О книге Анатолия Овсяникова "Русский дух"
В основе поэтического творчества Анатолия Овсянникова не просто чувственное восприятие мира, но отражение родовых традиций, культуры народа, неотделимой частью которого он себя ощущает. Автор остро переживает утрату связи нынешнего поколения с традициями своих предков, с их верой, с их представлениями о морали и нравственности, общественном обустройстве, пронося сквозь свое творчество ярко выраженное стремление к их возрождению. И поэтому в каждой строчке его стихотворения внимательный читатель находит образы ему близкие, важные, понятные.
Тому же читателю, которому чужды какие бы то ни было понятия о культуре своего рода, у которого слово «культура» вызывает ассоциации лишь с шоу-бизнесом, а в лучшем случае, с художественным творчеством, такому читателю повествование Анатолия Овсянникова может показаться необычным, тяжелым, перегруженным смысловыми конструкциями, философскими идеями, фольклорной стилистикой. Но, возможно, что именно это заставит кого-то заглянуть в другие книги о славянской культуре, поискать соответствующие материалы в интернете.
Очевидно, что сам автор, прежде чем взяться за создание стихов, вошедших в эту книгу, ознакомился с большим количеством письменных источников о древнеславянской культуре, о различных точках зрения на общественное устройство, на исторические события, оказавшие влияния на жизни целых поколений.
На мой взгляд, стихи были бы еще более совершенными, не будь в них категоричных оценок конкретных событий и отдельных исторических персонажей. В истории есть примеры, когда язык плаката поднимался до уровня поэзии за счет обобщения, метафоры, художественного образа.
Но не редки случаи и обратного порядка, когда в силу свой эмоциональности, активной гражданской позиции автора, поэзия уступает место лозунгу, публицистике, снисходя до разборки на уровне личностей, заметая под одну гребенку и религиозного или политического фанатика, разжигающего убийственный конфликт между своими сотечественниками, и истинно верующего в справедливость и добродетели бессеребренника, отдающего свою жизнь во благо людей.
На мой взгляд, основное противоречие большинства произведений соответствующей тематики заключается как раз в том, что внешняя стилизация древнеславянской речи как формы передачи духовной составляющей этноса не соответствует содержательной и эмоциональной сторонам творчества автора.
Ведь славянская культура формировалась не на основе вымысла или вождизма, а на общинном укладе жизни и осознании собственного величия как значимой частички единого мира живой природы, о чем говорят и письменные источники, и археологические находки, и правда, передаваемая из уст в уста, от поколения к поколению.
А величие проявляется в сдержанности и уверенности, в великодушии и бесстрашии, в душевности и свободе духа, дающих счастье в сочувствии ...