Тысячи раз мне приходилось наблюдать путь авторов от первых литературных опытов до развилки в сторону своего читателя или в сторону себя самого.
С моей точки зрения, как читателя, в первую очередь, и как издателя - во вторую, автор без читателя жить и развиваться не может...
Причем, развилки эти повторяются. Порой автора, вполне состоявшегося, познавшего признание читателей и коллег по творчеству, накрывает отчаяние такое же как новичка, открывшего, вдруг, для себя истину, что его творчество не только не приводит в восторг всех, умеющих читать, но вызывает полное равнодушие и даже отрицательные отзывы. Автору бывалому и опытному не удается избиваться от навязчивой мысли о том, что уже исписался, что вдохновение покинуло его и все такое прочее, что заставляет его страдать, мучиться, искать и находить… Находить в себе силы не скатиться в крайность глухой и слепой гордыни, которой прикрывается неспособность дальнейшего развития, признания своих ошибок и перекладывание всех своих неудач на читателя, который, мол, рылом не вышел для его творчества.
На самом деле, автор подобно ребенку, взрослеет от каждой встречи с читателем, с жизнью, осваивая новые слова, словосочетания, предложения, определения, понятия, мысли, идеи и т.д, научившись говорить русским литературным языком, в нашем случае, способным не только сформировать художественный образ, но разбудить образное мышление у читателя, вступив с ним в диалог, решая свою сверх-сверхзадачу....
Или не научившись ничему, оставаясь в плену иллюзий о том, что он уже все умеет, уже достиг совершенства в развитии своих литературных способностей, а то, что читатели его не понимают, так это их беда из-за низкого уровня их грамотности и культуры, не способных оценить эмоциями и деньгами его произведения, созданные не на потребу, а исключительно по вдохновению, в общении с музой. И здесь, мол, неважно мнение современников, так как пишет он для вечности, для божественного начала.
Я же знаю весьма успешных писателей и актеров, исполнителей, которые в стремлении сохранить своего читателя, зрителя, слушателя в трудные времена вкладывали свои деньги в то, чтобы донести свое творчество до людей. В советские времена, когда еще не было интернета, некоторые авторы получали от читателей письма. Много писем. А письмо - это не мгновенный лайк. Это основательный разговор, на который нужно потратить и время, и душевные силы, и деньги, между просим. Многие новые произведения состоявшихся авторов, появлялись именно как продолжение диалога с читателем, как попытка ответа на возникшие вопросы...
Личность и уж тем более автор, явление сугубо общественное, которое и формируется, и реализуется, на свойствах общества. Разве сама речь, и уж тем более литературный язык, не являются продуктом общества. Ведь если человека с рождения лишить общества, наверное, и язык общения, и система мышления будут иными. Если будут, конечно. А, скорее всего, возродятся только инстинкты.
Ребенок и мать общаются, создавая первое в его жизни общество. Постепенно оно расширяется - отец, братья и сестры, дедушки и бабушки, другие родственники, соседи, первые знакомые на улице, в садике, в школе...и с расширением границ общества, ширится и его речь, становится более насыщенной, точной, иногда - образной, если удается в стремлении к социализации, сохранить связь с природой и традицией своего народа, как бы пафосно это не звучало...
Но, на самом деле, это вечная тема, возникающая почти каждый год , так же как каждый год появляются новые авторы, новые книги. Время, к сожалению, не стоит на месте, а несется все же по спирали, повторяя все одно и то же, но каждый раз с новыми участниками событий...
Автору порой кажется, что его письменная речь вырывается за рамки его субъективности, обретая магическую самостоятельность, не управляемую разумом. Но, с моей точки зрения, даже если вам открываются какие-то неведомые миры художественных образов, то способность их восприятия и передачи через литературный текст возможна лишь с помощью той самой человеческой речи устной или письменной, отражающей ваши мысли, чувства, эмоции в восприятии читающего человека – вашего читателя.