В издательстве РОСА вышла в свет первая книга, подготовленная Высшей Школой деятелей сценического искусства «Школа Г.Г. Дадамяна» - Анастасия Савинова-Семова «О двигательной культуре актера театра кукол». ( Москва: РОСА, 2018. – 316 с., ISBN 978-5-6041857-0-4). Книга издана при личной поддержке доктора, профессора Станислава Семерджиева (София, Болгария).
Учебно-методическое пособие для обучения по программе «Сценическое движение. Двигательная культура актера театра кукол»
СОДЕРЖАНИЕ
Николина Георгиева. О книге Анастасии Савиновой-Сёмовой
«О двигательной культуре актера театра кукол» ............................ 5
Предисловие .................................................................................................6
Первая часть. ТЕОРИЯ
Введение .....................................................................................................15
1.1. Сопоставление характеристик, формирующих двигательную
культуру актера кукольного и драматического театров ..................22
а) Специфика .......................................................................................... 23
б) Рука актера: специфические сценические функции .......................... 40
в) Интегральные (промежуточные) психофизические умения ............44
г) Двигательные качества общего характера .................................... 64
Вторая часть. МЕТОДИКА
2.1. Методика преподавания дисциплины
«Сценическое движение для актера театра кукол» ..............................84
2.1.1. Основные методические принципы .............................................. 86
а) Словесная постановка задач – воспитание образного мышления ..... 87
б) Последовательное усложнение учебного материала ............... 88
в) Соблюдение меры в нагрузке ........................................................... 89
г) Контрастный характер задач по движению ....................................89
д) Командный принцип в преподавании практических дисциплин ......90
е) Пластический туалет актера ................................................................91
2.1.2. Авторские методические принципы ............................................96
а) Гармоничное развитие актерской психофизики ................................96
б) Включение творческого воображения в задачи по движению......97
в) Координация слова и движения .......................................................... 98
г) Комплексный характер задач ........................................................ 100
д) Роль эмоционального стимула ........................................................... 101
е) Принципы сценического самоконтроля ......................................... 103
ж) Контактная импровизация.................................................................107
з) Функции пластического этюда ...........................................................108
и) Роль игры с маской в профессиональном формировании
актера.................................................................................................110
Третья часть.
ПРАКТИКА С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ
3.1. Упражнения и методика развития биомеханических и
сценических выразительных возможностей двигательного аппарата.115
а) Комплексное пробуждение психофизики ........................................118
б) Вводные (разогревающие психофизику) упражнения ....................119
в) Комплексы – обыгрывание снарядов: гимнастическая скамейка, стул, станок, гимнастический конь, палочки, баланс со стаканами ...122
г) Структурная разработка двигательного аппарата: рука, голова-шея, брюшной пресс, позвоночник, тазобедренный сустав, нижние
конечности ................................................................................................145
3.2 Упражнения и методика воспитания основных, интегральных
психофизических качеств и специфических двигательных умений ..174
а) Основные психофизические качества: мышечная сила, скорость,
выносливость – воля, гибкость, внимание, память ...............................176
б) Интегральные (промежуточные) двигательные умения:
воображение, ритмичность, двигательная и словесно-двигательная координация ..............................................................................................189
в) Специфические двигательные умения: трансформация движений, раздвоенность в сценическом поведении, действие с партнером, групповое действие, действие в ограниченном пространстве.................... 202
3.3 Методика игры с театральной маской...............................................217
3.4 Психофизический отдых (релаксация)..............................................227
3.5 Методические указания по профилактике профессиональных
травм у актеров театра кукол ................................................................ 232
3.6 Планирование дисциплины «Основы сценического
движение актера театра кукол» .............................................................. 237
Заключение ................................................................................................247
Послесловие ............................................................................................. 250
Приложение №1. Учебная работа с театральной маской ................ 253
Приложение №2. Современные школы и методы разработки
актерской психофизики ......................................................................... 262
Терминология........................................................................................... 279
Библиография ........................................................................................ 283
Фотоматериал ......................................................................................... 289
Профессор НАТФИЗ «Кр.Сарафов» Николина Георгиева о книге Анастасии Савиновой-Сёмовой
«О двигательной культуре актера театра кукол»
Труд «О двигательной культуре актера театра кукол» представляет собой плод 40-летнего педагогического опыта профессора Анастасии Савиновой, преподавателя сценического движения в Национальной академии театрального и киноискусства – НАТФИЗ «Кр. Сарафов», София. В нем предлагается и комментируется авторская система пластического обучения актера театра кукол. При столь скудной литературе о кукольном искусстве подобное издание по-настоящему необходимо студентам и педагогам. Этот труд уникален, прежде всего, своим профилированным направлением, теоретическими установками и упражнениями, извлеченными из практики и подчиненными специфике жанра кукольного театра, что помогает полноценной творческой реализации актера-кукольника.
Настоящий труд является единственным в своем роде опытом обобщения накопленного педагогического багажа в этой области. В нем собран, систематизирован и осмыслен немалый по объему учебный материал, созданный автором, который развивался на протяжении многих лет исследовательской деятельности по извлечению спе-цифических особенностей кукловождения и ряда закономерностей этой профессии, до создания настоящей оригинальной авторской Системы. Некоторые из упражнений профессора Савиновой стали уже «классикой» и развиваются ее преемниками. Помимо современной теоретической постановки вопроса, этот труд содержит также множество специализированных авторских упражнений, проиллюстрированных богатым фотоматериалом.
Особое восхищение у меня вызывает включение в труд одной из наиболее сильных разработок автора – темы маски и ее роли в процессе формирования будущего актера, в особенности актера театра кукол. Я была свидетелем многочисленных опытов и ярких достижений профессора Савиновой в этой области, в которой она завоевала и международное признание.
В настоящем необычном учебнике можно выделить еще много удачных моментов, но мне хотелось бы акцентировать внимание на одном очень существенном его отличии, которое придает ему еще более высокую ценность. Он просто не имеет аналога в мировой педагогической литературе о кукольном театре. В то же время, Система открыта для уточнений, дополнений и актуализации во времени. Я убеждена, что настоящий труд будет полезен начинающим преподавателям сценического движения, студентам театральных школ и академий, профессиональным актерам и непрофессионалам – руководителям и членам театральных групп и коллективов.