хотя, признаться, некоторые переговоры ведутся, как известно – исключения только подтверждают правило. А, вот, чем мы можем заинтересовать… Жизнью, прожитою не бессмысленно, не более.
 

На фото М.Ф. Веселов

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход