Виктор Верин
В 2020 г. в России функционируют 58 тысяч различных детских дошкольных учреждений, охватывающих около 6 млн. детей, при том, что 1,9 млн. детей стоят в очереди в государственные детские сады.
В 1976 г. в СССР насчитывалось более 117 тысяч постоянных дошкольных учреждений, охватывающих более 12 млн. детей.
«С первых дней Советской власти развернулась широкая деятельность по созданию новой, подлинно народной системы образования и воспитания. Уже 9 (22) ноября 1917 г. Декретом ВЦИК и Совнаркома была учреждена Государственная комиссия по просвещению, в состав которой входил отдел дошкольного воспитания и помощи детям. Это означало, что Советская власть рассматривает дошкольное воспитание как часть единой системы народного образования и принимает на себя заботы о его развитии».
"Дошкольная педагогика" под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г.
1. Детский садик в современных российских реалиях
2. Русская традиция взаимовыручки и заботы о детях
3. Так зачем же нужны детские садики?
4. Где и как впервые появились детские садики
5. О зарождении детских садиков в России
6. Дошкольное образование и Октябрьская революция
7. Детские садики в СССР
8. Детские садики во Франции, Англии, Америке, Германии, Испании
9. Частный случай в Балашихе:
- что даст новый садик детям
- что даст садик жителям дома
- что даст садик жителям микрорайона
на фото: в советском детском садике 1964 г.
Детский садик в современных российских реалиях
Сейчас сложно представить, как же раньше обходились в городах без детских садиков? А мы, просто жили в другом обществе. Были другие реальности. Во-первых, был еще силен общинный уклад жизни, который определялся компактностью проживания и общностью трудовой деятельности. Вместе жили. Вместе работали. Семьи были большие. Несколько поколений бывало в одной семье. Детям в этом сообществе уделялось много времени.
Сегодня ситуация часто складывается так, что в доме сложно найти хотя бы несколько семей, которые работают на одном производстве. Часто даже соседи по одной лестничной площадке не знают друг друга. Много квартир сдается в аренду. Глобализация производственных процессов, узкая спецализация внесли существенные изменения в монолитность общества, разрушив единство трудового и повседневного бытового пространства.
Поэтому органы местного самоуправления, региональные власти, если хотят добиться хоть какой-то социальной стабильности, должны уделять особое внимание решению задачи по созданию условий для сохранения и развития традиционной культурной среды и комфортного повседневного пребывания в ней детей.
Экономический кризис и пандемия коронавируса со всеми соответствующими ограничениями в развитии общества, уже сейчас проявляются в повседневной жизни многих наших соотечественников новыми проблемами, которые, к сожалению, будут только нарастать, и требовать от нас сплоченности, решительных действий по взаимовыручке. Мы как никогда сегодня должны помогать друг другу, вспомнив о тех своих лучших человеческих качествах, которые нам с детства прививали родители.
А помощь сегодняшним родителям в воспитании детей дошкольного возраста – одна из главнейших первоочередных задач – и по-человечески, и с точки зрения государственной целесообразности.
Русская традиция взаимовыручки и заботы о детях
Часто мы слышим о том, что народ должен жить как одна семья, что все мы, в той или иной степени, имеем общие корни. Да. Мы - дети одного Отечества. А раз мы – единая семья, то забота о детях – это приоритетная задача. Для детей должны быть созданы все условия здесь и сейчас, а не в будущем. Мы не должны решать свои «шкурные» интересы за счет детей. Наши дети должны жить лучше нас. Мы должны обеспечить им счастливое детство. И нет в нашей культуре, в традициях нашего народа такого, чтобы делить детей на своих и чужих. Такой подход аморален. Русскому человеку, чтящему традиции своих великих предков, просто непонятна и неприемлема сама возможность постановки такого вопроса, что вот, мол, дети пусть подождут, а мы вместо садика себе очередную контору откроем, бизнес сделаем, развлечения организуем...
Так зачем же нужны детские садики?
Скорее всего, там, где возникают такие разговор, люди либо просто не разобрались в ситуации, либо же, к сожалению, и такое сейчас бывает, мы сталкиваемся с искажением нравственной основы. И в этом, конечно, виноваты и мы, в том числе. Ведь то, что дети не могут с раннего возраста быть приобщены к образовательному процессу в рамках воспитания человека на традиционной культуре, что у них нет возможности ранней социализации, что у них нет, проще говоря, всего того, то дает современный детский садик, подменяющий семейную или поселенческую общину, – все это потом и проявляется во взрослом человеке. Например, сегодня общественными процессами приходят руководить как раз те, кто 20-30 лет назад воспитывался агрессией рыночной экономики капитализма, а не какими-то там традициями отечественной культуры.
Детский садик сегодня должен быть не просто местом для временного пребывания ребенка, пока его родители заняты, не только местом для игр, но полноценным дошкольным образовательным учреждением, где ребенку прививают и правила здорового образа жизни, и основы традиционной культуры нашего общества, и основы знаний. И посещение дошкольного учреждения должны быть не просто правом, которое гарантировано каждому ребенку в России, но и его обязанностью.
Где и как впервые появились детские садики
Наверное, детские садики появились еще в первобытном обществе, когда детей оставляли под присмотром нескольких человек, в то время как все были заняты охотой, либо иным промыслом, необходимым для выживания.
Но в литературе, чаще всего, рассматривается версия о том, что первая «школа для малышей» была создана в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Ричардом Оуэном.
Само же словосочетание «детский сад» пришло из Германии и принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю. В 1837 он открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. Дети, по мнению Фрёбеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью. Отсюда название такого учреждения для образовательной работы с детьми — «Kindergarten» — «детский сад».
По своим философским взглядам Фрёбель был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание как единственное средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. В его системе воспитания исходным являлось представление о том, что нужно не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа. Фрёбель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Его девизом было: «Труд. Терпение. Любовь». А во главу угла ставилась, прежде всего, индивидуальность ребенка. Фридрих Фрёбель утверждал, что лучший учитель для ребенка – это игра.
Между прочим, говорят, что кубики с рисунками и буквами изобрел тоже он.
А уж о важности воспитателей для детского садика, о необходимости их отбора и подготовки говорить не приходится, потому что это очевидно, это факт. Воспитатель не только должна обладать определенными знаниями и педагогическими навыкам для обучения детей, но и чем-то еще, что делало бы его авторитетным в глазах детей, что бы они доверяли ему и любили его. Моя дочь пошла в садик в новом микрорайоне города, где садик, соответственно, тоже был новый, просторный, красивый, удобный. Воспитатели там работали молодые, со специальным образованием, энергичные, современные, вежливые, старательные… Но дочка в садик шла со слезами… А потом нам пришлось переехать в старый район города и поменять садик. Здесь все было не новым, а аккуратно отремонтированным, подкрашенным, подделанным, маленьким, и казалось, неуютным. Воспитатели, в основном, пожилые женщины, многие без высшего образования… Но случилось невероятное – девочка бежала в этот садик с радостью. Потому что воспитательница, не смотря на то, что в группе было около 30 детей, для каждого находила минутку, что бы похвалить его, спросить о чем-то, поговорить… Все дети у нее были «цыплятки», «ребятки», «умнички», «красавчики»… Она любила детей и они отвечали ей взаимностью, стараясь ничем ее не огорчать. И если уж она просила их кушать или спать, то даже такое нелюбимое для большинства детей занятие, они выполняли с радостью…
О зарождении детских садиков в России
Однозначных сведений о первом детском садике в России нет. По одним источникам первый детский сад был открыт в Петербурге в 1816 году. Другие называют 15 мая 1837 года, когда при Демидовском доме трудолюбия открыли дневные детские комнаты, где матери-работницы могли оставить детей под присмотром нянечек. Есть информация о детском саде, который якобы открыл Франц Фридрих Седмиградский в Гельсингфорсе в 1859 г. (ныне - столица Финляндии Хельсинки).
Но другие источники утверждают, что на самом деле Седмиградский скончался в 1855 году, завещав все свои деньги на строительство школы либо сиротского приюта. Завещание было выполнено в 1905 году, строительством школа и детский сад, которые работают до сих пор.
С подачи журнала «Обруч», газет «Детский сад со всех сторон» и «Дошкольное образование» с 2004 года в России 27 сентября отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников,
в связи с тем, что, по их мнению, первый детский сад в России именно в этот день в 1863 году открыла Софья Андреевна Люгебиль на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. С 2009 года празднику придан официальный государственный статус.
В Москве детский сад был открыт в 1866 г. при пансионе девиц Герке.
В 1866 году было открыто петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович.
Кроме того Аделаида Семеновна начала издавать специальный журнал «Детский сад».
Называют 1880 год, когда при Раменской текстильной фабрике открылись первые ясли для детей ее сотрудниц. Аналогичное заведение на селе появилось в 1896 году в пермском губернском земстве.
Таким образом, мы видим, что уже изначально через открытие детских садиков пытались решить сразу две проблемы – высвобождение родителей для их профессиональной и иной деятельности и воспитание детей, раскрытие их природных возможностей.
Дошкольное образование и Октябрьская революция
А. В. Луначарский был назначен народным комиссаром просвещения в составе первого Совета народных комиссаров, созданного Вторым Всероссийским съездом Советов в октябре 1917 года. А уже 20 ноября 1917 года Коллегией Народного комиссариата по просвещению РСФСР была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию». Этот документ гарантировал бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста.
Не смотря на полыхающую в стране гражданскую войну, в 1919 г. на VIII съезде РКП (б) дошкольное воспитание рассматривалось как одна из «основ школьного и просветительного дела» и ставилась задача широкого развития системы садов и яслей.
К концу 1918 г. в 192 уездах Советской республики работало уже около 400 дошкольных учреждений, а в 1920 г. – более 4000.
Выступая на «IV Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию» в 1928 году, А. В. Луначарский говорит о тех же проблемах, которые безуспешно пытаются решить и сейчас, более ста лет спустя, в современной неокапиталистической России:
«Одной из форм такого облегчения является, конечно, возможно более густая сеть советских детских садов (а равно и яслей). Но центральные и местные органы государства не в состоянии развернуть здесь достаточно широкой работы. К делу должны быть призваны и кооперация, и профессиональные союзы. Наконец, необходимо не только разрешить устройство детских садов жилтовариществами и вообще какими бы то ни было крупными объединениями населения, но и помочь организации самых простых форм кооперации — например, объединению нескольких матерей, имеющих маленьких детей, для совместного найма сколько нибудь квалифицированных нянь или даже для попеременного дежурства с детьми. Само собой разумеется, что эти гибкие формы коллективного воспитания детей могут иметь смысл только в том случае, если и эта периферийная сеть будет поставлена под действительный контроль знающих руководителей и инспекторов дошкольного воспитания, которые смогут пресечь злоупотребления и дать реальную направляющую помощь».
Детские садики в СССР
27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, направленное на оказание помощи матерям и расширение сети детских учреждений, строительство родильных домов, детских яслей и садов. Предприятиям и ведомствам передавались в хозяйственное ведение существующие при них и вновь открываемые ясли и сады. Но в то же время в системе органов просвещения оставались детские сады и ясли для тех, у кого по месту работы не было возможности обустройства ребенка в дошкольное учреждение. Педагогическое руководство всеми садами осуществлялось Народным комиссариатом просвещения.
В годы Великой Отечественной войны Совет Народных Комиссаров СССР принимает постановления (от 9 января и 10 ноября 1944 г.), направленные на дальнейшее расширение сети и улучшение работы детских садов.
В 1954 г. министерства просвещения и здравоохранения РСФСР утвердили «Положение о колхозном детском саде».
В 1959 году принимается постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», детские ясли и сады объединяются в одно учреждение, для которых Министерством образования была разработана единая программа воспитания и обучения по принципу «от простого к сложному». Классический ясли-сад состоял из семи групп – трех ясельных и четырех детсадовских: младшей, средней, старшей и подготовительной.
В СССР детские ясли и сады открывались по всей стране с первых лет его существования: молодому советскому государству требовались миллионы рабочих рук, в том числе и женских. Поэтому проблемы «с кем оставить ребенка молодой работающей маме» практически не существовало – ее успешно решали повсеместно открываемые детские сады и ясли. Кроме того, дошкольные учреждения были начальной ступенью системы всеобщего среднего образования, гарантированного Конституцией каждому советскому гражданину.
Детский садик во Франции, Англии, Америке, Германии, Испании
Вот что пишет мне знакомая, проживающая в Париже: «По поводу садиков, тут все более организованно, чтобы мамы могли быстро выйти на работу, декрет вообще только 16 недель, из них только 12 после рождения малыша. Дальше есть система разных яселек и "официальные" нянечки. Такая служба нянь, где они сертифицируются и контролируются. Они одновременно могут брать до 4 детей, так что мини ясли получаются. А начиная с трёх лет, у них начинается обязательное образование, то есть аналог нашего садика - это просто обязательно для всех детей, проживающих во Франции вне зависимости от гражданства и причин пребывания в стране. Вот такая система».
В Англии есть и государственные, и частные детские сады. После достижения трех лет ребенок, вне зависимости от места проживания, получает право на 15 часов в неделю бесплатного посещения садика по выбору (частного или государственного – все равно).
Но к садикам в Англии такой же подход, как и во Франции – это не просто обеспечение помощи родителям в присмотре за ребенком, а ВОСПИТАНИЕ ребенка в рамках единой государственной программы. Именно поэтому детские садики в Англии созданы при школах, которые так же бывают и платные, и бесплатные. В школах обучение начинается с четырех лет. Питание в садиках бесплатное…
В Америке в детские сады принимают детей с шести недель. С пяти лет ребенок обязательно должен посещать специальные группы при школе. В основном, садики частные, а, соответственно - платные. Есть и государственные садики, бесплатные, но в них большая очередь. До года на трех детей в американском садике положен один воспитатель, от года до двух лет – один воспитатель на четырех деток, а с двух лет и до старшей группы – один воспитатель на шестерых. Отдавая детей в сад, родители рассчитывают не только на их социализацию, но и на интеллектуальное развитие и подготовку к школе. Развиты маленькие садики в жилых домах и садики при различных религиозных общинах. Спят, между прочим, во многих садиках не на кроватках, а на матрасах, брошенных на пол, не раздеваясь.
Совсем иначе обстоит дело с садиками в Германии. Здесь главная функция сотрудников детского садика заключается в присмотре за детьми. Садики, в основном, частные. Спят на матрасах, на полу. Нет ни педагогов, ни медицинского персонала, ни повара. Еду и игрушки, часто дети приносят свою. Прием в садики с трех лет.
В Испании дети начинают посещать дошкольные учреждения с 3 лет. С 6 лет посещение детских садов является обязательной подготовкой к школе. Родителей, которые не отдали ребенка к этому возрасту в дошкольное учреждение, привлекают к ответственности.
Частный случай в Балашихе
В Балашихе очередь желающих, что бы их дети посещали детский садик, превышает 5 тыс. человек. В микрорайоне Новый свет очередь держится около 300 человек. На весь микрорайон – один садик «Солнышко» на Московском бульваре.
На Солнечном, 6 вроде бы как начинали строить садик «Ромашку», но в состоянии объекта незавершенного капитального строительства он оказался, каким-то образом в частных руках. Теперь в одном достроенном корпусе здесь различные ООО, а другой, за кирпичным забором, так и стоит «незавершенкой», привлекая подростков зияющей пустотой оконных проемов для уединения от всяких норм и правил взрослого общества и простором бетонных стен для граффити.
Конечно же, лучше было бы построить новые современные здания для дошкольных учреждений, но как говорится на безрыбье и рак – рыба. Или про то, что лучше синица в руках, чем журавль в небе, который по осени в теплые края улетит…
В прошлом году совпали два события.
Во-первых, вышло Постановление правительства РФ от 11 июня 2019 г. № 752 «О внесении изменений в приложения № 141 и 142 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования», направленное на достижение 100% доступности дошкольного образования для детей до трёх лет и, позволяющее размещать детские сады на первых этажах в уже построенных жилых домах.
Во-вторых, в Балашихе в доме 8 по улице Солнечная освободилась часть первого этажа. Этот десятиэтажный дом построен в 1997 году. В нем 224 жилых квартиры. Управляющей компанией является жилищно-строительный кооператив «Солнечный» с 30.11.2011. По соглашению сторон первый этаж, в свое время, был передан администрации городского округа Балашиха в собственность.
На первом этаже работало подразделение поликлиники. Здесь велся прием жителей со всего микрорайона. И мне кажется, что такое соседство для жильцов дома гораздо проблематичнее, я бы даже сказал, опаснее, чем размещение на первом этаже детского садика. Но с введением в эксплуатацию нового корпуса поликлиники в микрорайоне Авиаторов, администрация г.о. Балашиха изыскала возможность не только перевести туда подразделение поликлиники из дома на Солнечной, 8, но разработать и согласовать проект размещения в жилом доме детского садика. А это не так просто, как кажется. Только для разработки и согласования проекта, что бы изыскать финансирование, приходится выполнить множество условий и согласований.
В соответствии с нормами действующего законодательства РФ, собственник, в данном случае Администрация Г.О. Балашиха, вправе разместить в помещениях первого этажа все, что соответствует санитарным нормам и не наносит ущерб зданию, не ущемляет права жильцов дома. Разработанный план реконструкции первого этажа полностью должен соответствовать "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда", утвержденным постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 декабря 2013 г. № 68, ( СанПиН 2.4.1.3147-13).
Более того, законом установлены нормы, касающиеся правомочий владельцев нежилых помещений, аналогичные правилам урегулирования споров для жильцов многоквартирных домов. Владельцы нежилых помещений имеют возможность избирать органы, позволяющие объединиться для защиты собственных прав и интересов.
Что значит для Балашихе - более 5 тыс. детей в очереди на место в детском садике. Это значит, что родители этих детей не могут заниматься своей профессиональной деятельностью, принося максимальную пользу обществу, вынужденные заниаться подработкой, которая позволяла бы изыскивать средства на выживание и находиться дома с ребенком. Если раньше на помощь приходили бабушки, то теперь, с увеличением сроков выхода на пенсию, многие бабушки оказались занятыми по своему месту работы. А ситуация сейчас такова, что вряд ли кто-то из очередников в детский садик может себе позволить просто сидеть с ребенком дома. Те, кто имеет финансовые возможности – те либо отдают детей в платные частные садики, либо нанимают домашних воспитателей, либо сами не работают, а сидят дома с ребенком. Но в основном, у людей нет такой возможности. И вся надежда на помощь общества, на создание новых мест в детских садиках.
И если есть хоть малейшая возможность помочь им, открывая детский садик на первом этаже дома, откуда съехала поликлиника в новое здание, то почему мы не должны это сделать?
Что даст садик жителям микрорайона
Тем более что, открытие детского садика – это гарантия развития микрорайона. Есть садик – есть будущее у этого города. Если у родителей есть возможность посещения их ребенком хорошего дошкольного учреждения по месту жительства, то это для них существенная мотивация связать свою жизнь с жизнью этого района, этого города, по крайней мере, на тот срок пока ребенок ходит в детский садик, а затем – в школу.
Что даст садик жителям дома
Естественно, проектом решается не только вопрос об увеличении мест в детском садике, но и улучшение условий эксплуатации жилого дома, и благоустройство территории, и расширение сферы культурных и просветительских мероприятий. Ведь это же естественно, что если, например, идет речь о подготовке дома к зиме, о текущем ремонте, о замене коммуникаций и прочее, то, в первую очередь, мы просто обязаны позаботиться о доме, в котором расположено детское дошкольное учреждение. Соответственно объектом особого внимания становится не первый этаж дома, где расположен садик, но весь дом, с единой системой капитального строения и коммуникаций.
Более того, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, должно участвовать, в том числе деньгами, в содержании прилегающих территорий общего пользования, а размер этих прилегающих территорий определяется муниципальными правилами благоустройства. На это обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело об оспаривании некоторых положений городских Правил благоустройства (Определение ВС РФ от 5 июля 2019 г. № 2-АПА19-5). То есть, муниципалитет может возложить обязанность содержать придомовую территорию на ЖСК, в данном случае, а те, соответственно, перекладут это бремя на жильцов дома.
В нашем случае, жильцы опять выигрывают от размещения садика на первом этаже их дома. Если садик создаст прогулочную зону во дворе дома, установив там веранды и игровые площадки, то садик будет соответственно и содержать эту территорию. А с жильцами дома можно найти компромисс в том, например, что в то время, когда садик не работает, на игровых площадках могут находиться дети, проживающие в доме. И уж точно будет больше вероятности, что возле дома по вечерам не может быть подростков и любителей распития спиртного в общественных местах.
К тому же, при грамотной активной позиции администрации округа, всегда можно найти компромиссное решение по перепланировке территории, занимаемой садиком, жилым домом, школой, сквером, парковкой, площадкой для сбора мусора, пешеходными тротуарами и внутридворовыми дорогами, что бы и санитарные нормы соблюсти, и различных собственников, заинтересованных в этих территориях, не обидеть.
Например, жильцы дома говорят, что еще при передаче первого этажа в собственность городской администрации, им обещали расширение мест для стоянки автомобилей, но ничего не сделали. А теперь, если разместят здесь садик, так вообще не будет мест для парковки. Здесь, конечно, нужно смотреть документы о передаче помещения в собственность... Но какую угрозу парковочным местам несет открытие детского садика – я не понимаю. Дети или воспитатели что ли будут парковать свои автомобили? Ну, может быть, это и было бы замечательно, но, к сожалению, я не знаю, кто сегодня из воспитанников или воспитателей детского садика может себе позволить подобный вариант посещения садика. К тому же, в основном, места под парковку возле жилых домов востребованы в вечернее и ночное время, когда люди возвращаются с работы. У садика тоже не круглосуточный режим работы. Более того, можно обсудить вопрос о дополнительных работах по благоустройству прилегающей территории не только в связи с открытием садика, но в силу иной реальной необходимости. И, я думаю, что при правильном подходе, вокруг дома 8 по улице Солнечной достаточно неэффективно используемой территории, которую можно оборудовать для стоянки автомобилей.
Ну и к тому же еще любое новое учреждение - это новые рабочие места…
И более того, размещая детский садик на первом этаже жилого дома, мы аккумулируем возможности городских служб в очень трудное время. Нужно честно сказать, что в ближайшие месяцы, а, возможно, и годы, на фоне сокращения производственных мощностей, увеличения безработицы, разрыва хозяйственных связей из-за санкций и невыполнения договорных обязательств в условиях кризиса, вплоть до ликвидации некоторых предприятий, размещение детского дошкольного учреждения в жилом доме может рассматриваться жильцами этого дома как неимоверная удача, как счастливый случай, когда их дом переходит из статуса одного из многих в статус дома повышенного внимания, подлежащий обслуживанию в первую очередь.
Это очевидный факт, потому что дом имеет единую несущую конструкцию и единую систему коммуникаций, как для первого этажа, где расположен детский садик, так и для всех остальных. Дом, где функционирует детское дошкольное учреждение должен находиться в идеальном состоянии. У жильцов дома останется в прошлом беспокойство о своевременном ремонте, вывозе мусора, работе всех коммуникаций и прочее.
Будет, по всей видимости, решаться и вопрос улучшения связи, цифрового вещания и прочее… Более того, там, где расположен детский садик, должна быть облагорожена прилегающая дворовая территория. Каждое дошкольное учреждение должно быть объектом особой заботы органов правопорядка. Соответственно и для жильцов дома, с появлением у них детского садика, не будет проблем с неухоженной дворовой территорией, с нарушением общественного порядка и отсутствием внимания со стороны правоохранительных органов, когда, вдруг, потребуется их помощь и защита.
Но самое главное, на мой взгляд, это, конечно же, то, что все мы принадлежим к одной большой семье человеческой, в которой и все вопросы решать надлежит по-человечески, в духе наших традиций, нашей культуры, нашего уважения к жизни и любви к детям…
Источники информации
"Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина,
"Просвещение", Москва, 1978 г.
О воспитании и образовании. К IV Всероссийскому съезду по дошкольному воспитанию. Газета «Правда», 1928, 1 декабря
Наталья Рогачева «Детские сады в цифрах»
https://www.forbes.ru/svoi-biznes/103220-detskie-sady-v-tsifrah
История происхождения детских садиков....
https://www.baby.ru/blogs/post/246007220-19218760/
Когда в России появились первые детские сады?
http://ds6.detkin-club.ru/teachers/21932
История появления детских садов.
http://lubopitnie.ru/istoriya-poyavleniya-detskih-sadov/