Праздники. Как они, вообще, появились и зачем они нам нужны?

Дата: 5 Мая 2020 Автор: Рымарь Виктор

Праздники. Как они, вообще, появились и зачем они нам нужны?

Прошлое, настоящее и будущее 1 мая…

 

В разгаре очередная декада непрерывных праздников. Наша жизнь просто немыслима без них. И нашим национальным девизом вполне могло бы быть изречение: «Праздники – вот наше подлинное достояние!»

 

Но почему так? Зачем и почему у нас их так много? И что они нам на самом деле дают?

 

  Для начала вспомним о глубинной сути праздника – этого социального явления, присущего культуре любого народа.

   

 Слово праздник в русском языке, согласно историко-этимологическим словарям, исходит от старославянского слова «праздьнъ» — «праздный день», то есть «день свободный от работы». То есть, это день, когда наши предки могли отдохнуть от нелегкого физического крестьянского, ремесленнического труда. Поэтому, хотя труд всегда был в почёте, праздный день тоже ценился, слово «праздьнъ» – праздник имело позитивную коннотацию.

 

Праздники возникли в далёкой древности, когда подавляющая часть населения почти всех стран мира была занята в сельском хозяйстве, по преимуществу ручным земледелием. А при таком образе жизни свободные от работы дни, как правило, возникали по завершению сезонных работ.

 

Например, когда поля вспаханы, земля подготовлена, обработана и засеяна, то можно и перевести дух. Точно также и после сбора урожая допустимо отдохнуть, – перед выполнением других работ, которых в крестьянском хозяйстве в любое время года всегда предостаточно...

 

Удачное завершение сезонных работ всегда сопровождалось радостью. Благополучная посевная, а тем более сбор урожая – гарантия обеспеченностью хлебом, пищей, – а это залог продолжения жизни. Поэтому праздные дни после завершения этапа работ – это были не просто дни отдыха, который и сам по себе после тяжкого труда явление желанное, позитивное, но в праздник добавлялась ещё радость по поводу благополучно сделанного дела на благо жизнеобеспечения.

 

Люди временно оставляли работу также и ради проведения религиозных ритуалов. Это всевозможные мистерии, обряды и жертвоприношения богам. Такие действа могли длиться целый день. Именно так и утвердились религиозные праздники. Они сопровождались эмоциональным подъёмом наших суеверных предков, ибо процессом культового действа, по верованиям людей, обеспечивалось жизненное благополучие: благоприятная погода, урожай, отсутствие болезней, набегов врагов и т.п.

 

Были также единичные праздники социального характера, когда например, устанавливался мир между двумя давно враждующими племенами, или когда происходило объединение соседних племён ради усиления сопротивлению набегов кочевников. Это были весьма позитивные явления, добавляющие шансов выживания группы, тут было чему радоваться.

Праздники – это очень важное и значимое в жизни наших предков явление, имеющее значение для поддержания физических и психических сил, а в целом – выживания. Таким образом, праздник – это день свободный от работы – день совместной радости по поводу благополучного завершения работ, иного позитивного, значимого для людей события, когда члены сообщества собираются вместе, общаются, обсуждают это событие, а также реализуют культурные формы самовыражения: поют, танцуют, проводят состязания, игры и тому подобные действия.

 

Со временем смысл праздника несколько менялся, вернее, обогащался. Помимо праздных дней по случаю завершения сезонных работ, важного позитивного события в жизни сообщества или по случаю совершения действий религиозного содержания, стали появляться праздники на основе светских идеологем, и приуроченные к дням, отнюдь не позитивного характера.

 

Например, приснопамятный и на злобу дня знаменитый наш праздник 1 мая. Появился он в результате событий 1 мая 1886 года в Чикаго, где рабочие начали забастовку с требованием сократить рабочий день. На четвёртый день забастовки произошла стычка между рабочими и полицией, погибло семь страж порядка и шесть бастующих. Многие получили ранения, около сотни забастовщиков были арестованы. Именно в память об этом событии в 1889 году в Париже на конгрессе Второго Интернационала было принято постановление считать 1 мая Днём Интернационала, то есть Днём международной солидарности рабочих.

 

Поначалу этот день не был радостным праздником, так как основывался на трагических событиях. Его начали «отмечать» с 1890 года в Европе и в России, где рабочие проводили так называемые «маёвки» – по сути загородные встречи (по-английски – митинги), пикники, на которых вспоминали погибших товарищей по классу, обсуждали проблемы борьбы трудового народа за свои права: улучшения условий труда, повышения заработной платы, сокращения рабочего дня и тому подобное.

В дальнейшем, с начала 1900-х годов, рабочие, придерживавшиеся социалистических взглядов, стали приурочивать к 1 мая проведение забастовок, политических митингов и демонстраций. Вот, например, что писал в 1905 году Владимир Ленин в своей статье «ПЕРВОЕ МАЯ»:

«Товарищи рабочие! Наступает день великого праздника рабочих всего мира. Первого мая празднуют они свое пробуждение к свету и знанию, свое объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, против всякого произвола, против всякой эксплуатации, за социалистическое устройство общества. Все, кто трудится, кто кормит своим трудом богатых и знатных, кто проводит жизнь в непосильной работе за скудную плату, кто никогда не пользуется плодами своего труда, кто живет подобно вьючному скоту среди роскоши и блеска нашей цивилизации, все они протягивают руку для борьбы за освобождение и счастье рабочих. Долой вражду между рабочими разных национальностей или разных религий! Такая вражда выгодна только грабителям и тиранам, живущим темнотой и разрозненностью пролетариата. Еврей и христианин, армянин и татарин, поляк и русский, финляндец и швед, латыш и немец — все, все идут вместе под одним общим знаменем социализма. Все рабочие — братья, и в их крепком союзе единственная порука за благо и счастье всего трудящегося и угнетенного человечества. Первого мая этот союз рабочих всех стран, международная социал-демократия, делает смотр своим силам и сплачивается для новой, неустанной, непреклонной борьбы за свободу, равенство и братство...»

То есть праздный день может быть не только по факту какого-то нынешнего, сегодняшнего и позитивного события, а и по случаю весьма драматического события, произошедшего и далеко, и в прошлом. Праздный день возникает не только по причине всеобщей радости, но и по причине глубокой печали. Люди собираются вместе не только для того, чтобы вместе радоваться местным житейским достижениям, а чтобы консолидироваться и укрепиться в идеях и настроениях общественного характера. Так возникли политические праздники.

Первомай после Октябрьской революции 1917 года в Советской России получил официальный статус праздника – то есть нерабочего дня и сначала именовался "День Интернационала", а затем - "Международный день солидарности трудящихся".

 

 В советское время 1 мая имел чёткое политическое идеологическое значение. Суть его такова. Все люди делятся на трудящихся и эксплуататоров трудового народа. В советской стране и странах победившего социализма эксплуататоры ликвидированы как класс. Но в мире капитала процветают все формы эксплуатации и рабства. Поэтому все честные трудящиеся всего мира в этот день выражают свою классовую солидарность, направленную против эксплуататоров – буржуазии и социальных прослоек, её обслуживающих, которые все вместе образуют мировой империализм – источник войн, классового угнетения, порабощения целых народов и стран

 

 

Эту солидарность трудящиеся демонстрируют в своих шествиях по улицам и площадям городов, скандируя и поднимая высоко над головой лозунги: «Миру – мир!» «Долой эксплуататоров!» «Мы – не рабы!» «Свободу народам Африки!» «За единство и сплочённость всех антиимпериалистических сил!» «Дело великого Ленина бессмертно!» «Вперёд, к победе коммунизма!» «Да здравствует братская дружба народов СССР!» И, конечно же, знаменитое: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!»

 

В советское время в СССР это был праздник абсолютно радостный, несмотря на то, что в его основе совершенно трагические события – смерть людей – 1 мая 1886 года. Почему он был радостным? Да потому, что в истории человеческой цивилизации на Земле возникло таки государство свободного труда, государство без эксплуататоров трудового народа. И это государство – наша страна. Мы смогли свергнуть эксплуататоров в нашей стране, поможем это сделать трудящимся и в других странах. «За победу коммунизма во всём мире!» Ура, товарищи!

 

 

Однако первомайская демонстрация с лозунгами, перечисленными выше, в России 1 мая 1990 года оказалась последней…

 Как пишут историки «…В этот день за официальной демонстрацией на Красную площадь вступила альтернативная колонна с антикоммунистическими, антисоветскими и антигорбачевскими лозунгами. Президент и другие руководители СССР покинули трибуну мавзолея. Телевизионная трансляция была прекращена...»

 

21 апреля 1992 года Верховным советом РФ было утверждено новое название Первомая: «Праздник Весны и Труда»

 

Это не случайно. Изменилась идеологическая основа. То есть она вообще исчезла. Изначально, как мы уже отметили, сутью праздника было классовое противопоставление трудящихся против эксплуататоров, солидарность первых в борьбе со вторыми за свои законные права и свободы. Первые – это рабочие, крестьяне, ремесленники, трудовая интеллигенция, а вторые – это буржуа и обслуживающие их интересы социальные прослойки, все вместе составляющие буржуазную государственную систему эксплуатации и насилия. Всё было ясно и понятно. Идейное наполнение праздника ярко отражено в процитированной выше работе Ленина «ПЕРВОЕ МАЯ».

 

А что теперь? В чём теперь суть праздника? Почему исчезли из названия праздника слова «солидарность трудящихся»? Что и почему теперь мы празднуем? То есть, на каком основании мы не работаем? Чему мы радуемся? Или о чём мы скорбим? На что идейно нацелены? Что значит «праздник Весны»? Что значит «праздник Труда»? Похоже на языческое поклонение богам.

 

Да, наступила весна, да, мы все трудимся. Так и что? Почему надо делать «выходной день» и выходить с цветными шариками и флажками в городе и устраивать пикники за городам? В чём сейчас официальная идеологема праздника? Где, в каком официальном нормативном документе это отражено? Ищем. Ничего не находим.

 

А если неофициально, то во властных элитах как бы произошёл пересмотр марксистко-ленинской классовой теории, где основное, как известно – это борьба трудового класса с паразитическими классами и прослойками. И вот было отвергнуто положение, что классы и прослойки делятся на эксплуататорские и эксплуатируемые, а все люди – на трудящихся и нетрудящихся.

 

Теперь считается, что абсолютно любая социально активная группа, не нарушающая закон, она, по крайней мере, социально нейтральна. А в основном – считается сейчас – любая социальная группа своей деятельностью однозначно приносит пользу обществу, выполняет какую-то свою функцию в общественном организме, даже группа крупных владельцев предприятий, банков и других активов.

 

Классовая борьба – считается теперь – это заблуждение и анахронизм, путь к хаосу и дестабилизации общества. А праздник – 1 мая сейчас ну «просто праздник» – без идеологии – не работаем, потому что просто радуемся. Ну, давайте порадуемся нашему труду, какой он у нас есть, почему бы нет? А заодно уже и особо порадуемся весне, ведь уже как-никак два весенних месяца - март и апрель - прошло, пора бы обратить внимание и порадоваться!

Но даже эти положения письменно официально нигде не отражены. И это есть очень большое упущение.

Ибо что в результате? В результате далеко не все согласны с таким новым названием праздника и его деидеологизацией.

Праздник (нерабочий день) есть, а настоящего глубокого и волнующего смысла нет...

А свято место пусто не бывает! Леворадикальные силы всё смелее стали поднимать голову и делать Первое мая прежним своим идеологическим днём.

Вы только послушайте, что говорил на митинге 1 мая 2019 года в Москве не самый ещё радикальный Геннадий Зюганов:

«...Заявляю этой власти: ваш курс – это курс провала и позора! Стране нужен принципиально иной курс и иная программа. Вы часто слышите от этой власти, что, якобы, у них нет денег. В который раз повторяю: денег больше, чем надо! Но когда Путин говорит, что мы сами справимся со всеми трудностями, и у страны есть будущее, которое зависит только от нас, заявляю: нет никакого будущего! Нет никакого будущего у страны, если уровень доверия народа к власти за год провалился в два раза. Нет будущего у страны, в которой три процента олигархов и ворократии захватили все основные деньги и ресурсы. Нет будущего у страны, в которой основные фонды даже в Газпроме изношены на 60%. Нет будущего у страны, которая не желает заботиться о стариках, детях войны и молодом, подрастающем поколении. У такой страны нет никакого будущего!

 

Вдумайтесь: за прошлый год добыли 555 миллионов тонн вашей нефти, это по три с половиной тонны на каждого из вас. Но нефть добыли и в Норвегии. Однако там каждый получил бесплатное образование и медицинское обслуживание, а пособие безработному составило 210 тысяч рублей на наши деньги. Нефть добыли и в Америке. Но там каждый житель Аляски за прошлый год получил от своей нефти по 100 тысяч рублей. Нефть добыли и в Саудовской Аравии, но там каждый молодой человек получил квартиру, бесплатное образование и медицинское обслуживание. Нефть добыли и в Иране. Но там бензин и солярка в три раза дешевле, чем у нас.

 

Почему мы, имея такие колоссальные ресурсы, отдали все этой ненасытной олигархии, которая даже не хочет платить полноценные, нормальные налоги? Потому что власть олигархическая, и не принадлежит трудовому народу! Потому что власть не слышит боль наших граждан и не решает их проблемы.

 

Завтра вам опять скажут, что у нас нет денег. Но я напомню, что всего в стране собрали налогов на сумму 19,5 триллионов рублей. Однако больше триллиона из них правительство Медведева даже не расписывало. Почти 700 миллиардов министерства распределили сами, хотя не имеют на это никакого права. Почти 500 миллиардов рублей застряли неизвестно где, и не дошли до граждан. Долг в 2,5 триллиона рублей повесили на местные власти, хотя они не в состоянии латать даже текущие дыры в своем бюджете.

 

Сколько средств у предприятий? Почти 30 триллионов! Но ставка Центробанка составляет 7,75%, при рентабельности в 7,5%. В таких условиях никто не будет вкладывать средства в производство. Им проще крутить эти деньги в банках и набивать карманы. Поэтому стареют станки и механизмы. За 10 лет станочный парк не помолодел ни на один день.

А сколько денег находится в банках? 50 триллионов рублей! Из них всего 5% вложили в инвестиции и в обновление экономики. В результате страна задыхается от безденежья, от безработицы, от неуважения к детям, старикам, женщинам, от низких зарплат. У нас полстраны влачит полунищее существование!

 

Я считаю, что этот курс полностью обанкротился. Главный тромб и главный тормоз – это «Единая Россия», которая приняла все самые подлые законы... Или мы мирно, демократично выйдем из кризиса, или массовые беспорядки станут неизбежностью. Это не рынок, это бандитский базар, где живут по понятиям. Это не управление, это разрушение народного хозяйства и унижение граждан. Это не финансовая политика, а массовое воровство, которое разрушает страну и ее производительные силы.

 

Вместо того, чтобы выбрать новый курс, запустили информационную молотилку. Но никакая информационная молотилка уже не поможет. Чтобы они ни делали и ни говорили, уже две трети граждан постоянно присутствуют в социальных сетях и знают правду. Не справятся и силовики, которые пытаются душить народный протест. В Туле нам запретили проводить Первомайскую манифестацию. Но, запомните, господа: трудящимся невозможно запретить манифестацию, тем более, 1 мая!..»

 

Как вам такая праздничная речь? Ничего себе, «Праздник Весны и Труда»!!!

 

Вместо прославления времени года и производительной деятельности – охаивание власти, руководящей партии и действующего правительства. Выше приведённая речь – не просто публичное выражение неуважения к законной власти, а прямое выступление против неё. Хотя только на словах. Но в этих словах чувствуется призыв и напутствие к действию.

И что же последовало в отношении оратора? Ни-че-го...

Более того, выступление было транслировано по центральному телевидению!

Последствия не заставили себя долго ждать: накрученные этой «пламенной речью» недовольные властью «трудящиеся» вышли с аналогичными лозунгами на «манифестацию». В результате – беспорядки, травмы, аресты...

 

А что ж удивительного? Если смысл и идеология праздника не установлены законодательно и официально, то всяк будет затаскивать в него свою идеологию и пользоваться фактом праздника в своих целях. Тем более, если у праздника есть такое богатое протестное прошлое, и при этом сегодня официально никем не установлено, какие теперь лозунги разрешены для оглашения и проноса в колоннах демонстрации, а какие недопустимы.

В результате в некоторой части общества возникло некоторое непонимание и даже некоторый социальный пессимизм.

Больше всего беспорядков было в Москве и в Санкт-Петербурге, который не только культурная столица, но и колыбель трёх революций. Это следовало бы помнить. Как и то, что революции предваряли как раз подобные «манифестации» и именно с их последующим подавлением.

 

В этом году ничего такого не было. Но, видимо, лишь в силу тотального карантина.

Но вряд ли следует совершенно успокоиться. Карантин пройдёт, а экономика ослабнет. И если, улавливая тенденцию, вовремя не озаботиться ситуацией, то...

Как известно, по отношению к «манифестациям протестующих трудящихся» у власти есть три возможные позиции.

Первая: не допустить возникновения «манифестаций».

Вторая: при таки их возникновении обеспечить «выпускание пара» – спокойное мирное их прохождение.

Третья: подавить «манифестацию» силой.

И тем, какую позицию из этих трёх реализует власть, определяются её компетентность, дееспособность и устойчивость.

Необходимо, наверное, очень чётко и ясно определить и законодательно закрепить смысл и идеологическое наполнение государственного праздника, создав соответствующий текст нормативного характера и доведя его до широких слоёв граждан. Чтобы принципиально исключить возможность радикально настроенным социальным группам устраивать беспорядки, и чтобы все не просто отдыхали, но и понимали, что именно они празднуют, почему и зачем празднуют. По-моему, так.

 

Или есть другие мнения?

 

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (1557)

Новинки видео


Другие видео(193)

Новинки аудио

Кошки-мышки (стихи Н. Борисковой, музыка и исполнение Дорианыч)
Аудио-архив(217)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход