Ольга Филиппова « И небо – обитель богов. Повесть о любви»
(Белгород, «Константа», 2017. – 236 с.)
Сразу же оговорюсь, что повесть удалась. Читается с интересом. Есть и занимательный сюжет, и художественные образы, и полезная информация, и идея…
Если же пытаться определить жанр этой повести, то, скорее всего, это фэнтези. Есть все его приметы – наличие магии и иных сверхъестественных сил, отсутствие рационального разъяснения с претензией на научность, вымышленный мир с элементами реальности, путь для героя, противостояние добра и зла.
Сюжет и форма изложения оправдывают ожидания любителей этого жанра, увлекая читателя по любимым тропинкам, ведущим к торжеству добра и справедливости через козни завистников и поклонников черной магии с перспективой продолжения приключений с участием, ставших уже хорошими знакомыми, героев повествования.
В повести помимо любовной и приключенческой линий присутствуют в развернутом, местами весьма подробно прописанном состоянии, миры творческого развития личности в общественной среде и древнеславянской культуры, отраженной в верованиях и обычаях.
То ли недостатком, то ли, наоборот, удачной находкой является выпуклость условности имен и прямой речи, да, впрочем, и от автора тоже.
С одной стороны, это создает ощущение чуть ли не причты, рассказываемой автором, по речи которого, можно зримо представить его образ, соответствующий определенному кругу, в который входит и главный герой – поэт Алексей Голубев.
С другой стороны, это сводит практически на нет ощущение реальности происходящих событий… Хотя, как я уже и говорил, может быть, автор и не ставил перед собой такой задачи.
Но, тем не менее, даже если это так, то и здесь я как-то натыкаюсь среди имен Лада, Милана, Ярослав, Елена, Никита на … Алекса. Причем, так периодически обращаются к Алексею и его друзья, и так его обозначает автор. Разрушается достоверность культурной основы положительных героев, что ли, которая была создана автором именно не только за счет содержания диалогов, описания поступков, внешности, одежды, но и имен, и речи.
У меня порой вообще складывается впечатление, что автор насильно вгоняет себя в какие-то зауженные стилистические рамки, сдерживая разговорную речь и вводя искусственные, не свойственные ей, конструкции художественного текста. И отсюда, порой возникает несоответствие, например, размышлений персонажа с его действиями, с его внешностью, с ситуацией. Все как бы усреднено, когда все говорят по каким-то единым правилам, в том числе, и автор.
Поездка на провинциальный поэтический фестиваль оборачивается для двух его участников, поэта и журналистки, тоже, впрочем, пишущей стихи, не только началом их отношений, их любви, но и соприкосновения с прошлым своего рода, с мистическими приключениями, с путешествием во времени и противостоянием темненным силам зла. Появляются, конечно, и новые друзья, и белые маги, экстрасенсы…
Но помимо всего этого стремительного потока событий и эмоций, в книге, в полном соответствии с классикой жанра, присутствует и поэтическая составляющая. И хотя, это не баллады и песни, продолжающие повествовательную канву, но стихи, которые звучат из уст участников событий или приходящие им на память по поводу и случаю. Они служат как бы теми штрихами, которые и придают нужные очертания или фон, характеризуют душевные качества человека и его эмоциональное состояние. При чем, не смотря на то, что Ольга Филиппова, сама является автором нескольких поэтических сборников, в повести она использовала стихи других современных авторов, что, возможно, расширило палитру красок для создания литературного полотна.
Невозможно не отметить то, как автором точно выдержана вся длинная и разветвленная сюжетная линия, на которую нанизаны картины прошлого и настоящего.