Я бы разделил понятия "национальное самосознание" и "национальная культура".
Национальное самосознание по сути, является осознанием нации себя как таковой, своих национальных ценностей и особенностей, а в индивидуальном плане - осознание принадлежности к своему народу.
Если человек осознаете себя мужчиной, это достаточное основание для того, чтобы говорить о его личности?
Если человек осознает себя русским, достаточно этого, чтобы говорить о его культурном уровне, о содержании его культуры?
Человек рождается уже в некой культурной среде. У него еще не сформировалось сознание, он еще не может идентифицировать себя, но он уже живет в культурной среде и впитывает ее с молоком матери, с ее колыбельными, с ее сказками, с ее отношением к нему, с тем отношением к матери, когда он еще жил в ней...
Исходя из этого, разве сознание, а уж тем более, национальное самосознание не вторично к национальной культуре?
С моей точки зрения, эти понятия с разных уровней и соотносятся приблизительно так же как мораль и нравственность.
Национальное самосознание - результат развития личности под воздействием окружающей среды, а национальная культура существует и развивается непрерывно, обогащая и обогащаясь многими поколениями, в которых с рождением каждого человека происходит новый процесс формирования сознания, а потом, если он не выпадает из культурной среды и национального самосознания личности. У этих понятий различная природа существования.
Если обратиться к классикам, то ведь целенаправленный и действенный характер сознания в практике человека обусловлен сознательным отражением и сознательным применением объективных законов природы и общества, в то время как те же самые законы в природе и обществе обнаруживают себя бессознательно в форме внешней необходимости.
То есть, несмотря на то, что сознание человека формируется под воздействием, в том числе, опыта предшествующих поколений, это постоянно возобновляющийся процесс от полного его отсутствия до субъективного восприятия объективного мира с учетом полученных знаний, опыта, впечатлений.
В то время как национальная культура, сформированная за длящийся период взаимодействия с природной средой и межличностного общения в процессе общественного развития, и нашедшая формы отражения в объективном мире, не исчезает вместе с одним или многими носителями субъективного представления о сути вещей, продолжая развиваться, изменяться, возрождаться, оставаясь самодостаточной в пространстве и времени.
А как же исчезнувшие цивилизации вместе со своей национальной культурой?
Если бы их культура исчезла, то мы бы о ней не говорили. Она осталась в объективных формах и в субъективном отражении современниками в художественном творчестве. Это тоже весьма неоднозначный вопрос, так как можно привести примеры возрождения национальной культуры столетия спустя в результате приобщения к ней через религию, философию, общность существования, экономическую или иную необходимость и прочее.
И другая сторона этого вопроса в том, что не является ли причиной деградации национального общества, его распада, исчезновения и прочее, как раз то, что общественное развитие пытались осуществлять вне культурных традиций, на основе которых ранее формировалось и национальное самосознание индивидуума?