Зима! Все ожидали, что похолодает, а всё взяло и подорожало

Дата: 8 Января 2023 Автор: Малашенко Валерий

Инфляция - налог на бедных

Есть несколько теорий объясняющих возникновение и причины инфляции. Например, экономисты кейнсианской школы различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Теория инфляции спроса заключается в том, что если совокупный спрос превышает совокупное предложение, то цены будут расти до тех пор, пока  спрос в денежном выражении не сравняется с предложением. Но, к сожалению, российская экономика уже давно не в состоянии обеспечить превышение совокупного спроса над совокупным предложением и не столько из-за огромного предложения товаров и услуг, сколько в связи с недостатком у большинства покупателей средств, чтобы обеспечить превышение спроса над предложением. Но, вот инфляция издержек у нас развивается весьма активно. 

В основе этой активности рост себестоимости товаров и услуг, создающийся не за счёт роста затрат на совершенствование технологических процессов и повышение качества товаров и услуг, а в основном из-за  повышения цен используемых ресурсов – газ, электроэнергию, бензин и т.д.

Но, почему «инфляция – налог на бедных»? А всё просто. После повышения цен на материалы и ресурсы производители товаров компенсируют рост их себестоимости повышая цены на свою продукцию, перекладывая инфляционную нагрузку на потребителей, у большинства которых основным источником доходов является заработная плата или пенсия, а основным товаром труд, который они продают работодателям. И, несмотря на то, что согласно теории трудовой стоимости Карла Маркса, единственным источником стоимости товара является труд, но работодатели, компенсируя рост себестоимости своих товаров, не спешат компенсировать своим работникам подорожание воспроизводство их рабочей силы обеспечивая им достойный уровень жизни. И поэтому, при росте инфляции с 2015 по 2023 годы на 167,2%, рост медианной заработной платы составил всего 161,3%, что характеризует снижение уровня доходов и жизни, как минимум, у половины работников.

За 4 месяца 2022 года медианная заработная плата составила 62,3% от средней заработной платы  (медианная 38 тысяч рублей, средняя 61 тысяча), а по отношению к 2021 году медианная зарплата в реальном выражении снизилась на 1,3%, а средняя выросла на 1,6%.

       Но, повышение издержек не единственная причина роста инфляции в России.
 

  В соответствии с монетаристской теорией инфляции, рост денежной массы при отсутствии пропорционального роста товаров и услуг происходит рост инфляции. Поэтому, основное правило монетаристкой теории - при росте  объёма денежной массы, чтобы обеспечить пропорциональный рост внутреннего валового продукта (ВВП), необходимо повышать кредитную привлекательность и доступность денежных средств. В противном случае, чем больше будет денег, необеспеченных товарами, тем больше будет инфляция.

    К сожалению, Центральный банк России не выполняет эти рекомендации, увеличивая объём денежной массы в размерах больших, чем рост ВВП. Так, объём денежной массы в России с 2017 по 2023 вырос с 38,4 триллионов до 66,2 триллионов рублей, увеличившись на 172,4%, а ВВП вырос всего на 142,6%, что стало ещё одним существенном фактором роста инфляции.
 
Новогодний подарок!

Оказывается нас на полтора года освободили от индексации тарифов! 

     23 сентября 2022 года россиян «порадовали» сообщением. Правительство переносит индексацию тарифов на газ, передачу электроэнергии, водо- и теплоснабжение с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года. И, «За счет данного решения более полутора лет индексации тарифов проводиться не будет!»  Следующая индексация произойдет аж 1 июля 2024 года!

     Как объяснило Министерство экономического развития, перенос срока индексации вызван «необходимостью обеспечения развития инфраструктуры ЖКХ по всей стране, сохранения качественных жилищно-коммунальных услуг для населения, обновления теплотрасс, водопроводов и других объектов». А чтобы народ не сильно расстраивался, пообещали «Предельный уровень индексации тарифов не превысит 9%», а средний ежемесячный платеж на одну семью из трех человек в месяц вырастет всего лишь на 324 рубля! При этом, с 1 июля 2024 года этот платёж вырастет ещё меньше - на 248 рублей, а с 1 июля 2025 года вообще всего лишь на 221 рубль в месяц!

   Но предупредили:  «Окончательное решение об уровне индексации в конкретном регионе будет принимать Правительство субъекта РФ». И Правительство Белгородской области  решение приняло. Губернатор подписал Постановление, установив   в каждом муниципальном образовании области свой предельный индекс роста тарифов. И хотя Министерство обещало, что «Предельный уровень индексации тарифов не превысит  9%», а Правительство своим решением  «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 года» строго предупредило, что «индексы по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов по субъектам Российской Федерации с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. в размере 0%». Но, в Старооскольском городском округе, почему-то, Правительством области индекс изменения был установлен в размере  9,7%, в Белгороде 9,1%, а в остальных муниципальных образованиях, как и обещали, «не превысил» 9,0%.

 В обосновании, представленном в Постановлении губернатора на это «почему-то», ответа не было.

 А тарифы подорожали довольно существенно. С учётом их повышения 1 июля 2022 года, за 2022 год вода подорожала на 111,2%, отопление на 115,2%, водоотведение на 117,6%, горячая вода на 114,3%, газ на 111,7%, электроэнергия на 113,2%, вывоз ТКО на 116,6%.

 Но, чтобы сгладить неприятное впечатление о неуместном подорожании тарифов Минэкономразвития пообещало - «перенос повышения тарифов на 1 декабря 2022 года означает, что размер индексации социальных выплат будет  рассчитан уже с учетом данного решения». Это подтвердил и заместитель министра труда и социальной политики Андрей Пудов, выступая на заседании комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, он твёрдо пообещал: «Сформированные расходы бюджета фонда позволяют с 1 января 2023 года размеры страховых пенсий неработающих пенсионеров увеличить в среднем на 1 тысячу рублей, что с учётом  произведённой индексации с 1 июня 2022 года (на 10%) обеспечивает рост пенсии выше уровня инфляции. В результате совокупная индексация превысит инфляцию на 2,6 процентных пункта».

 Повышение пенсий на 2,6% выше инфляции, это конечно  неплохо, но когда будет компенсирован рост цен спровоцированный повышением тарифов, который продолжится в 2023 году - об этом не сказали. А ведь вполне логично было бы добавить к индексации те самые 9,7 процентных пункта, на которые повысили тарифы. 

    Понятно,  развивать инфраструктуру ЖКХ по всей стране, сохранять качество жилищно-коммунальных услуг, обновлять теплотрассы, водопроводы и другие объекты необходимо, но почему это нужно делать за счёт старооскольцев? У нас-то всё это в порядке! У нас с 1 января  2017 по июль 2022 тарифы повышались намного  выше инфляции и повышали их именно для «обновления теплотрасс, водопроводов и других объектов».

    Например, за эти годы тариф на захоронение отходов вырос на 1582,3%, вывоз мусора на 285,2%, вода на 156,5%, водоотведение на 159,0%, отопление на 121,0%, горячая вода на 127,1%, газ на 121,6%, электричество на 124,5%? 
  

  Нам обещали, что к 2030 году доведут сортировку мусора до 100% и тогда  «кардинально новая система обращения с ТКО позволит сделать отрасль более цивилизованной, в разы повысит качество жизни в регионе». Прошло 4,5 года, но во многих районах Старооскольского городского округа нет ни раздельного сбора мусора,   ни современных контейнеров.  И вот опять необходимы денежки для «обновления…»?
 

   Или почему повысили тариф на газ? Эксперты утверждают, повышение цен на газ связано с затратами по развитию газовой сети по всей стране и повышением расходов на обслуживание и ремонт действующих сетей. Но, если у Газпрома нет денег на развитие инфраструктуры по всей стране и ремонты, тогда откуда 2 триллиона 449,4 миллиарда рублей, которые получили  акционеры Газпрома  в качестве дивидендов за 2017 - 2023 годы, из которых 1 триллион 208 миллиардов рублей за первое полугодие 2022 года? 

Как вы заметили, тарифы были повышены с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года и это при том, что Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области ещё в 2019 году установила Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, тарифы на воду и водоотведение  на период  с 1 июля 2022 года, обратите внимание,  по 31 декабря 2022 года. Но неужели состояние Старооскольских «теплотрасс,  водопроводов и других объектов» такое критическое, что потребовалось повышать тарифы не с 1 января 2023 года, как обычно, а с 1 декабря 2022 года?  И вообще, зачем повышать тарифы в самое затратное и неудобное для ремонтов зимнее время? Ведь всем понятно, зимой заниматься «обновлением» никто не будет, а к лету деньги, полученные за счёт повышения тарифов, вполне вероятно, или съест инфляция, или…?

 И ещё. В феврале 2021 года Распоряжением Правительства №497-р в России ввели постоянный мониторинг цен на потребительские товары и услуги, который, по заверению Правительства, позволит наладить системный анализ ситуации на рынке и прогнозировать риски подорожания значимой продукции и вовремя принимать меры для сдерживания роста цен. Но, получается какая-то странная ситуация. Например, сегодня Правительство на своём заседании повысит самые «значимые» тарифы (газ, электричество и т.д.), а завтра соберётся, и будет прогнозировать риски подорожания значимых товаров, и принимать меры для сдерживания роста цен?!

      Интересно, а нельзя было, прежде чем объявить о повышении тарифов, сделать системный анализ декабрьского повышения тарифов и одновременно с ним опубликовать прогноз роста цен на «значимые» товары в 2023 году, а также принять меры для сдерживания цен?

    И ещё. Зачем вообще нашему Правительству устанавливать предельный уровень роста тарифов?

     На мой взгляд, задача Правительства проверять и утверждать разработанные специалистами методики расчётов тарифов и экономически обоснованные нормативы.  Всё остальное должно решаться на договорной основе между потребителями и предприятиями поставляющими ресурсы, а контролироваться муниципалитетами. Все затраты должны подтверждаться расчётами и сметами.
 

    При этом, фальсификация расчётов, смет и нормативов должно приравниваться к мошенничеству в особо крупных размерах и наказываться в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 

 

Перейти в архив


Оценка (5.00) | Просмотров: (282)

Новинки видео


Другие видео(193)

Новинки аудио

Пригвождена (стихи Н. Борисковой, муз. Дорианыч)
Аудио-архив(215)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход