• Криминалистические лаборатории, повсеместно открытые в областных управлениях внутренних дел в 70-е годы прошлого века, внесли огромный вклад в раскрытие многих преступлений, но возникла необходимость в создании единого научно- исследовательского института.
• В 1970 году, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июня № 634 «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов», было воссоздано Министерство юстиции СССР, и ЦНИИСЭ Юридической комиссии Совета министров РСФСР преобразован во Всесоюзный НИИ судебных экспертиз Министерства юстиции СССР (ВНИИСЭ).
• В 1972 году мне, тогда военному следователю, при расследовании уголовного дела о покушении на убийство, потребовалась помощь именно этого института.
• …Получив сообщение от командира одной из воинских частей гарнизона о чрезвычайном происшествии - ножевом ранении военнослужащего срочной службы - сержанта, я выехал в отдалённый посёлок для расследования этого преступления. По прибытии в воинскую часть сразу установил, что событие произошло в летнем палаточном лагере, где разместили солдат одной из рот отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения на время проведения ремонта казармы. Сержант был ранен ночью в палатке после отбоя, когда спал. Никаких внешних повреждений палатка не имела. Чтобы нанести удар, преступнику достаточно было приподнять брезент - кровать сержанта находилась у края палатки. На простыне имелись бурые пятна, похожие на кровь. Раненого сержанта ночью доставили в районную больницу с проникающим ножевым ранением грудной клетки, у него было повреждено лёгкое; от развившегося пневмоторакса он мог умереть, но врачи успели провести сложную операцию и спасли пострадавшего.
• Подозрение вызвал солдат из отделения сержанта, поскольку между ними сложились неприязненные отношения. Оба были первого года службы и одного призыва, «дедовщина» исключалась. Но сержант был требовательным командиром отделения и никому поблажек не давал. При проведении допроса подозреваемого в совершении преступления солдата я обратил внимание на глубокий свежий порез большого пальца кисти правой руки. Солдат признался, что он хотел убить сержанта за повышенную требовательность, ударил его сонного в грудь лезвием ножниц. Когда наносил удар, то порезал себе палец. Лезвие ножниц выбросил в лесу у палаточного лагеря. Эта часть ножниц через полчаса была обнаружена мною в траве, там, где указал солдат, подозреваемый в совершения преступления. На вопрос, где он хранил это лезвие ножниц, солдат сообщил, что носил с собой в правом кармане брюк. Ручка найденной части ножниц была покрыта твёрдым веществом синего цвета, на котором имелись сколы и отслоения этого вещества, нанесённого на кольцо. Брюки и обнаруженная часть ножниц мною в присутствии понятых были изъяты, опечатаны и отправлены в вышеназванный научно-исследовательский институт на трасологическую экспертизу.
• Исследование микрочастиц, выявленных в кармане брюк, показало их полную однородность с веществом, нанесённым на представленную на исследование ручку ножниц не только по составу вещества, но и по локализации микрочастиц с имеющимися сколами и углублениями на кольце ручки ножниц.
• Дальнейшее расследование проводилось до полного сбора и закрепления всех доказательств по данному уголовному делу. Преступник был осуждён военным судом к длительному сроку лишения свободы, а сержант после выписки из больницы и восстановления здоровья в военном госпитале продолжил военную службу.