Семиструнной гитаре приказано: выжить!

Дата: 18 Февраля 2023 Автор: Зайцева Людмила

 

 

 

 

Предисловие
  
     Очерк Людмилы Зайцевой о проблемах семиструнной гитары уникален. Редко кто так отважится писать: со знанием материала, с достоверностью исследователя, с опорой на исторические факты, на череду портретов известных гитаристов, которых она цитирует. Это большая и кропотливая работа, требующая ума, настойчивости, усидчивости, научной сообразительности и образованности. Великолепный слог, выстроенная композиция. Честь и хвала ей за то, что пытается спасти часть почти уничтоженной русской культуры, которая составляла целую эпоху.

Анатолий Ширялин.
 

Глава 1. Простой тест или: Прелюдия к тексту  
                                                                                                                  
     Открывая новую книгу, мы хотим извлечь из неё полезную для себя информацию или, по крайней мере, интересно скоротать время. На этот раз предложенный тест заранее поможет вам понять, оправдает ли данная исследовательская работа ваши надежды.
Для этого: ответьте на вопросы и присваивайте себе баллы, за ответ «да» – 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов.

Вопросы теста:
1.    Знаете ли вы, что существует семиструнная гитара?
2.    Известны ли вам хотя бы два отличия семиструнной гитары от шестиструнной?
3.    Владеете ли вы нотной грамотой?
4.    Знаете ли вы, что для русской семиструнной гитары создан обширный исполнительский репертуар?
5.    Сможете ли вы назвать фамилии гитаристов-исполнителей на семиструнной гитаре?
6.    Владеете ли вы техникой игры на семиструнной гитаре?
7.    Знакомы ли вы с историей русской семиструнной гитары? 

 

Результат теста.
0 баллов – вам повезло, на страницах этой книги перед вами откроется что-то новое – непростая история одного из лучших представителей русской музыкальной культуры – семиструнной гитары.
1-3 балла – вы разносторонне развитый человек и, прочитав эту книгу, пополните свои знания страницами из истории русской семиструнной гитары.
4 балла – вы энергичны и любознательны. Дерзайте на пути изучения истории русской семиструнной гитары, прочитав эту книгу.
5-6 баллов. Вы –  энтузиаст русской гитары. Благодаря таким, как вы – она выжила в непростых исторических условиях, о которых повествует эта работа.
7 баллов. Вы – подвижник русской семиструнной гитары. Если вы занимаетесь концертной деятельностью, скорее всего, найдёте своё имя в главе №23 данной работы.

 

Глава 2. Ещё один вопрос
 

Ознакомившись с результатом теста, вы продолжаете читать?
Значит, вы из тех, кто стремится к изучению и сохранению культурного исторического наследия России, без которого нет будущего.

 

Глава 3. Лирический всплеск
  
     Что такое гитара? Какая она? Ответить на этот вопрос пытались веками. Но это чУдное творенье настолько неуловимо-многолико, что охарактеризовать одним словом и понять суть его невозможно. 
                               
                ГИТАРЕ

Ты смелая     и     робкая,
Неслышная   и    звонкая,
Враждебная и     дружная,
Никчёмная    и    нужная.
Ты тусклая,         блестящая,
Подделка,            настоящая,
Угасшая,              живая,
Жестокая,            не злая.
Бездарная,           певучая,
Ты слабая,            могучая,
Ты страшная,      красивая,
Ты скромная,      ретивая.
Спокойная    и     резвая,
Ты пьяная     и    трезвая,
Ты сложная,        простая,
Тихоня,                боевая.
Обуза,                  амулет,
Ты - темнота  и   свет.
Шершавая     и    гладкая,
Ты горькая    и    сладкая,
Граница        и      безбрежность,
Жестокость ты  и     нежность.
Ты лживая    и     правая,
Простая         и    лукавая,
Зловредная   и     славная,
Ты скучная,         забавная. 
Холодная      и     страстная,
Ужасная,              прекрасная,
Ты злая и  ты       добрая,
Продажная   и     гордая,
Ты стойкая,         ранимая,
Ненужная…        любимая.
 
Перед Семиструнной преклонялись. Её любили и любят. А любовь и ненависть всегда рядом. Поэтому были и остаются те, кто, не понимая и не осознавая русскую гитару, не приемлет её до сих пор.
     А семиструнная гитара, эта нежная подруга любви, поёт и поёт по-своему, по-особенному. И шепчет нашей душе о вечном…

 

Глава 4. Закон единства и борьбы противоположностей никто не отменял

     В 1983 году один российский гитарист-концертант в письме своему другу сообщал: «Машкевич1 всё утверждал, что семиструнку обижают…Я действительно с ним (как и с его шайкой) боролся и – не зря! Семиструнка сдохла окончательно. Остались теперь Ким2 да Орехов3… Но теперь  нам никто не поверит, что семиструнка «завоюет мир» 4
Это строки  из письма В.В.Славского 5 к В.М. Мусатову 6.
Если исключить из текста пренебрежительное «семиструнка», трудно  предположить, что речь идёт о судьбе одной из составляющих  национального духовного богатства России – семиструнной гитаре. А история её на родине весьма нелицеприятна, даже трагична.
     Взлёты, падения, непримиримая борьба с ней. И… в ней, если вспомнить разногласия между приверженцами семиструнной и шестиструнной гитар. Эти две равноправные и неотъемлемые части единого целого – гитарного искусства, на определённом историческом этапе его развития, стали ощущать себя «противоположностями». И, будучи беззаветно преданны высшему началу – Музыке, всё же оказались  «по разные стороны баррикад». Однако противодействие шестиструнников и семиструнников не повернуло гитарное искусство вспять. Оно продвигало его вперёд оттого, что сработал закон единства и борьбы противоположностей. И возникновение активного взаимодействия, столкновения противоположностей, находящихся в рамках данного единства – гитарного искусства – стало движущей силой его развития.

 

Глава 5. За русскую гитару замолвите слово
   

  Объективные причины привели к тому, что в России в первой половине 20-го века началось непримиримое противостояние представителей двух гитарных строёв. «…вопрос строя всегда являлся краеугольным камнем в извечном споре о преимуществе шести- или семиструнной гитары» 7, – отмечает Сергей Руднев8. «С горечью можно констатировать, что мы не знаем всей правды о своём инструменте и наследия, созданного для него. Это важно знать и понимать сегодня, когда разрушено до основания почти всё, чем гордилась Россия в прошлом, а взамен ничего не создано. Может быть, пришло время повернуться лицом к русскому гитарному наследию?!»9
     Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем возникшую ситуацию с точки зрения субъективного видения некоторыми известными деятелями гитары перспектив развития гитарного искусства в России.
     Защищая право семиструнной гитары на существование, мы будем основываться лишь на достоверном историческом материале. И, не умаляя достижений шестиструнной, попытаемся привлечь внимание к русской семиструнной гитаре, которой, говоря словами Анатолия Ширялина 10 «почти нет, не только в высших и средних» музыкальных учебных заведениях, «а даже в музыкальных школах. Такое положение у себя на родине не оправдано ни исторически, ни нравственно».11
«Мы.. меем свой национальный инструмент – русскую семиструнную гитару», поддерживает Сергей Руднев, – «но, к сожалению, слышим её очень мало или не знаем о существовании её школы и репертуара».12 «Гитара и русская душа – две вещи неразделимые. У нас свои традиции и гитарная культура. Ничего не надо перенимать у иностранцев, достаточно вспомнить и изучить исконно русское». 13
   Среди тех, кто в наше время отстаивает права русской гитары – Владимир Богданович 14. «Не забывайте русскую гитару! – призывает он, – «ибо только она в России имеет будущее. Она жива, несмотря на её неприятие официальной музыкальной культурой. Нужны доказательства? Пожалуйста! Музыкальная литература не изучает даже историю гитары». 15 
 
   Глава 6. Стремитесь к гармонии
 
     Человечество существует тысячелетия, но лишь в последние века начала зарождаться гармония между материальным и духовным миром. И чтобы не стать лишь пассивными свидетелями этого сложного эволюционного процесса,  необходимо отрешиться от стандартизации вкусов и, приобщаясь к духовности и красоте, научиться «доброму поклонению высокому мастерству наших предков».16 Потому что, по словам академика Д.С.Лихачёва, «Без духовной «оседлости» без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья». Речь идёт о необходимости сохранении национальных традиций, «которые сегодня являются надёжной основой для приумножения и развития отечественной культуры, о разумном отношении к культурному наследию наших предков. Если мы будем позволять себе и другим пренебрежительно относиться к великим творениям наших предков, то будем ли мы сами и будут ли наши потомки ценить должным образом содеянное нами?».17 Оспаривать это утверждение вряд ли кто-то будет.
 
Глава 7. Вначале была шестиструнная
 
     Обратимся к истории. Раньше  «на гитару мало обращали внимания, считали инструментом вульгарным, не светским; но с конца 18 века и всю первую четверть 19 века гитара была, пожалуй, самым излюбленным инструментом и пользовалась бОльшим распространением, чем впоследствии фортепиано».18
     Известно, что вначале популярностью пользовалась французская 6-струнная гитара. Для неё даже вышел в свет самоучитель игры на гитаре И.фон Гельда 19 «Усовершенствованная гитарная школа для шести струн или руководство играть самоучкою на гитаре». Но, И. фон Гельд допустил  ошибку, так как в конце 18 века «6-струнная гитара почти вышла из употребления, все хотели обучаться на 7-струнной». 20 Позже Гельд предпринял ещё одну попытку  издания школы игры, но уже для 7-струнной гитары. Но она оказалась неудачной, потому что появились первые отечественные гитаристы, и стало выходить большое количество собраний пьес для 7-струнной гитары.

 

  Глава 8. Естественная часть русской музыкальной культуры
 
     Расцвет русской семиструнной гитары связывают, обычно, с тем, что в конце 18-го века в Москве обосновался образованный музыкант, арфист Андрей Осипович Сихра.21 Он и стал основоположником русской гитарной школы.
   «Именно он ввёл в практическое музицирование семиструнную гитару, за которой впоследствии закрепилось название «русская». 22 Сихра  издал большое количество замечательных сочинений и обучил многих музыкантов, которые впоследствии стали гитаристами-виртуозами. Известен он был не только исключительным музыкальным дарованием, но и тем, что «… всегда был готов на всякое доброе дело, в приятной и остроумной беседе никогда не проскальзывало злое слово, и все знакомые не могли нахвалиться прекрасными качествами его души». 23
   Благодаря деятельности А.О. Сихры,  которая, по словам Стаховича24«была невероятная, сочинений он издал тысячи и в каждом шёл всё далее и далее в своём искусстве», семиструнная гитара стала популярной среди «представителей разных сословий: ею увлекались русская интеллигенция и представители средних классов, к ней обращались музыканты-профессионалы и любители бытового музицирования; современники стали связывать её с самой сущностью русской городской народной музыки…Гитару стали воспринимать как естественную часть русской музыкальной культуры. Сейчас можно лишь удивляться как быстро (за 2-3 десятилетия) мастера смогли наладить производство «русской» гитары».25 Интересно отметить, что в то время «исполнение молодыми женщинами романсов и песен под аккомпанемент гитары… входило в программу»  26 их воспитания.
   «Описание чарующего звучания семиструнной гитары можно найти в прочувствованных строках Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Чехова, Толстого и многих других поэтов и писателей».27 Превосходным гитаристом был и знаменитый русский художник Василий Иванович Суриков. Также известен факт, что великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов брал в Москве уроки игры на гитаре у Михаила Тимофеевича Высотского. 28 Своему учителю он посвятил стихотворение «Звуки».
 
Глава 9. Мелодика народных песен
 
   Гитара, «возникнув на почве народных русских песен и сделавшись, так сказать, национальным русским инструментом... в двадцатых и тридцатых годах» 19-го века «переживает блестящий период своего существования; от этого периода осталась нам литература, в которой преобладающим направлением является записывание и разработка русских песен.

В этом отношении сочинения русских гитаристов этого периода заслуживают... серьёзного внимания русских музыкантов. Не говоря уже о том, что песни эти записывались сто лет тому назад из чистого, не загрязнённого ещё позднейшими наслоениями источника» 29.
   Одним из первых родство мелодики русских песен с природой инструмента заметил С.Н. Аксёнов30. Старинные русские народные песни предпочитал играть и Н.Н. Лебедев31, находя в них неисчерпаемые источники поэзии и красоты. «Эти скрытые в народной песне сокровища он искусно развёртывал в очаровательных вариациях, которые он мог создавать, творить в момент игры, подобно М.Т. Высотскому, иногда целыми часами… бесконечные и бесподобные вариации нередко вызывали у слушателей слёзы.32

 

Глава 10. Сихра – Агафошин Сеговия
 
     Имя Петра Спиридоновича Агафошина 33 появилось в истории  русской гитары в первой половине 20-го века. Ученик В.А.Русанова34, он, в 1900 году, под впечатлением игры итальянского гитариста А. Доминичи,  перешёл на 6-струнную гитару.
   Из воспоминаний П.С.Агафошина: «Я ставил перед собой следующую задачу: овладеть шестиструнной гитарой, попутно повысить свою технику, работая над гаммами и этюдами (на семиструнной я их не играл), познакомиться и овладеть литературой 35 …В 1910 году я покинул Общество мандолинистов и гитаристов, считая, что слишком долго в нём засиделся. Правда… пребывание в обществе принесло мне немалую пользу: я хорошо читал ноты и чувствовал себя сильным в аккомпанементе…В 1912 году я был приглашён для работы в Московский Малый театр…Так продолжалось до 1926 года, т.е. до приезда к нам А. Сеговии 36…его концерты явились большим событием… для гитаристов» .37
     Приезд в СССР знаменитого испанского гитариста произвел сильное впечатление не только на Агафошина, но и на многих музыкантов. Так, П.И. Исаков 38 со своими учениками перешёл на шестиструнную гитару, хотя позже вновь возвратился к  семиструнной. А с 1930 годов – играл и преподавал на двух строях.
     В письме к Машкевичу (от 15.06.34г) Исаков пишет: «…возможности семиструнной гитары…порой, значительно превосходят шестиструнную, в особенности в ходах баса. Главное…что меня не удовлетворяет на 6-струнной гитаре, это её сухость, которую не изжить ни портаменто, ни легато…Сухость её обусловлена строем и техникой». 39
      Напомним, что ещё раньше, до революции «некоторые русские гитаристы, увлекавшиеся сольной игрой и ознакомившиеся с шестиструнной гитарой и её литературой, стали отдавать предпочтение этому инструменту»40. А гастроли Андреса Сеговии лишь ещё больше этому способствовали.
   Необходимо заметить, что, по мнению Мусатова, высказывания о преимуществах того или иного строя всегда будут субъективными и «не могут полностью отразить действительное положение и мысли общественности в целом…Слушатель слышит музыку, а не строй инструмента» поэтому «нельзя доказать преимущества строя рассуждениями в статье или книге» 41 (что автор данного исследования делать не пытается. Прим Л.З.)
 
Глава 11. Шесть и (или) семь
    

Итак, П. С. Агафошин, после гастролей Сеговии,  стал безоговорочным почитателем его игры, «его приёмов, манеры интерпретации» и «редактором-составителем сборников пьес, входивших в репертуар Сеговии и других зарубежных гитаристов». 42
     Агафошин, более всего известный как педагог, сделал первые шаги в этом направлении «в 1910 году, когда в московском обществе «Музыка и пение» были организованы классы обучения игре»43 на шестиструнной гитаре. Однако полностью на профессиональную деятельность в области гитары П.С. Агафошин переключился только в 1930 году, в возрасте 56 лет. При Московской консерватории были открыты курсы гитары, и класс 6-струнной был поручен ему. Там, по инициативе Агафошина возник спор о преимуществах шестиструнной гитары перед семиструнной, в результате в 1934 г. курсы гитары были закрыты.
     О своей педагогической деятельности сам Пётр Спиридонович пишет: «…я буквально «выворачивал себя наизнанку», передавая, всё мне известное и накопленное, ученикам…Я передал им лучшие традиции и энтузиазм. Всё это я говорю искренне, мои ученики могут это подтвердить…Лично я могу быть довольным результатами своей педагогической деятельности. И не только по сравнению с результатами деятельности педагогов-семиструнников, …но и по сравнению с результатами деятельности многих педагогов-пианистов и скрипачей, в том числе и известных. А ведь я был, по сравнению с ними, в худших условиях: мне пришлось развивать культуру шестиструнной гитары буквально на пустом месте». 44 Необходимо отметить, что «…деятельность П.С. Агафошина… привлекательна настойчивостью в достижении целей…что приобретает особую ценность, если принять во внимание, что он не получил не только музыкального, но даже общего среднего образования». 45
 
Глава 12. Объявили русских испанцами
 
     Преклонение перед испанской гитарой привело к тому, что в 1928 году была издана брошюра П.С.Агафошина «Новое и гитаре». «В ней провозглашался курс на неограниченное развитие в нашей стране испанской шестиструнной гитары, якобы имеющей ряд преимуществ перед семиструнной гитарой». 46
   В 1931 году Агафошин выступил в журнале «За пролетарскую музыку» (1931, №11) со статьёй « Шести- или семиструнная гитара».
    В то время мнение П.С.Агафошина было очень авторитетным. Он привлекался для участия в жюри музыкальных конкурсов, оценки рукописей гитарных пьес и т.д. В связи с чем: «Деятельность Агафошина, направленная не столько на защиту шестиструнной гитары, сколько против семиструнной, имела большой успех. Нашлось множество лиц…, которые признали русскую семиструнную гитару вульгарной, некультурной, ограниченной, одним словом, – инструментом второго сорта, а гитару шестиструнную, на которой играют за границей, классической, усовершенствованной, культурной. В результате семиструнная гитара уже в 1931 г. не преподавалась во многих музыкальных школах; в газетах и журналах печатались нелестные статьи и заметки, направленные против семиструнной гитары. Двери редакций газет и журналов для лиц, желавших выступить в её защиту, закрылись». 47
 

Глава 13. Цикличность развития
 
     История знает много примеров неприятия элементов «чуждой» культуры. Например, в конце первого тысячелетия, вместе с деревянными изображениями языческих богов, на кострах сжигались и древние книги.
Также известен факт гонения гитары как «языческого» инструмента кастильским королём Альфонсо Х.
   Кроме того, на Руси с конца 15 века, церковь неоднократно принимала решения, направленные на искоренение скоморошества, несмотря на то, что оно представляло русскую народную культуру в раннюю пору её становления и способствовало развитию эпоса. «И, наконец, в 1648 году царь Алексей Михайлович принял указ, направленный на уничтожение скоморошества. Скоморохи подлежали высылке на Север, а их инструменты – уничтожению. Русскому музыкальному искусству был нанесён невосполнимый ущерб. Некоторые образцы народного инструментария были безвозвратно утеряны». 48
  
Глава 14. Высотский помог
  
     Прошло несколько лет борьбы за судьбу русской гитары.
     И вот, в 1937 году, в период особенных гонений на 7-струнную гитару А.Я. Ларин49 опубликовал в газете «Известия» заметку, посвящённую столетию со дня смерти гениального гитариста-семиструнника М.Т. Высотского.
  «Ему (А.Я.Ларину. Прим Л.З.) 7-струнная гитара обязана возвращением в стены музыкальных учебных заведений после нескольких лет изгнания: благодаря его настойчивости и упорству вопросом 7-струнной гитары занялся ЦК РСФСР, потребовавший от Комитета по делам искусств РСФСР созвать в 1939 г. соответствующее совещание, которое приняло решение о включении гитары в число инструментов, изучаемых в музыкальных школах и музучилищах».50
   Теперь на одной территории сосуществовали семиструнная и шестиструнная гитары, что «обусловило борьбу между представителями этих инструментов…».51
   И вновь «столкнулись два направления. И это породило… разногласия, дискуссии, бурную полемику…Инициаторами распространения шестиструнной гитары в нашей стране оказались П.С. Агафошин…и его ученик – известный в стране гитарист, заслуженный артист РСФСР А.М. Иванов-Крамской. 52

 

Глава 15. Один сказал, что чёрное не белое!
    
В защиту семиструнной гитары стал убеждённый приверженец русского направления  – В.Ю. Войтонис53. И он ринулся в полемический бой, убедительно отстаивая в своих статьях семиструнную гитару от необоснованных нападок её противников.
   Приведём выдержки из «Открытого Письма» В.Ю. Войтониса А.М. Иванову-Крамскому.
Войтонис пишет: «признав себя горячим поклонником мАстерской игры А.М. Иванова-Крамского и желая ему успехов в его концертной деятельности и распространении в СССР испанской гитарной школы, автор письма протестует против тенденции А.М. Иванова-Крамского и его последователей к созданию гегемонии и культа испанской гитары в ущерб русской семиструнной» 54.
И далее: «В ряде работ и статей Иванов-Крамской утверждал, что семиструнная гитара, её строй удобен лишь для несложного аккордового аккомпанемента, и если для неё выдающиеся русские гитаристы и писали сочинения, то это были обработки народных мелодий, фантазий на тему русских песен. А это …произведения более низкого уровня, упрощённого пошиба…в сравнении с западной музыкой, с иностранными произведениями для шестиструнной гитары».55 «Умалять полноценность этого инструмента в сравнении с шестиструнной гитарой никак не приходится…Делить гитару на народную (семиструнную) и классическую (шестиструнную) …не следует. Никто не отнимает от шестиструнной гитары её музыкальных традиций, её обширную литературу, её первоклассных концертантов. Но это не означает, что семиструнная гитара рангом ниже…Оба инструмента имеют совершенно одинаковые музыкальные возможности и оба имеют право на существование и развитие…Неудачную аналогию приводит автор (Иванов-Крамской Прим.Л.З.), сравнивая семиструнную гитару с народным стилем пения, а шестиструнную с «академической манерой пения»…В Советском Союзе народным хорам отведено место никак не меньше, чем академическим хорам; те же концертные залы для выступления, тот же заслуженный успех и большая любовь народа. И никто народные хоры не причисляет к области художественной самодеятельности, как это делает автор, говоря о семиструнной гитаре» 56  «отдавать предпочтение испанской гитаре потому, что она в изобилии обеспечена нотной литературой, – этот довод не совсем состоятелен. Ведь и для семиструнной гитары издано много сотен, а, возможно, и тысячи пьес. А при желании композиторов-профессионалов и любителей можно создавать новый репертуар, обогащать его, тогда как испанская гитара в этом смысле остаётся на уровне средневековой Испании».57
  Кроме того, Войтонис на конкретных примерах доказывает невозможность игры многих пьес для семиструнной гитары на гитаре шестиструнной. «В то же время любая пьеса для шестиструнной гитары может быть исполнена на семиструнной с переложением в другую тональность или с перестроем одной, двух струн» .58
 
 Глава 16. Другой сказал, что белое не чёрное!
 
     Вспомним также, что выдающийся музыковед, композитор и музыкальный деятель академик Б.В. Асафьев 59 (редактор и автор предисловия к книге М.Иванова 60 «Русская семиструнная гитара и её музыкальные возможности» (изд. 1948 г.) утверждал, что «…по общему гармоническому богатству (на семиструнной гитаре можно взять 600 аккордов, а на шестиструнной – только 300), по техническим удобствам, по аппликатуре, по числу различных тональностей с использованием открытых струн – семиструнная гитара имеет свои преимущества…»61.
     И ещё. По словам В.П. Машкевича «О недостатках шестиструнной гитары говорил ещё Г. Берлиоз в своём учебнике инструментовки (с. 91-95); современный гитарист-концертант с мировым именем – А. Сеговия, заявил о непригодности квартового строя шестиструнной гитары к современной музыке. По его мнению, гитара требует в этом случае строя терциями: шестиструнная гитара, ко всему прочему, не приспособлена к русской музыке и к народным песням других многих национальностей. Есть поэтому несколько строёв гитары: испанская шестиструнная, португальская шестиструнная со строем терциями, мексиканская девятиструнная, аргентинская одиннадцатиструнная (8 и 3 струны), русская семиструнная» 62.
Далее в «Открытом Письме» Войтонис пишет: «Что касается «существа поправки т. Крамского» «семиструнную гитару нельзя называть русской по той причине, что её изобретатель А. Сихра – чех по национальности».-63 «…то можно лишь задаться вопросом, не предложит ли высокообразованный артист вычеркнуть из золотого фонда русской культуры наследие таких деятелей, как Кюи, Рубинштейн,…Глиэр,.. Блантер, Дунаевский,…Левитан…».64
 

Глава 17. Господа, вы оба правы
 
     Несмотря на непримиримые позиции двух сторон, приведём примеры компромиссов.
Войтонис отмечает: «Сам т. Крамской говорил мне лично и писал в номере пять журнала «Музыкальная жизнь» за 1959 г., стр. 15, что и «семиструнная гитара может быть использована хорошим музыкантом, как полноценный инструмент» .65 И далее: «В.Лебедев66 ещё до революции выпустил в свет школу-самоучитель, которая снимала всякие дискуссии о вкусах и авторитетах: начальное обучение и первая часть школы шли на русском семиструнном строе ( ре, си, соль, ре, си, соль, ре, вторая часть, хрестоматийная – на испанском, но с добавочным басом си (ми, си, соль. ре. ля. ми, си)…только этот путь даст возможность сделать сознательный выбор». 67
     В 1962 г. В.Ю. Войтонис  пишет статью «Завещание старого гитариста ведомым и неведомым единомышленникам и последователям, друзьям и ученикам», где он признаёт, что: «Творчески активные гитаристы и музыкальные мастера не могут не стремиться к поискам совершенствования гитары, и невозможно ставить какие-то преграды на путях этих поисков: будь это изменение строя или числа струн…» 68
 
Глава 18. Справедливости ради
 
     Несмотря на то, что А.М. Иванов-Крамской отдавал предпочтение испанской гитаре, будет справедливо отметить, что, «благодаря» его «энергичной деятельности авторитет гитары в нашей стране возрос» 4.
 «С огромным трудом Иванову-Крамскому удалось добиться преподавания в музыкальных училищах страны (1960), где гитара, наконец, заняла достойное место среди других инструментов» 69 (из воспоминаний Н. Ивановой-Крамской 70).
     Кроме того, А.М. Иванов-Крамской отмечал такой факт «…радиокомитет много раз приглашал выступать по радио гитаристов-семиструнников…Но…эти товарищи отказывались…Это не в пользу семиструнной гитары» 71. С этим невозможно не согласиться.
     Но приведём и другое авторитетное мнение по этому поводу – слова В.А. Русанова «ни один из упомянутых …гитаристов почти не выступал публично, стремясь к собственному удовлетворению и предпочитая успеху толпы тихое одобрение истинных художников или небольшого круга почитателей …инструмента ». 72
 
Глава 19. Количество, переходящее в качество?
 
     Несмотря на возникающие противоречия, многие известные гитаристы разных поколений всё же с интересом и уважением относились к представителям другого строя.
   С. Белановский 73. в работе «Моя музыкальная биография» вспоминает: «Явившись со своей гитарой, я проиграл множество пьес и Валериан Алексеевич (Русанов прим. Л.З.) был, по-видимому, доволен: очень хвалили мою гитару, и восторгался произведениями Джулиани .74 Ему понравилось звучание испанского шестиструнного строя, и он мне сказал, что он – большой поклонник шестиструнной гитары, хотя сам играет на 7-струнной…какой-то дуэт Карулли 75 мы играли вместе с ним, причём мне очень понравилось совместное звучание 6-ти  и 7-струнной гитар».76
И далее Белановский пишет: «осенью 1910 года я познакомился…с Петром Ивановичем Исаковым…открывался старинный испанский театр…в котором…шестиструнники и семиструнники мирно уживались и никаких дискуссий не затевали». 77
«Вместо бесплодных споров о преимуществах того или другого строя он (П.И. Исаков. Прим. Л.З.) на своём примере показал, что лучше всего и на испанской и на русской гитаре играть то, что для них непосредственно написано: Высотского на семиструнной гитаре, а Таррегу 78 – на шестиструнной. Как нельзя из гитарного репертуара вычеркнуть композиции Сора 79 и Тарреги, так нельзя исключить из…репертуара ни Высоткого, ни Сихру». 80

 

Глава 20. Если любишь…
 
     Примером беззаветной любви к русской гитаре может служить талантливый     гитарист Сергей Орехов, о котором повествует в своей книге «Сага о великом гитаристе» Анатолий Ширялин. Однако и тут всё не однозначно.
 «Удивительно, но факт. Даже так называемая гитарная общественность старалась не замечать феноменального явления, каким оказалось творчество Орехова. Кто, ослеплённый блеском испанской школы. Кто – в упорном снобизме, а некоторые – просто из зависти…Его чтили и гитаристы-шестиструнники. Да и немудрено: он хорошо владел и гитарой шестиструнной… По рассказам С.Дубовицкого : «П.Паталин, прежде чем стать известным фламенковым гитаристом, переиграл на семиструнной гитаре, наверно, весь репертуар Сергея Орехова». «Шли к нему поклонники и почитатели паломниками, будто ко святому источнику…Пробегая по струнам гитары, задевал он струны более чуткие и тонкие…Иногда выступал с сольными номерами, но чаще с опорой на вторую гитару…Предпочитал фон гитары шестиструнной…упругая сила шестиструнной создавала уверенную гармоническую пульсацию…
Однажды французский посол так представил Орехова: «После его концерта в парижской консерватории многие парижане бросились искать семиструнные гитары»... Орехов, ставший легендой ещё при жизни, как-то сказал: «Я знаю, что теперь нужно делать, чтобы возродить семиструнную. И я создам такой репертуар, который возвратит молодежь к нашей гитаре». «Мануэль де Фалья высоко ставил заслуги шестиструнной гитары как распространителя испанской музыки. Семиструнная могла бы играть такую же роль в распространении русской интонационности, особенно с появлением на гитарном небосклоне такого гитариста, как Сергей Орехов. Только десятилетия кампании по уничтожению русской гитарной школы принесли свои горькие плоды – русская семиструнная стала реликтом. Репертуар её почти не играется, не изучается, не систематизирован, а ведь есть немало подлинных шедевров гитарной музыки. То, что ныне играется на шестиструнной, включая произведения Орехова – это, по большому счёту, суррогатная музыка: не та корневая система: не в стиле, с потерей характера. Приходится только восхищаться гитаристами шестиструнниками, которые дерзают играть семиструнный репертуар, ведь они прилагают неимоверные усилия, играя чуждый по своей природе репертуар. Вообще – забвение своего наследия – большой грех не только перед отечественной, но и мировой культурой. Явленное творчество любого народа – это ниточка в Вечность, одна из вибраций духовной амплитуды человечества, где проверяется подлинность Обетования…»
Из воспоминаний Н. А. Ивановой-Крамской: «Отец всегда тепло к нему относился…«Сергей-самородок…Тому, чем наградила его природа, научить нельзя. Вспомни Высотского в 19 веке». Во время выступления дуэта Орехова с Перфильевым на фестивале гитаристов в Польше в 1989 году «…в зале шумок и разговоры. Но вот после 3-го …номера я почувствовала, что в зале тихо. Сергей играл раскованно, убивая наповал своими космическими скоростями пассажей всех самых именитых гитаристов мира. Ему скандировали, не давая доиграть до конца…Все стоя аплодировали русскому гитаристу. Его не отпускали со сцены. Как и все, я тогда отбила руки. «Сергей-самородок» - вспомнила я слова Иванова-Крамского». 81
 
Глава 21. И в «перестройку» не перестроились
 
     И вновь – страницы борьбы. 1983 год.
     Из письма В.В.Славского к В.М. Мусатову (от 06.01.83г.): «Моя борьба за чистоту гитарного искусства и сейчас продолжается, но уже…с шестиструнниками…Напрасно он (Машкевич. Прим.Л.З.) упоминает меня как  «угробителя» семиструнки. Я её теперь стараюсь поднять, но никто меня понять не хочет – все кинулись в классику и фламенко». 82
     1985 год. Из письма В.В. Славского к В.М. Мусатову (без даты, получено 22.10.85):
«…ты пишешь, что «гитарист обязан (??) знать оба строя». Может, ты ещё в ЦК напишешь, чтобы семиструнную ввели для обучения в принудительном порядке? Иначе на этой хреновине никто теперь играть не будет! Сожалею, что ты…так и не понял сущности гитарного искусства и упрямствуешь в «идее» пропаганды какой-то «русской» гитары, которой никогда и не было и не будет! Умер этот инструмент в России…! Никто не будет её изучать серьезно, нет для этого инструмента солидных школ, исполнителей, композиторов, почему она никому и не нужна! Да и классики не написали ни одной(!) пьесы для этого дилетантского инструмента. Вот почему потуги по 7-стр. тщетны, не нужны и вредны в истинном гитарном искусстве! Пропагандируй настоящую всемирно принятую гитару в мировом инструментарии! Не приписуй русскому народу цыганско-польско-португальско-любительский инструмент! Это не нужно русскому народу! Он имеет свои исконные инструменты: жалейки, домры, балалайки, гармонии, ложки, дудки и т.д. Семиструнка тут не причём! Русские песни не под её сопровождение, а под балалайку и гармонь звучат по-русски!» 83

 

Глава 22. Коррективы по ходу пьесы
 
     Сделаем несколько уточнений по поводу высказываний Славского.
Во-первых, по поводу «цыганского инструмента».
На вопрос: в чём особенности цыганской манеры игры на гитаре, А.Колпаков 84  как-то ответил: «Это минорный строй. Обычный семиструнный строй – соль-мажорный. А в таборном опускается вторая струна и пятая на пол тона вниз, получается соль-минорный строй…Есть ещё строй, когда пятая струна настраивается на полтона выше – в до.85
Во-вторых: балалайка считается исконно русским инструментом.
     Следует отметить, что «известный в прошлом инструментовед М. Петухов86  в работе «Народные музыкальные инструменты музея Санкт-Петербургской консерватории» (СПб,1884) по этому поводу писал: «Многие учёные… полагают, что балалайка инструмент татарского происхождения…» (Петухов М., указ. соч.с.7) «эти сведения не могли не повлиять на гипотезу Фаминицина 87  в отношении тюркского происхождения слова «балалайка». В связи с этим он вынужден был вскользь упомянуть: «Прибавлю, что некоторые приписывают слову балалайка татарское происхождение».
     Интересно, что и среди балалаечников, как среди гитаристов, есть те, кто считает себя «образованней» и прогрессивнее других.
     Обычно балалаечники играют на инструментах треугольной формы фабричного изготовления, имеющих на грифе от трёх до шести струн. Однако «…сами исполнители на четырёх и шестиструнных балалайках усматривают своё преимущество перед балалаечниками средней руки». Кроме того, балалайка, как и гитара, имеет более десяти строев. Например, у воронежских балалаечников «наиболее употребительным является терцово-мажорный строй, носящий название «гитарный», как и в других культурах». 88 
     Заметим, что «Терцово-мажорный строй, хотя и носит в народе название «гитарный», но это вовсе не означает, что балалаечники позаимствовали у гитары настройку струн. Скорее, напротив, терцово-мажорный строй балалайки был принят в своё время гитаристами для настройки 7-стр. гитары» 89.
     О тесной взаимосвязи этих двух инструментов говорит такой факт из воспоминаний И. Духанина – талантливого воронежского балалаечника, мандолиниста, композитора: «бывало, в селе пелись «страдания» и частушки. На брёвнышке, где обычно собиралась молодёжь на «пятачок», сидели деревенские музыканты: балалаечник, мандолинист, гитарист и баянист». 90
 
Глава 23. Семиструнники-современники
 
     В настоящее время знамя русской гитары гордо несут известные исполнители: Анатолий Ширялин, Борис Ким, Дмитрий Березовский 91, Леонид Кривоносов 92; цыганские гитаристы-виртуозы: Александр Колпаков  и Вадим Колпаков 93, Фёдор Конденко 94; представители молодого поколения: Александр Вулла, Юрий Каманин, Дмитрий Илларионов; композиторы: И.Рехин 95, А.Агибалов 96, В.Богданович, Д. Березовский, А. Ширялин, А. Вулла и другие. В авангарде движения по возрождению русской гитары стоит Владимир Маркушевич 97.
     Среди гитаристов-шестиструнников, кроме Сергея Руднева, следует отметить Анастасию Бардину 98, которая выпустила компакт-диск «Семиструнная гитара». В интервью  В.Волкову 99 она объяснила, что особенностями звучания семиструнной гитары являются  призвуки «…терцового строя, которые как бы украшают русский народный репертуар для семиструнки. Все переложения для шестиструнной гитары Сихры и Высотского теряют призвуки терцового строя. Поэтому на семиструнной гитаре они звучат гораздо лучше. Виртуозная техника на семиструнке легче. Она как бы более горизонтальная, много открытых струн, всё удобно, больше легато, больше открытых басовых струн, очень яркая и легко осваиваемая». 100

 

Глава 24. Солнце восходит на Западе
 
     Главный парадокс современной истории русской семиструнной гитары состоит в том, что в настоящее время она вызывает значительно больший интерес на Западе, чем в России – на своей родине.
   В.Волков в беседе  с А.Бардиной как-то сказал, что датский (!) гитарист Лайф Кристенсен освоил семиструнную гитару за два месяца, чтобы записать  диск с музыкой Саренко 101.
   Не менее любопытны слова американского (!) историка гитары М.Оффи 102 в предисловии к изданному в США сборнику пьес для семиструнной гитары: «Настало время, когда западные гитаристы должны с пристальным вниманием отнестись к одному из богатейших источников гитарного репертуара – русской гитарной музыке. Однажды обнаружив это, мы поражаемся, каким образом стало возможным, что такое крупное наследие русской музыкальной культуры осталось почти неизвестным для нас. Раз мы знаем об этом, трудно представить гитаристику без русской гитарной музыки».
      Прочитав эти строки, мы согласимся с А.Ширялиным, который пишет: «Для нас же всё ещё вопреки законам природы, солнце восходит на Западе». 103
     Стоит ли этому удивляться, если, например, в «Словаре юного музыканта» (Михеева Л.В. МоскваСанкт Петербург,2005) гитарному искусству посвящено всего два абзаца. А проведение Первого Международного конкурса исполнителей на семиструнной гитаре поддержали, в первую очередь, Олег Тимофеев, проживающий в США и Алексей Агибалов из Киргизии. О.Тимофеев, к тому же, защитил в Университете Дьюк (Duke University) докторскую диссертацию на тему: «Золотой век русской гитары: репертуар, исполнительская практика и социальные функции русской семиструнной гитарной музыки (1800-1850)». Также, с 2006 года он является учредителем, организатором и директором Международного ежегодного русского гитарного фестиваля, проводимого в США. Комментарии, как говорится, излишни…
  
Глава 25. И всё-таки: «Happy end» или «Счастливое будущее»?
 
     Семиструнной гитаре более двухсот лет. Но до сих пор она юна и трепетна и, как никогда, нуждается в защите своих прав, которые «утверждены её исторически закреплённой жизнеспособностью в былой России и теперь…».104
 

  Так сохраним же  это «творческое открытие русского народа» 105  во имя процветания  гитарного искусства как составляющей части не только русской, но и мировой культуры!
 
 

Примечания

1. Машкевич В.П.(1888 - 1971)    крупнейший деятель гитары.

2. Ким Б.А. (г.р.1943)     известный гитарист-семиструнник..

3. Орехов С.Д. (1935 - 1998)     гениальный российский гитарист.

4. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков. Екатеринбург, 1992, стр.1760.

5. Славский В.В. (1926 - 1987)    гитарист-концертант, композитор, педагог.

6. Мусатов В.М. (1903 - 1991)   гитарист-исполнитель, педагог. Собрал   более 1000 книг, фотографий, статей и пр. о гитаре.

7.«Русский стиль игры на классической гитаре», С. Руднев Тула. 2002, стр.5.

8. Руднев С.И (г.р. 1955) гитарист-шестиструнник, композитор,    аранжировщик, энтузиаст семиструнной гитары.

9. «Русский стиль игры на классической гитаре», С. Руднев Тула. 2002,      стр.7

10. Ширялин А.В. (г.р.1938) – известный гитарист, композитор, художник, философ, писатель.

11. «Поэма о гитаре», А. В. Ширялин.  Москва, 1994, стр.92.

12. «Русский стиль игры на классической гитаре», С. И. Руднев. Тула, 2002, стр.3.

13. Интернет-ресурс   tula.rtn.fu

14. Богданович В.И. (г.р.1936) – гитарист, композитор, преподаватель, энтузиаст семиструнной гитары.

15. Из письма В.И.Богдановича Л.П.Зайцевой от 14.05.07 г.

16. «Воронежский народный костюм», И.А Толоконникова. Воронеж,1996.

17.«Народный костюм Воронежской губернии», П.Д.Пономарёв. Воронеж, 1994. стр. 7. 

18. «Музыка и музицирование в старом Петербурге», П.Столпянский. Ленинград, 1989, стр. 153.

19. Гельд Игнатий (Игнац фон Гельд ) – автор Школы игры на  семиструнной и шестиструнной гитаре.

20. «Музыка и музицирование в старом Петербурге», П.Столпянский. Ленинград, 1989, стр.154.

21. Сихра А.О.(1773 - 1850) – патриарх русской семиструнной гитары, гениальный композитор.

22.«Русский стиль игры на классической гитаре», С.И. Руднев. Тула,2002, стр.5

23. «Северная пчела», 1850, № 277.

24. Стахович М.А.(1819 - 1858) – гитарист-дилетант, поэт, писатель, собиратель русских народных песен. Автор первого печатного труда по  истории русской гитары.

25.«Русский стиль игры на классической гитаре»,С.И.Руднев. Тула, 2002,  стр.6.

26.«Гитара в Приенисейском крае в прошлом и настоящем времени», К.М.Нагаев. Рукопись. 1930.

27. «Русский стиль игры на классической гитаре», С. И. Руднев. Тула.2002,      стр.6.

28. Высотский М.Т.(1851 - 1897) – гениальный гитарист-виртуоз, композитор.

29.«Гитара и гитаристы». Исторические очерки В. Русанова. Предисловие. Москва, 1899.       

30. Аксёнов С.Н. (1784 - 1853) – русский гитарист, композитор, педагог.

31. Лебедев Н.Н  (1838 - 1897) –  талантливый гитарист-слуховик.

32. «Гитара в Приенисейском крае в прошлом и настоящем времени», К.М.Нагаев. Рукопись,1930.

33. Агафошин П.С (1874 - 1950) – известный российский гитарист- педагог.

34. Русанов В.А(1866 - 1918) – выдающийся деятель гитары.

35. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков.Екатеринбург,1992, стр. 17.

36. Сеговия А. (1893 - 1987) – выдающийся  испанский гитарист.

37. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков. Екатеринбург,1992, стр. 22.

38. Исаков П.И. (1885 -1958) – ленинградский гитарист, преподаватель.

39. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков. Екатеринбург, 1992, стр.1173.

40. «Гитара и гитаристы», Вольман Б.Л. Ленинград, 1968, стр.146.

41. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков. Екатеринбург,1992, стр. 1174.

42. Там же, стр. 153.

43. Там же, стр. 150.

44. Там же, стр. 153.

45. Там же, стр. 156.

46. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков. Екатеринбург,1992, стр. 265.

47. Там же, стр.10,11.

48. «Музыкальные инструменты», В.Бычков. Москва, 2000.

49. Ларин А.Я (1907-1987) – гитарист-дилетант, историк гитары, педагог.

50. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков. Екатеринбург, 1992, стр. 929.

51. «Некоторые особенности «гитарного» образования в России». Сала Ф. «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тезисы 3-й Международной научно-практической

конференции 12-13 апреля 2008 г. Тамбов, 2008», Тамбов,2008.

52. Иванов-Крамской А.М. (1912 - 1973) – знаменитый советский гитарист-концертант и педагог.

53. Войтонис В.Ю (1896 - 1964) – истинный подвижник семиструнной гитары, педагог.

54. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков Екатеринбург, 1992, стр. 264, 265.

55. Там же, стр. 265.

56. Там же, стр. 728,

57. Там же, стр. 265.

58. Там же, стр. 266.

59. Асафьев Б.В. (1884 - 1949) – крупный советский композитор и учёный.

60. Иванов М.Ф. (1889 - 1953) – гитарист-композитор, концертант и педагог.

61. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков.Екатеринбург,1992, стр. 265.

62. Там же, стр. 721.

63. Там же, стр. 265.

64. Там же, стр. 728.

65. Там же, стр. 729.

66. Лебедев В.П. (1867-1907) – гитарист-концертант.

67. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков. Екатеринбург,1992, стр. 277.

68.  Там же, стр 265.

69. «Поэма о гитаре», А.В. Ширялин. Москва, 1994, стр. 86.

70. Иванова-Крамская Н.А. (г.р. 1939) – гитарист-педагог  и исполнитель,  ученица своего отца – А.М. Иванова-Крамского.

71. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков. Екатеринбург,1992, стр. 727.

72.  Там же, стр. 980.

73. Белановский С.А. (1884 - 1962) – гитарист-исполнитель, ученик  В.П.Лебедева.

74. Джулиани М. (1781 - 1829) – выдающийся итальянский гитарист-исполнитель, композитор, педагог.

75. Карулли Ф. (1770 - 1841) – знаменитый итальянский гитарист-виртуоз, педагог, композитор.

76. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков.Екатеринбург,1992, стр. 197.

77.  Там же, стр. 204.

78. Таррега Ф.(1852 - 1909) – выдающийся испанский гитарист, основоположник современной гитарной школы.

79. Сор Ф. (1778 - 1839) – знаменитый испанский гитарист, композитор.

80. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков. Екатеринбург,1992, стр. 204.

81. «Сага о великом гитаристе»,  А.В. Ширялин, Москва, 2003.

82. «Классическая гитара в России и СССР», сост. М.С.Яблоков. Екатеринбург,1992, стр. 1760.

83. Там же, стр. 1762.

84. Колпаков А.(г.р. 1943) – талантливый цыганский гитарист-семиструнник, певец и композитор.

85.Интернет-ресурс: http://7strun.moy.su /publ/1-1-0-2.

86. Петухов М.О. (1843 - 1895) – известный инструментовед, писатель.

87. Фаминицин А.С. (1831-1896) – композитор, музыковед, известный историк гитары.

88. «Звук родной струны», В.К.Галахов. Воронеж,1995. стр.14.

89. Там же, стр.15.

90. Там же, стр.67.

91. Березовский Д. А. (г.р.1929) – гитарист-концертант, педагог, композитор.

92. Кривоносов Л. М. (г.р.1936) – гитарист-педагог.

93. Колпаков В.(г.р. 1981) –  известный цыганский  гитарист, племянник и ученик

Александра Колпакова.

94. Конденко Ф (г.р. 1951) – цыганский гитарист-виртуоз. Играл в дуэте с С.Ореховым.

95. Рехин И.В.(г.р. 1940) – известный российский композитор.

96. Агибалов А.А. (г.р. 1940) – гитарист-семиструнник. Концертант, композитор, педагог. Мастер художественной обработки камня, резчик по дереву.

97. Маркушевич В.Н. (г.р. 1971) – гитарист-семиструнник, исполнитель,  преподаватель, организатор (первых в России) конкурса и фестиваля исполнителей на семиструнной гитаре.

98. Бардина А. В. (г.р. 1962) – известный гитарист-концертант, педагог.

99. Волков В.Д. (г.р. 1966) – главный редактор журнала «Гитаристъ».

100. Интернет-ресурс: http://guitarists.ru/

101. Саренко В.С.(1814 - 1881) – известный русский композитор, гитарист- дилетант, генерал, военный врач.

102. Оффи М. – музыкальный редактор американского издательства «Орфей».

103. «Поэма о гитаре», А. В. Ширялин.  Москва, 1994, стр. 92.

104. Предисловие к книге М.Иванова «Русская семиструнная гитара».  Асафьев Б. Музгиз, 1948.

105. «Поэма о гитаре», А. В. Ширялин.  Москва, 1994. стр. 91, 92.

 

Источники

 

1. Бычков В. «Музыкальные инструменты», Москва, 2000.

2. Биографический музыкально-литературный словарь-справочник русских

и  советских деятелей гитары «Классическая гитара в России и СССР», составитель Яблоков М.С. Екатеринбург, 1992.

3. Галахов В.К.«Звук родной струны». Воронеж, 1995.

4. «Гитаристъ» №№1, 4, 5, 8, 1906.

5.  «Гитара и гитаристы»№№ 1, 2, 3, 4, 1921.

6. «Гитара и гитаристы»№№1, 2, 3, 5, 1922.
7. «Гитара и гитаристы» №№ 7-8, 11-12, 1925.

8.  Зайцева Л.П. «Гитарные традиции России в культуре Воронежской  области». Воронеж, 2005.

9. Иванов М. «Русская семиструнная гитара». Москва, 1948.

10. Красюков А.П. «Генерал-гитарист Саренко». Воронеж,2004.

11. «Музыкальный энциклопедический словарь». Москва,1990.

12. Нагаев К.М. «Гитара в Приенисейском крае в прошлом и настоящем  времени». Рукопись. 1930.

13. Пономарёв П.Д. «Народный костюм Воронежской губернии». Воронеж, 1994.  

14. Руднев С.«Русский стиль игры на классической гитаре».Тула. 2002.

15. Русанов В.А.«Гитара и гитаристы». Исторические очерки. Москва, 1899. 

16. Сала Ф. «Некоторые особенности «гитарного» образования в России». «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тезисы 3-й Международной научно-практической

конференции 12-13 апреля 2008 г. Тамбов, 2008». Редакторы-составители    Ганеев В.Р., Петропавловский А.А. Тамбов, 2008.

17. Стахович М.А. «История семиструнной гитары», Москва, 1852.

18. Столпянский П. «Музыка и музицирование в старом Петербурге». Ленинград, 1989.

19. Толоконникова И.А. «Воронежский народный костюм». Воронеж,1996.

20. Ширялин А. В. «Поэма о гитаре». Москва, 1994.

21. Ширялин А.В. «Сага о великом гитаристе». Москва, 2003.

22. Интернет-ресурс: http://abc-quitar.narod.ru/index.htm

http://mosobltv.ru/news/4265.html

http://7strun.moy.su /publ/1-1-0-2.

http://guitarists.ru/

http://tula.rtn.fu

http://www.abc-gutars.com/pages/timofeyev.htm

       http://markguitar.livejournal.co

 

2009 г



 

 

 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход