Потребность общества в революционных преобразованиях определяется многими факторами. В их ряду, как результат действий нынешних властей, нарастающее расслоение общества на богатых и бедных, отсутствие социальных гарантий у большинства населения, усиление эксплуатации человека человеком, деградация общественной морали, разрушение национальной культуры, уничтожение природной гармонии, отсутствие демократии в регулировании общественного развития и так далее. В совокупности, все это делает невозможным не только развитие огромной части общества, но ставит вопрос выбора между физическим существованием и полной зависимостью от воли собственников средств производства и госчиновников. Складывается ситуация когда низы не хотят жить как прежде, а верхи не могут хозяйничать и управлять как прежде.
Формы революционной борьбы
Под революционной борьбой следует понимать все те действия, которые направлены на достижение коренных преобразований в обществе. И они не ограничиваются лишь агитацией и пропагандой, митингами и забастовками, вооруженным восстанием и экспроприацией, но носят весьма разносторонний характер, некоторых сторон которого сегодня мы и коснемся в этой статье, являющей собой попытку обзора современной ситуации с учетом исторических фактов.
Труд и справедливость
В основе принципа социальной справедливости находится приоритет жизнеобеспечивающего труда человека, в результате которого, реализуется возможность существования и развития всех и каждого. Человек труда должен пользоваться уважением общества и не должен жить хуже потребителя своего труда. Естественно, что речь идет о свободном труде, где исключена эксплуатация человека человеком, и труд является осознанной необходимостью применения своих сил, знаний и опыта для общего блага, которое, в свою очередь, является гарантией вашего благополучия, благополучия вашей семьи.
Организация организации
Но так же, несомненно, и то, что сегодня на голых лозунгах о социальной справедливости и правах трудящихся, невозможно создать дееспособную организацию, способную не просто влиять на общественные процессы, но определять их направление и содержание. Здесь нужна и сила убеждения, и сила принуждения.
Сегодня практически все общественные институты подчинены владельцам частного капитала напрямую или через лоббирование своих интересов в государственных и муниципальных структурах.
Общественная активность и единство трудящихся распыляются через видимость социальной ответственности бизнеса, подкуп активных членов общества, создание так называемых «спойлеров» – общественных организаций, призванных погасить общественную активность, путем имитации в этих организациях борьбы за права членов общества.
К тому же любая общественная организация, претендующая на активную деятельность среди широких слоев населения, вынуждена будет решать вопрос финансового обеспечения.
Но, неоправданно раздутые и засоренные система правового регулирования и информационное пространство для разобщения и развращения населения, могут использоваться и с прямопротивоположными задачами – для формирования дееспособных хозяйствующих субъектов, способных не только финансировать общественные движения, но и сражаться с идеологическим противником его же оружием – деньгами, аккумулируя в своих руках рычаги управления экономическими процессами, уничтожая, или заставляя работать на новых условиях, представителей частного и государственного капитала.
Опыт первой русской революции
Обратившись к историческому опыту, мы видим, что политические партии, те же большевики, после революционных событий 1905 года, наряду с нелегальной работой, весьма активно стремились использовать возможности действующего правового пространства, участвуя и в выборах в Государственную думу, и в формировании Советов рабочих
Участие в рабочем движении
Поэтому совершенно верным представляется тактика непосредственного участия политической партии в борьбе наемных рабочих за свои права, за улучшение условий труда, за увеличение заработной платы и так далее. Но это может быть верно, только на самом начальном этапе организационной деятельности.
Совет трудового коллектива, как одна из форм организации
Необходимо от простого участия и оказания помощи в решении конкретных вопросов во взаимоотношениях рабочих с работодателями переходить к активной форме использования постоянно действующих общественных объединений, например, Советов трудовых коллективов, которые не подменяют собой профсоюзы в рамках деятельности одного предприятия или отрасли, а охватывают, помимо сотрудничества с ними, координацию обеспечения жизненно важных интересов трудящихся в структуре различных общественных образований по территориальному, национальному, государственно-административному и иным признакам. И главное здесь заключается в том, чтобы при формировании Советов не попасться на удочки формализма и аналогии, слепо следуя всему, что предлагается и лежит на поверхности, а суметь найти и взять для практической деятельности действительно нужные нормы законодательства и исторический опыт.
Инициатива работодателя
При отсутствии партийной или профсоюзной поддержки, недостаточной активности и политпросвещенности рабочих, на некоторых крупных и мелких предприятиях Советы трудовых коллективов создаются по инициативе и поддержке работодателей, чтобы оформить противовес слишком самостоятельным профсоюзам или изобразить демократичность производственного процесса и социальную ориентацию бизнеса.
Инициатива трудящихся
Но бывает и наоборот, когда рабочие, при наличии прикормленной работодателем профсоюзной организации, сами создают Совет трудового коллектива, чтобы отстаивать свои права на производстве.
Зарождение Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов
Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были созданы в ходе первой русской революции 1905 года. В 47 из 62 Советов большевики занимали лидирующие позиции. Московский Совет фактически стал штабом восстания рабочих. После поражения революции, Советы были ликвидированы царским правительством. Данное событие можно рассматривать, в том числе, и как опыт перерастания интересов рабочих от проблем своего завода, и даже своего профессионального сообщества, к общегосударственным, общечеловеческим проблемам, через осознание того, что труд - это не способ заработка для собственного пропитания и обогащения собственника средств производства, а основа существования всего человечества. А, следовательно, человек труда должен не только иметь все условия для хорошей жизни, но определять ее правила, общественное обустройство.
Вся власть Советам!
Возрождены Советы были в ходе февральской революции 1917 года. В результате активной работы большевикам удалось вновь возглавить большинство Советов, оттеснив меньшевиков и эсеров.
Лозунг «Вся власть Советам!» был претворен в действительность в октябре 1917 года, и тем самым прекратился период двоевластия, но и определился состав противоборствующих сторон.
Уже существующие формы и методы
То есть, из данного исторического факта следует извлечь тот урок, что в политической борьбе всегда нужно использовать уже существующие формы и методы общественного управления, не следуя воспринимать дословно слова революционного гимна о том, что «весь мир насилья мы разрушим до основанья…» Насилие над честным тружеником, конечно, должно быть разрушено. Но общество не может состоять из одних только положительных героев, которые во всем друг с другом согласны. И к тому же «демократия» не перестает быть демократией, кто бы ни использовал ее в своей деятельности, так же как не всякая девушка, одетая в красное платье, сочувствует пролетариату.
От меньшего к большему, от простого к сложному
И второй урок, который можно было бы извлечь из истории Советов в революционную эпоху – это то, что общественное формирование имеет свойство развиваться от меньшего к большему, от простого к сложному, как и любой живой организм.
Это я к тому, что сегодня Советы трудовых коллективов могут решать производственные и социальные вопросы в рамках своих предприятий, завтра - среди своей и смежных отраслей, а там, глядишь, и на территории административного образования, и в государственных масштабах.
Приоритет производственного труда
Можно наплодить сотни тысяч менеджеров, юристов, экономистов, финансистов, артистов, программистов и так далее и тому подобное, но в итоге они все будут фактически являться потребителями производственного труда.
Роботизация производства
Хотя сегодня все активнее развивается направление искусственного интеллекта. И уже не кажется фантастикой ситуация, когда небольшая группа людей окажется способной с помощью роботов полностью обеспечить себе все необходимое производство, на котором ранее были бы задействованы тысячи и тысячи рабочих. Весьма заманчивая перспектива на фоне варварски уничтожаемых природных запасов для любителей пожить за чужой счет. И если в эпоху накопления капитала подобное развитие событий было невозможным в силу стремления к моментальному обогащению, то теперь, когда в руках нескольких человек сосредоточены несметные богатства и власть, возможно развитие событий в любом направлении. Развитие прогресса может быть использовано как во благо всего общества, так и для узкого круга крупных собственников. Пока же трудящиеся еще в большинстве… Но плодами их труда распоряжается уже меньшинство.
Права трудового коллектива в период развитого социализма
В советский период развития нашего государства, длительное время в большинстве случаев, к сожалению, трудовой коллектив не имел никакого реального права не только на средства производства и на распределение, произведенного им продукта, но даже на организацию производственных отношений. Реальным собственником промышленных и иных предприятий становилось государство в лице чиновников, что, в итоге, неизбежно и привело к распаду даже формальных иллюзорных прав трудового коллектива в стремлении окончательно легализовать свои частнособственнические амбиции государственных и партийных чиновников.
Отсутствие контроля трудовых коллективов за советской бюрократией
А будь у трудовых коллективов реальный механизм контроля за деятельностью аппарата власти, то вряд ли смогли бы произойти события, повлекшие распад СССР. Между прочим, в программных партийных документах (материалы съездов и пленумов) в 80-е годы прошлого века говорится о повышении роли трудовых коллективов в управлении общественными процессами, но уже слишком поздно – слишком уже все было пронизано формализмом, коррупцией и жаждой наживы….
Советы трудовых коллективов в период перестройки
С конца 80-х до начала 90-х Советы трудовых коллективов вновь создавались и активно функционировали на многих предприятиях СССР. На законодательном уровне трудовым коллективам были предоставлены широкие права, вплоть до выборов руководства предприятия и определения основных направлений производственной деятельности. В Союзе было создано около 400 тысяч Советов трудовых коллективов. Но лишь немногие из них пытались противостоять надвигающемуся процессу приватизации и сумели разобраться в кривде перестройки.
В большинстве случаев сторонники «экономических реформ», направленных на смену социалистической модели производственных отношений на капиталистическую, при полном отсутствия какого бы то ни было противодействия, поддерживали и развивали Советы трудовых коллективов, продвигая через них идею «рыночного благоденствия» и частной собственности.
Советы трудовых коллективов теряли свою актуальность сразу после приватизации, когда работодателем становился частный собственник, нанимающий для защиты своих интересов менеджеров.
Профсоюзы часто становились формальным приложением к руководству предприятием с освобожденным «лидером в галстуке», подписывающим поздравительные открытки к праздникам и распределяющим путевки на курорт со скидкой.
И опять же, как и в случае с Советами трудовых коллективов, профсоюзы не были использованы в системе народовластия, не был использован их огромный организационный ресурс для общественного управления.
А ведь предупреждал В.И. Ленин, что «если подойти к профсоюзам неправильно, это погубит Советскую власть».
Так и произошло.
Советы сто лет спустя
В конце 20 века Советы не сумели использовать имеющуюся разветвленную структуру с горизонтальными и вертикальными связями для организации борьбы за свои права, в отличии от Советов в начале этого же века.
Наверное, потому, что на тот момент не было единства в коммунистической партии, не дали дорогу политикам, которые смогли бы помочь в самоорганизации рабочему движению. А, может быть, еще и потому, что в начале века, рабочий класс пополнялся за счет крестьянства, где всегда была сильна община.
В итоге еще и в 2000 году Советы трудовых коллективов продолжали существовать на отдельных предприятиях, но выполняли они уже вспомогательные функции у зарождающегося класса собственников, порой сами того не подозревая.
Революционеры-капиталисты использовали опыт революционеров-социалистов, применив тактику организации перехвата власти через Советы трудовых коллективов.
Но если социалисты реализовали в дальнейшем принцип советской власти для управления страной, то капиталисты, использовав Советы, превратили их в мелкий инструмент локального применения для собственной идеализации демократического образа, либо для противопоставления профсоюзам.
Перевод на нижний уровень
Впрочем, В Советском Союзе власть советов на законодательном уровне в Конституции 1977 года была отодвинута на второй план ведущей ролью партии. Да и фактически трудовой коллектив, как мы ранее рассматривали, не имел никаких реальных рычагов для владения и распоряжения производственными мощностями. И власть Советов, и диктатура пролетариата были подменены диктатурой партийной номенклатуры.
Политика и экономика
А ведь если полностью прочесть ленинскую цитату, то там не только о профсоюзах. «Политика не может не иметь первенства над экономикой. Рассуждать иначе, значит забывать азбуку марксизма… Другими словами. Политический подход, это значит: если подойти к профсоюзам неправильно, это погубит Советскую власть, диктатуру пролетариата». (В.Ленин, «Ещё раз о профсоюзах», собр. соч. в четырёх томах, том 4, стр. 241)
При этом под экономикой, мы понимаем не сегодняшнее ее воплощение, когда государство в составе олигархов и чиновников развивает бурную деятельность в формате акционерного общества на международной арене вне зависимости от потребностей его граждан, а как раз вопросы обеспечения людей всем необходимым для жизни.
Так, может быть, и нужно работать с профсоюзами, не отвлекаясь на какие-то иные организационные формирования, не распыляя рабочее движение?
Совет трудового коллектива и профсоюзы
С одной стороны, Совет трудового коллектива отличается от профсоюза тем, что осуществляет представительство всего коллектива предприятия, а не только членов общественного объединения. И, соответственно, все его решения так же касаются всего трудового коллектива.
С другой стороны, если взаимоотношения профсоюза и трудового коллектива, включая его руководство, прописаны и ограничены законодательством, то Совет трудового коллектива существует в ином правовом пространстве общественного объединения и не имеет никакого вышестоящего органа и никаких жестких рамок ведомственного и территориального характера.
Совет трудового коллектива может и должен быть как раз тем основным звеном, которое и позволяет говорить о власти трудящихся и управлении ими непосредственно производственными процессами, средствами производства. И тогда никакая частная собственность на средства производства и природные богатства просто будет невозможна, потому, как и к распределению прибыли, Совет трудового коллектива тоже знает, как правильно подойти.
Возможность создания совета трудового коллектива предусмотрена в ст. 21 ТК РФ, предоставляющей работникам право на объединение в целях защиты своих интересов. Статья 29 ТК РФ указывает, что в социальном партнерстве в качестве представителей работников, помимо профсоюзных организаций, могут выступать иные избранные работниками представители.
Совет трудового коллектива
как основа советской власти в переходный период
Совет трудового коллектива как раз может быть тем самым связующим звеном теории и практики, и переходным мостиком от одной формы общественных отношений к иной, как с использованием существующего правового пространства, так и посредством различных новелл. Задавленные бюрократическим прессом, мы всегда стремимся соблюсти форму, подгоняя под нее содержание. В данном случае следует подойти с обратной стороны, рассматривая существующие формы лишь в тех моментах, когда они будут способствовать достижению желаемого результата – организации трудящихся как основы государственного управления.
Наличие организации позволяет развивать различные формы борьбы и взаимопомощи. Известны и примеры создания предприятий специально для обеспечения деятельности общественно-политического объединения. И не только в истории, но в сегодняшних реалиях. И более того, созданные предприятия могут использоваться не только для финансирования общественной деятельности, но и как инструмент в непосредственной борьбе с противником, представляющим собственников различных средств производства и финансового капитала. Их же оружием – деньгами, при помощи финансистов, юристов, экономистов могут быть взяты под контроль не только отдельные предприятия, но целые отрасли, промышленное производство регионов…. А это уже не просто увеличение финансирования на общественную деятельность, не просто решение некоторых социальных проблем для определенной категории трудящихся, но уже реальная возможность изменения ситуации в целом, расширение сферы воздействия на рычаги регулирования общественными взаимоотношениями и ограничение возможностей идеологического противника.
Почему же при наличии партий, общественных объединений, нелегальных методов борьбы, все равно на протяжении всего периода развития производственных отношений, политические активисты обращают внимание на рабочие советы?
История прошлого века показывает, что если не учитывать роль Советов трудовых коллективов в общественном процессе, то вместо активного участия в формировании советской власти, они могут быть с успехом использованы для развития общества с доминированием частной собственности. Вместо реальной координации рабочего движения в трудовых коллективах можно получить коллективного проводника потребностей собственника средств производства. Совет трудового коллектива в современных условиях может использовать как правовое пространство, так и возможности реального объединения рабочих различных предприятий для консолидации рабочего движения в целом, в том числе и в процессе общественного управления.