Вспомнилось прошлое- третий ( трудовой) семестр 1969 года. После завершения весенней экзаменационной сессии, мы, студенты четвёртого курса юридического факультета МГУ, перешли на пятый, последний , курс обучения, и надо было думать о заработке в предстоящие каникулы. Мой однокурсник, Валерий Зайнулин , с которым я познакомился ещё будучи абитуриентом в июле 1965 года ( мы жили с ним в одной комнате общежития МГУ на подготовительных курсах), решил создать студенческий строительный отряд (ССО) для поездки в Красноярский край, в посёлок Бородино. Я без колебаний записался в отряд.
В отряде, численностью 50 человек, были, в основном, ребята нашего курса, но в отряд попали и несколько человек с третьего курса юридического факультета. Врачом с нами поехала студентка Первого Московского медицинского института, а прорабом - студент Московского инженерно-строительного института. Выполнять обязанности повара согласилась моя однокурсница Валуева Инесса. Командиром отряда был утверждён Зайнулин Валерий, он же организовал получение формы бойца ССО. Кроме того, нам выдали телогрейки и сапоги. Климат в Восточной Сибири резко континентальный и в августе там уже холодно.
Перед отъездом нам сделали прививки от столбняка, мы сдали свои вещи в камеру хранения , находившуюся в помещении цокольного этажа Главного здания МГУ, передали ключи от комнат заведующей общежитием и в путь-дорогу. Решили так: до места назначения добираться поездом, а обратно лететь на самолёте.
Поезд Москва Красноярск отправлялся с Казанского вокзала, время в пути около пяти суток. По прибытии в Красноярск до посёлка Бородино добирались на автобусе ЛАЗ-695. Посёлок этот шахтёрский, основное производство - Бородинский угольный разрез . Нас местная строительная организация разместила в одном из незаселённых пятиэтажных домов на окраине посёлка. А в двух других пятиэтажках напротив мы должны были выполнить столярные работы: настелить полы, предварительно утеплив плиты на первых этажах стекловатой и обработав доски специальным раствором, вставить в домах оконные рамы, навесить двери и т.д. Но это только часть работ. Ещё надо было залить битумом крышу одного из цехов ремонтно-механического завода. И, наконец, группа бойцов отряда сразу отправилась на строительство взлётно- посадочной полосы в город Заозёрный, расположенный в 18 км от пос. Бородино. Там был наш основной заработок, поскольку заливка бетоном полосы аэродрома дело трудоёмкое и эта работа хорошо оплачивалась.
Работать предстояло по 12 часов в сутки, без выходных. Сейчас это кажется трудновыполнимой задачей, а тогда считали в порядке вещей: коль ехать на заработки за тысячи вёрст, то и заработать надо приличные деньги.
Это была моя вторая поездка «на целину» в составе студенческого строительного отряда. Вырос я в деревне, с детства привык к тяжёлому сельскому труду и переносил физические нагрузки довольно легко. Ребята постарше, конечно, уставали больше, но виду не подавали.
Во время работы с горячим битумом третьекурсник Валерий по прозвищу Борода нечаянно опрокинул на ногу ведро с расплавленным битумом, его на машине скорой медицинской помощи отвезли в больницу, где он две недели залечивал ожоги. Других случаев производственных травм , к счастью, тогда не было.
За два месяца работы в студенческом отряде нам дали только два выходных дня. Первый мы посвятили поездке в таёжную глухомань - удивительный уголок Восточных Саян в десятках километров от города Саянский, где мы наслаждались первозданной красотой сибирской тайги, вдыхали запахи хвойных деревьев: ели, пихты и кедра - сибирской сосны, собирали малину и кедровые шишки, видели красивых зверьков - бурундуков.
Вторая поездка была в закрытый город Красноярск-45, там мы осмотрели великолепную набережную, ознакомились с другими достопримечательностями города. В магазине нам предложили купить дефицитный в те времена транзисторный радиоприёмник VEF-12 стоимостью 90 рублей, я приобрёл тогда этот приёмник, которым пользовался много лет.
Из той поездки в Красноярский край ещё запомнился вечерний концерт в доме культуры «Угольщик» посёлка Бородино цыганского ансамбля песни и пляски. В кино мы не ходили, но по радиоприёмнику с 16 июля 1969 года слушали новости о полёте американских астронавтов на космическом корабле «Аполлон-11» к Луне и о высадке на Луну 20 июля.… Споры о том, была ли в действительности высадка американских астронавтов на поверхность Луны, продолжаются до сих пор…
Последние августовские дни в связи с резким похолоданием мы работали в телогрейках, ночи стали холодными. Накануне отъезда получили на руки за выполненные работы по 800 рублей, поблагодарили гостеприимных шахтёров и ночью выехали на автобусе в Красноярск. В аэропорту взяли билеты на самолёт ИЛ-18 до Москвы с посадками в Томске и в Омске и в тот же день приземлились в аэропорту Внуково.
Выйдя из здания аэропорта, я взял такси и быстро доехал до Главного здания МГУ на Ленинских горах. Поднявшись на четвёртый этаж зоны «Б» нашего общежития, я получил ключи от комнаты у дежурной по этажу и до вечера отсыпался после дороги. На ужине в столовой никого из бойцов нашего отряда не встретил, видимо, они ещё отдыхали после перелёта. Мне отдыхать было нельзя, я работал штатным сотрудником – ночным сторожем в отделе охраны Ленинского района города Москвы. Два месяца за меня дежурил по взаимной договорённости с бригадиром сторожей её супруг, поэтому на следующий день после возвращения в Москву я сразу включился в график дежурств, ещё до начала занятий 1 сентября 1969 года. Так закончился тогда мой третий (трудовой) семестр. У меня сохранилось стихотворение о той поездке в Красноярский край
***
Рай земной по ночам мне не снился,
Лишь маячили скалы во мгле,
И когда я в тайге приземлился,
Стало легче мне жить на земле.
Впереди простирались Саяны,
Непролазные чащи, хребты.
Аромат удивительно пряный
Исходил от земной красоты.
Стреловидные кедры и ели
Заслонили шатром небосвод.
Журавли в облаках пролетели
В край озёр, родников и болот…
Бурундук, горностая почуяв,
Прошмыгнул за замшелый валун.
Мы в тайге у костра заночуем,
Под звучанье серебряных струн!