Легко пробегала я эти ступени, стихи сочиняя себе на ходу…

Дата: 25 Сентября 2021 Автор: Захарова Валентина

 

Есть такие люди, после общения с которыми тебе хорошо. Когда приятно видеть человека, разговаривать с ним, когда говоришь, не боясь, что тебя неправильно поймут или обсудят за спиной. Татьяна Викторовна Марюха именно такой собеседник. Она не делит мир только на черное и белое, хорошее и плохое. Она принимает все как есть. Она видит во всем и в каждом прекрасное. Ее окружают замечательные, чудесные и талантливые люди, потому что она эту красоту в них видит.

 

Хотя я и знала, что ее интересы не ограничиваются литературным творчеством, но такого не могла представить. Она - писатель (стихи, проза), художник, бард, педагог, создатель творческих проектов «Заезжий музыкант», «Душевный разговор», «КЛИП», «Праздник двора», клуб знакомств «Счастливый случай», занимается общественной работой (проекты «Подари пластиковой посуде вторую, красивую жизнь…»  и прочее.

 

Не подумайте, что это разовые мероприятия или занятия. Огромными пластами вышеперечисленной работы Татьяна Викторовна играючи жонглирует. Она проводит на регулярной основе (2 раза в месяц) встречи в клубе «Душевный разговор», ежегодный праздник двора, организует презентации книг, занимается с детьми музыкой (гитара) и рисованием.  При этом, находит время для собственного литературного творчества, для музыки и живописи.


 

 

- Как вы все успеваете?

- Не знаю. Бывает, что-то оставляю, потом возвращаюсь. Как-то я сказала Тамаре Леонидовне Ярошенко (старооскольский музыкант, режиссер, композитор, поэт, руководитель Университета культуры в СТИ НИТУ МИСиС) после ее концерта, что если бы вокруг нее была целая команда, то она столько всего могла бы сделать. Это касается каждого творческого человека, который берет на себя несколько функций. В итоге,  что-то успеваешь, что-то нет…

 

А ведь вопрос остается открытым: как она все успевает? «Татьяна Викторовна Марюха и ее деятельность» - под таким заголовком должен выйти как минимум трехтомник! По всей видимости, она по-другому просто не может жить. Татьяна Викторовна такая была всегда. Почему птица летает? Почему рыба плавает? Они для этого рождены, они не могут по-другому. Для них это естественно и вполне обычно. Вот и для Татьяны Викторовны такой ритм жизни - вполне обычное состояние. Творческий процесс у нее неотделим от обычной жизни.


 

 

- Как и когда вы стали заниматься творчеством?

- Все из детства. Семья была творческая: отец писал рассказы, повести. Мама была художником, отлично танцевала (знала танцы различных народов мира!), занималась с детьми. Меня только танцевать не научила. Я в этом плане оказалась бестолковой. Она мне показывала какие-то движения, я пыталась повторять, но делала все не так. Мама посмотрела и сказала: «Ты поешь, и пой». Она очень гордилась, когда я начала писать стихи. Когда у меня были перерывы, то она  говорила: «Дочка, ты не бросай, пиши». Мама настояла, что бы я поступала в институт. Мы с ней вместе готовились и вместе поступили. Но у нее было очень больное сердце, поэтому мама не смогла доучиться. Помню, что на третьем курсе я очень устала, вымоталась. Учились тогда не так, как сейчас. Никакого Интернета, информацию надо было искать в библиотеках, а потом делать задания. Все выполняла самостоятельно. К нам, студентам, были очень высокие требования – мы ведь будущие педагоги. Я тогда хотела взять академический отпуск. А мама меня отговорила. А потом, когда я получила диплом, очень гордилась. «Вот видишь? А хотела бросить!» Мама всегда меня поддерживала и многому научила. Когда я поступила работать на ОЭМК художником-оформителем, у меня уже был ребенок. И так получалось, что я каждый месяц была с ним на больничном. Начальник как-то вызвал меня и сказал, что переведет меня в рабочие. Я поделилась с мамой. Она у меня спросила: «Для того ты что ли институт заканчивала, чтобы в рабочих ходить?» И я уволилась. К сожалению, она очень мало прожила – 58 лет. Отец был очень талантливый, грамотный, культурный человек... После него остались рукописи готовых литературных произведений, которые впоследствии вошли в книгу «Яблоко от яблоньки».

 

Я много времени в детстве провела в деревне у бабушки с дедушкой. Они работали учителями. Дедушка занимался спортом, особенно увлекался штангой, очень хорошо рисовал и сочинял стихи. Иногда он сажал меня в берестяной короб, как Машеньку в сказке. Помню, как все улыбались, оглядывались на нас. Мы приходили в лес, где он рисовал, а я бегала по травке, рвала цветочки.  Дедушка приобщил меня к стихам и рисованию.  Мне очень повезло - у меня была хорошая творческая семья.

 

Дед же мой, хоть и ходил в кирзовых,
Лапти мог красивые плести
И меня, медвежище здоровый,
В лес в большой корзине донести.

Там, на тёплой, солнечной поляне
Взгляд ласкал июльский травостой:
Зверобой, душица, липы пряной
Цвет струился в небо золотой.

 

 «Цветы детства» Т. Марюха

 

- Хотите сказать, что у вас просто не было выбора?

- Да, это точно. Оно как-то все само собой. Натянуть на подрамник холст, рассчитать, что бы все объекты поместились на плакате, правильно оформить газету: меня этому не учили в учебных заведениях. Я все это видела в семье, помогала, а потом уже делала сама.


 

 

Дети

 

Татьяна Викторовна очень любит детей. У нее четыре сына, четверо внуков.  Она пишет сказки для детей, ставит театральные постановки, организует праздники двора (для детей и с их непосредственным участием). К тому же Татьяна Викторовна много лет проработала в школе (учителем музыки и рисования). Она искренне восхищается детьми, видит и чувствует их таланты. А они любят ее. Если человек нравится детям, если они к нему тянутся, то это многое о нем говорит. Детей не обманешь. Атмосфера в ее студии удивительная! Легкая, непринужденная, по-настоящему творческая.

 

- Очень люблю детей. Очень люблю с ними заниматься. И сейчас, и когда работала в школе. Это драгоценные души! От них идет такое добро! У них такая чистая аура! Хочется с ними общаться, и они тянутся ко мне...

 

- В вашей жизни много детей. Свои дети, работа связана с чужими детьми…

- На чужих и своих детей никогда не делила. Когда наши дети росли, у нас был не  дом, а проходной двор. У Юры были свои друзья, у Вани свои, а к Саше и Жене (у них разница в два года) другие ребята приходили. Не успевали двери затворять. Как-то дети вместе с отцом были в отъезде, а я одна осталась в пустой квартире. Вдруг, стук в дверь. Открываю: ребятишки стоят, человек пять. Спросили, где сыновья. Я им отвечаю, что они уехали и зову гостей чай пить. Они сели за стол, а у меня такое чувство, что теперь-то все дома. В нашем доме всегда было много детей. Мама, сколько я помню, хороводилась с детьми. Всех сельских ребятишек она учила танцам, пению, ставила с ними сценки. На концерты приходили все жители села. Всегда так было. Я 19 лет уже с детьми работала. И никогда мне это не надоедало, и не было в тягость.

 

- Что посоветуете современным родителям?

- Во-первых, детей до 9-11 класса надо учить всему. Чему только можно. Натаскивать во всех направлениях. Как в Древней Спарте: и на коне скакать, и в шахматы и математике, и стихосложению, и танцам и спорту – всему. Это обязательно. Чтобы понять какие у ребенка способности, а потом их развивать.

Во-вторых, учить детей культуре и человечности. Сейчас современные веянья только искореняют человечность. Вот эта фраза: «Бизнес – ничего личного». Разве так можно?! Чтобы ничего подобного и близко в головах у детей не было. И очень важно вернуть целомудрие молодому поколению. Многие молодые говорят, что им не хватает этого в жизни. Они скучают по прогулкам при луне, по простым беседам рука в руке, по нежным поцелуям, а не так, чтобы сразу в постель тащить. Это касается отношений.

В-третьих, патриотизм. Такой, который бы человек понимал, что там, где ты живешь – это пространство для жизни и здесь должно быть все хорошо. Чтобы не было мусора, чтобы ты не был источником этого мусора. А если где-то природа губится по вине кого-то, надо бить во все колокола и добиваться правды. Человек, гражданин – должен быть с активной жизненной позицией. К этому надо стремиться.


 

 

 «КЛИП»

 

- Когда и как вы стали заниматься авторской песней?

- К гитаре я пришла в 96-97 году, когда образовался клуб любителей искусства и поэзии «Серебряные Росы» (КЛИП). Я была руководителем этого клуба, который собирал вокруг себя творческих людей города и являлся кузницей талантов. Идея создания КЛИПа у меня появилась после первого посещения фестиваля «Оскольская лира», которая проходила в музыкальной школе №5. На природу бы я точно от своих детей не смогла поехать, а тут я взяла баян и пошла. В педагогическом училище (где изучала рисование, черчение и пение) очень хорошо преподавали музыку. Мне мама с малолетства много рассказывала о композиторах, о жанрах, о произведениях. Помню в детстве, сидим с мамой у плиты, картошку чистим, а она мне рассказывает про Мусоргского, про Моцарта. Проигрывателя у нас тогда не было, да и некогда было слушать. Мама мне пела арии из опер, рассказывала либретто опер, характеристику разным героев давала: почему Кончак такой, а князь Игорь такой. У нас в семье всегда любили литературу и музыку. Мои дети все музыкальные.

Так вот, на «Лире» я познакомилась с очень разными и интересными людьми. Мне так жалко было, что после мероприятия мы расстанемся. Я решила это исправить.

В то время мне надо было проводить праздник двора, а я его не подготовила, потому что была занята - готовилась к «Лире». Выход из положения нашелся сам собой: я пригласила новых знакомых выступить на празднике двора. Всех обзвонила, они, в свою очередь, пригласили своих знакомых. Так собралась отличная компания! Концерт прошел отлично! Потом до двух часов пели, читали стихи, еле разошлись по домам. На следующий день мне в голову пришла мысль создать клуб любителей искусств и поэзии. Сказала старшему сыну, а он спросил: «Мама, а где вы будете собираться? Всё-таки дом -не проходной двор!» А через некоторое время я встретила Тамару Леонидовну Ярошенко, которая помогла на первое время с помещением, и так как эта идея с клубом ей понравилась, мы единодушно избрали её почётным президентом клуба.  


 

Встречались один раз в месяц. Первое заседание клуба состоялось в день рождения Сергея Есенина, потому и назывался у нас клуб «Серебряные росы», а сокращённо КЛИП по первым буквам. Тамара Леонидовна проводила первую часть встречи – образовательную. Она рассказывала про композиторов, музыкантов. Вторая часть – практическая, где мы все выступали. Мероприятия проходили очень интересно. У нас были разные темы. Благодаря этому, написано много вещей, которых бы с роду не написал. Например, первая любовь, или было задание от лица любого персонажа написать песню или стихотворение.  

Стоить отметить, что в то время, я была начинающим бардом. У меня было от силы семь-восемь песен! Какие-то хорошие, а какие-то так себе. Когда на «Лире» меня начали критиковать, я чуть не заплакала: ведь я - взрослая женщина, а оказывается, что у меня все банально, все не так…

КЛИП активно и плодотворно работал до 2003 г. Итогом многолетнего творческого сотрудничества стал выпуск аудиоальбома, на которой участники клуба продемонстрировали своё мастерство в авторском исполнении, а в 2001г. вышел совместный поэтический сборник «Душой рифмованные строки», объединивший творчество двадцати двух авторов, в котором Татьяна Марюха выступила составителем, автором и художником.


 

Творчество

 

- Когда вы занимаетесь творчеством?

- Когда сыновья выросли и разъехались, времени стало больше. Особой загруженности нет. Раньше меня муж ревновал к моей творческой работе, никогда не поддерживал. Все ему не нравилось. А сейчас он спокойно к этому относится.  Дома даже сделал выставку моих книг и следит, чтобы они все были на месте. А раньше времени не хватало. (Шутка ли – четверо детей!)

Известный старооскольский писатель и журналист Геннадий Степанович Ларкович был добрым другом КЛИПа. Помогал, поправлял, консультировал.  Вот однажды звоню ему, говорю, что стихотворение написала. Он мне отвечает, что не мешало бы еще один катрен сделать и завершить по-другому. Я соглашаюсь и говорю, что подумаю. Через пару часов перезваниваю и выдаю готовый вариант, спрашиваю: так подойдет? Он удивляется: когда ты успела? Когда я успела: между поджаркой и вторым блюдом. Голова-то свободна.


 

 

- Геннадий Степанович был вашим наставником? Как вы познакомились?

- Это очень интересная история. Совсем еще была молодая. Пришла я в редакцию показать свои стихи. Ларкович вел литературную страничку. Геннадий Степанович посмотрел и спросил, кем я работаю. Отвечаю, что художником-оформителем. Вот и нарисуйте нам лучше табличку, говорит. Я на него обиделась и ушла. И лет 20 я не появлялась. Да и некогда было: семья, дети. Нет, я писала, сочиняла, но никуда свои работы не носила. Через много лет я написала стихотворение о принцессе Диане, меня потрясла её трагическая гибель. Принесла в газету. Геннадия Степановича, который все еще вел литературную страничку, на месте не было, оставила стихотворение и телефон. Он позвонил. И с тех пор он меня полюбил (смеется). И мы стали работать.

 

- У вас так много занятий! Какая деятельность самая любимая?

- Вопрос на засыпку. Знаете, у меня все любимое. Я не бросаю стихи, хотя сейчас на прозу перешла. И песни. А еще рисование. Бывает,  что-то заброшу… Рисование, песни и писательство бросать нельзя. И с детьми я люблю заниматься. Не могу без этого. В этом году я пришла к выводу, что бросать ничего нельзя.

 

- Ваш талант передался детям, внукам?

- Конечно! А как же?! У меня все дети учились в музыкальной школе. Все поют! Меня окружают много хороших людей! Таких талантливых, таких творческих! Я очень много всего в жизни начинала ради своих детей. Чтобы дети видели, какие вокруг меня люди. Это здорово!


 

- Над чем вы сейчас работаете?

- Сейчас работаю над сказками для детей и подростков. Книга будет состоять из небольших историй.  Там много всего интересного будет. Это первая моя книга для детей. Она очень важна для меня.

 

Кажется, что страхи, печали и сомнения ей неведомы.  Рядом с ней приятно находится, как под большим деревом, когда неважно что творится снаружи, так как крепкие ветви и раскидистая крона оградят от всех невзгод. Это же касается и ее творчества. После прочтения ее работ как-то все складывается, становится по своим местам, проясняется все.  

 

«Время-вода, человек-тростинка... Не проплыть бы мимо, не уплыть бы быстро, успеть бы остановится, оглядеться, восхититься и восхитить время, которое остановит свой бег на всём скаку и взовьётся фонтаном в небо; рассыплется на миллионы сияющих брызг и заиграет в небе радугой и этот миг будет откровением! И пусть время течёт дальше и плывёт по нему человек-тростинка, способный вызывать фейерверк положительных эмоций, дающих полноту реке, под названием Жизнь».

                                                                                                                                                     «Человек и время...» Т. Марюха

 

 

P.S.  Заглавием текста стала строчка из песни Т. Марюха «Сирень и весна»

 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(193)

Новинки аудио

Пригвождена (стихи Н. Борисковой, муз. Дорианыч)
Аудио-архив(215)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход