Оскольские храмы в живописи А.Г. Филиппова

Дата: 8 Января 2020 Автор: Анпилова Лариса

Старый Оскол – город с древней историей и богатыми духовными традициями. История города непосредственно отражена в его архитектурном облике, несомненным украшением которого являются сохранившиеся от прежних веков старые храмы.

Конечно же, годы гонений на церковь не обошли стороной Старый Оскол. Как указывает А.П. Никулов, в начале ХХ века «Старооскольская округа была разбита на пять церковных округов, в которых действовало в общей сложности 70 православных храмов», а непосредственно в городе – около двадцати [1]. По мнению других исследователей, к началу 1930-х годов в Старом Осколе было тринадцать храмов (шесть городских и семь слободских) [2]. Все главные храмы Старого Оскола, расположенные в центральной части города, во второй половине 1930-х годов были уничтожены. Уцелели только слободские. Как по этому поводу горько заметил В. Русин, «до них у властей просто не дошли руки» [3].
С началом активного градостроительства в 1960-е годы храмы, построенные на окраинах, оказались в городской черте. Так сложился современный городской ансамбль, в котором органично соседствуют современные постройки и памятники старины. Об изменении отношения к культурному наследию красноречиво свидетельствует тот факт, что двум, наиболее ранним из сохранившихся храмов Старого Оскола присвоен статус памятников архитектуры федерального значения: это Свято-Троицкий храм в Стрелецкой слободе (построен в 1730 г.) и храм Воздвижения Креста Господня в слободе Ямской (построен в 1805 г.).
 «Визитной карточкой» Старого Оскола, «жемчужиной его духовной культуры» по праву называют храм Святого Благоверного князя Александра Невского. Показательна история Александро-Невского храма. Построенный в 1903 г. на средства жителей Гуменской слободы, небольшой слободской храм ныне является вторым кафедральным собором и находится практически в центре города. Не удивительно, что к образу этого храма нередко обращаются староосколькие художники. В их числе – А.Г. Филиппов.
Александр Геннадьевич Филиппов – член Союза художников России, член Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ФНЕСКО. За плечами этого художника огромный объем работы, многочисленные достижения и победы. Среди них – участие в Региональной выставке (г. Ярославль); трех Всероссийских выставках, проходивших в Воронеже, Белгороде и Москве; участие в двух международных выставках-вернисажах в США (штаты Джорджия и Северная Каролина). А. Филиппов – участник нескольких международных пленэров, проводившихся в Польше и Белоруссии, а в 2008 г. он был руководителем и участником IX Славянского пленэра в г. Старый Оскол. 
Гуменский храм – частый гость в работах А. Филиппова. Так, например, в работе «Город растет» (2006 г.) отлично передано своеобразие соседства района новостроек и старого храма. Символично здесь и само название, причем, если присмотреться внимательно, последовательность этого «роста» выглядит довольно закономерной: на переднем плане – кроны старых деревьев, к которым присоединяется храм, составляющий вкупе с природой второй ярус (или второй этап роста), а завершает все галерея новых жилых домов, символизируя новый период жизни города.
Интересна одна, не случайная, на наш взгляд, деталь. Храмы в работах А. Филиппова зачастую написаны теми же красками, которые художник использует и для образов живой природы. Так, в частности, в работе «Город растет» теплые золотистые, коричневато-рыжие тона осенней природы отлично сочетаются с золотом и охрой Гуменского храма; а вот на картине «Нежное утро весны» (2003 г.) прохладные зеленовато-голубые тона просыпающейся аллеи перекликаются с синим цветом куполов. Этой «диалогичностью» художник словно подчеркивает близость храма к природе. Храм становится уже не атрибутом города, не принадлежностью его, на знаком естества. Храм, как и природа, стоит как будто над городом, являясь символом вечности и даже частью ее.
Как заметил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, храмы, «являясь средоточием духовных и культурных ценностей», служат символом «видимого, материального воплощения таинственного надвременного и надространственного единения Бога с людьми» [4]. Действительно, храмы в работах А. Филиппова словно вмещают в себя два разных пространства: пространство вечности и пространство бренности. Молчаливые свидетели истории, они живут на пересечении миров. «Между вечностью и бренностью» - таково, на наш взгляд, и философское содержание картины «Осеннее золото (Вознесенский храм)» (2007 г.). Являясь главным героем картины, храм оттеняет (осеняет своим присутствием) незамысловатую сюжетную зарисовку: в воротах церковной ограды (буквально, при дверях) – тихая беседа старой женщины и священнослужителя.
Как отмечает сам А. Филиппов, к оскольским храмам у него отношение разное, поскольку у каждого храма – свой характер, свое лицо. Вознесенский храм, по признанию художника – его любимый: «Он – как Илья Муромец, страж, воин». Строгий, взыскующий характер этого храма отлично передан в работе «Старожил» (2009 г.).
Вознесенский храм, построенный на Казацких буграх в пригородной Казацкой слободе в 1882 г., ныне находится на самой высокой точке по отношению ко всем сохранившимся храмам центральной части города. Его видно издалека. Но можно предположить и обратное – это храму видно многое. Не потому ли он так часто встречается на картинах А. Филиппова: то посматривает на рыбаков, приютившихся на берегу реки Осколец («Первые оттепели», 2009 г.); то выглядывает из-за куста цветущей черемухи («Зацвели сады», 2009 г.); то с высоты своего положения, как надежный защитник, охраняет покой города, живущего за его плечами («В начале осени», 2006 г.).
И если Вознесенский храм выступает как воин, страж, то вполне очевиден и радостный, праздничный характер Илиинского храма. В работе «Ясный день» (2009 г.) храм представлен в бушующем многоцветье осенней природы, дополняя своей яркостью богатую палитру осеннего дня.
Интересна история строительства Свято-Илиинского храма. Он был возведен в 1872 г. в Ездоцкой слободе на месте пересечения старинных почтовых трактов, ведущих в Курск и Воронеж. Так что и сам перекресток, рядом с которым стоит этот храм – тоже част нашей истории и культуры («Весенний простор», 2005 г.).
А вот «самым теплым», по признанию художника, является храм во имя Равноапостольной княгини Ольги и Страстотерпицы княжны Анастасии – один из самых молодых действующих храмов Старого Оскола. Действительно, этот храм особенный – деревянный (сам материал как будто изначально «заряжен» теплотой), более того, он задуман как детский. Залитый солнцем, излучающий добро, он изображен на картине «Солнечный апрель» (2009 г.).
Строительство новых храмов – несомненно, большое дело. Но, как мудро заметил священник Владимир Русин, «для того, чтобы храм стоял, необходимо, чтобы мы в нем стояли» [5]. Примечательно, что в работах А. Филиппова это требование выполняется: рядом с храмами всегда находятся люди. Вот и к новому деревянному храму движется вереница прихожан.
Образ деревянного осколького храма положен и в основу тематической картины А. Филиппова «Возрождение» (2008 г.). Надо признать, названия, которые дает этот художник своим работам, отлично дополняют и раскрывают их содержание. Так и здесь: уже само название картины будит мысли о возрождении традиций, возврате к истокам национальной культуры, о поисках путей духовного совершенствования. На лесной опушке завершается строительство деревянного храма, основные работы закончены, возведены стены, осталось лишь повесить колокола. Картина будит многие ассоциации, отсылая к древней российской истории: здесь и аллюзии к деятельности Сергия Радонежского, возводившего храмы в густых лесах; и обращение к традициям древнерусского зодчества, ведь в старину храмы строились именно деревянными.
Многовековая история храмов Старого Оскола продолжается. Освящая своим присутствием город, они служат символом верности древним традициям и находят вторую жизнь в работах оскольских мастеров.

 

Литература

1. Никулов А.П. Старый Оскол (Историческое исследование Оскольского края). – Курск: ГУИПП «Курск», 1997. – С. 499.

2. Иеродиакон Софроний (Макрицкий). Священномученик Онуфрий (Гагалюк). – М.: ООО «Техинвест-3», 2003. – С. 73.

3. Русин В. Разрушение церквей // Православное Осколье. – 2009. – 19 ноября. № 46 (245). – С. 3.

4. Цит. по: Колесникова Л.И. Православное церковное зодчество Белгородской области: Каталог. – Кн. 1. – Город Белгород и город Старый Оскол. – Белгород: Белгородско-Старооскольская епархия, 1997. – С.3.

5. Русин В. Кунье под Покровом Пресвятой Богородицы: История храма. – Старый Оскол, 2007. – С. 45.

 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход