Автор этого эссе – выдающийся деятель венгерского театра – режиссер, историк и теоретик театра, профессор Геза Балог. Он, пожалуй, впервые из зарубежных театроведов обратил внимание на историю старейшего в Москве профессионального театра кукол - Московского театра кукол, который за почти 90 лет своей жизни пережил много драматичных и трагических событий. Прошел путь от передвижного театра со спектаклем «Ёж, Петрушка и две обезьяны» до суровых лет Великой Отечественной войны, пережил непростой период частой смены руководителей и с успехом дошел до спектаклей «История Щелкунчика», «Маша и Медведь», «Морожены сказки», «Огниво», «Майская ночь», «Сказка с закрытыми глазами. «Ежик в тумане», «Гиньоль имени Станиславского»… «О другом кукольном театре в Москве» Многие исследования, посвященные русскому кукольному театру, сходятся в мысли о том, что в 30-е годы прошлого века в Москве существовал только один кукольный театр – театр Образцова. Его мировые успехи и мировые взгляды затмили другие коллективы столицы, в том числе Московский театр кукол, который непрерывно работает с 1930 года. (Он был впервые известен как Театр Детской книги, затем как Первый Московский театр кукол, в 1953 году театр получил нынешнее название.) Даже издание Всемирной энциклопедии кукольного искусства в России, опубликованное на французском языке в 2017 году и на английском языке в 2017 году, также забывает упомянуть об этом. Другие московские театры кукол Большинство авторов статей о русском и советском театре кукол делают вид, что в Москве с момента появления театра Образцова не было другого кукольного театра. Сам Образцов внес вклад в это заблуждение. Его предшественники в своих биографиях вспоминают, что он почти не говорит о своих современниках. Его встречи с Зайцевым и Ефимовыми, по словам Образцова, относятся к «любительской» эре, то есть до 1925 года.
В книге «Моя профессия», опубликованной в 1950 году Образцов говорит о том, что он даже рад тому, что его профессия родилась из ничего. Он пишет об этом, несмотря на то, что в начале своего пути он, конечно же, знал об искусстве театра кукол, он все же предпочитал приобретать собственный опыт, учиться на своих ошибках. Он писал, что рад, что «его профессия» родилась из глупости, из ничего. Рад, что в это время он ничего не знал об искусстве кукольного театра. Далее он писал, что, кое-что узнал о других кукольных театрах, в том числе об иностранцах. Было не только полезно, что нравилось, но, возможно, даже более полезно - что не понравилось. Ибо человек не только учится на своих знаниях и своих достижениях, но и на чужих ошибках. Эти слова Сергея Образцова могут быть некоторым объяснением того, что в его работах не упоминаются ранние русские марионеточные спектакли, или спектакли его современников, если хотите – его соперников. Политика большевистской культуры, возникшая после победы Октябрьской революции, играла важную роль в становлении театрального искусства. В изменившейся ситуации Анатолий Луначарский формулирует новые позиции искусства, особенно театра: «Под театром я разумею театр – плакат, театр, в ярких остроумных образах и сценических положениях пропагандирующий определенные призывы, раскрывающий смысл происходящих событий, борющийся с предрассудками или контрреволюционной агитацией, - словом, театр как своеобразное дополнение к устной и письменной агитации – к газете».
Согласно руководящим принципам коммунистической партии, театр Петрушки претерпевает несколько изменений. Национальный комитет по культуре создает отдельную кукольную секцию, которая разрабатывает новую интерпретацию знаменитой фигуры русской ярмарки. «Театр Петрушки» становится важным инструментом для агитации. Новый Петрушка становится народным просветителем, он работает на фронтах перед солдатами, воодушевляя их на борьбу с врагами. Его главная задача - помочь самосознанию человека социалистического типа. Другой задачей Петрушки должна стать роль в воспитании детей.
Обновленный Петрушка также получает широкие отклики в прессе. «Красный Петрушка уже не старый добрый парень, который был раньше, - пишет в 1925 году «Советская культура». – Петрушка становится воплощением новой жизни, рожденной современностью: союзником рабочего класса, комсомола, членом профсоюза, дипломатом Советского правительства, Красной Армии. Красный Петрушка – враг всего темного и грязного, оставшегося от прошлого. Он – просвещенный воин будущего. Это настоящий агитатор и пропагандист».
Один за другим появляются кукольные театры в больших городах страны. Многие любительские театральные группы становятся профессиональными коллективами. В двадцатые годы на примере московских и ленинградских театров открываются кукольные театры в Вологде, Воронеже, Киеве и Харькове. В 1930 году, когда была проведена первая советская конференция театров кукол, в стране уже насчитывается 25 настоящих кукольных коллективов. В Москве театр Ефимовых играл спектакли более-менее регулярно уже в 1905 году, но в книге Ефимовой, опубликованной в 1925 году, сказано, что только в 1917 году они считали свою деятельность достойной внимания, когда они выступали в артистическом кафе «Pittoreskque». Их театр, первый постоянный кукольный театр в Москве, провел около 1500 представлений. Это малоизвестный факт истории, что в 1920 году под эгидой Камерного театра Таирова была отрыта экспериментальная Студия кукольного театра. Идея ее создания и воплощения - заслуга Владимира Соколова. Курс марионеток, который он возглавлял, сыграл важную роль в практической разработке театральных принципов Таирова и разъяснении взглядов на актерскую игру ,сценическое движение, танец.
В Петрограде при поддержке Народного правительства в 1919 году откроется первый постоянный театр марионеток – Петроградский театр марионеток Шапориной-Яковлевой. Театр открылся премьерой «Вертепа» М.Кузмина и «Сказки о царе Салтане» по мотивам А.С. Пушкина. В 1924 году вторым кукольным театром Ленинграда, театром Петрушки, руководил Евгений Деммени. Первые пьесы писали для театра Евгений Шварц и Самуил Маршак. Театр Деммени находит поддержку у восторженных любителей традиционной кукольной пьесы, героями которой становятся Арлекин, Петрушка, Гиньоль. Вскоре появляются спектакли по произведениям великих классиков: Сервантеса, Шекспира, Мольера, Свифта, Метерлинка. В это время появляются и постановки для взрослых. В 1928 году театр представил перчаточный спектакль - «Свадьба» Чехова. Спектакль получил одобрение прессы, подчеркивающей особый гротеск постановки. В 1930 году Театр Петрушки Евгения Деммени соединился с Театром марионеток Шапориной-Яковлевой.
Несмотря на то, что Деммени, как и Образцов, был против марионеток, он изучает выразительные возможности, присущие данной кукле. И много лет спустя Деммени сформировал свою систему (законы) движений марионеток и разработал ряд правил обращения с ними.
В 1930-х годах классические сказки вернулись на сцену театра. В репертуаре театра появляются «Конёк-Горбунок» Ершова, «Красная Шапочка» в обработке Шварца, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина, «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Книга джунглей» Киплинга.
«Ленинград был важным центром российского кукольного театра, - говорит Хенрик Юрковский. - Концепция современного детского театра была разработана раньше, чем в Москве. В 1931 году в городе был создан еще один кукольный театр, который первоначально был любительским, но вскоре стал одним из самых значительных кукольных театров Советского Союза - Государственный театр кукол в Ленинграде». Театр всегда в той или иной мере был связан с событиями и идеологией страны. Московский театр кукол театр, которому посвящена эта статья, был образован при Госиздате как театр пропаганды детской литературы и получил название Театр Детской Книги. Только через несколько лет театр поменяет свое название.
Нет ничего удивительного в том, что Виктор Швембергер, основатель театра, находясь в ведении Госиздата, скоро начал думать об учреждении самостоятельного театра. Он мечтал о другом театре.
В 1921 году в Чернигове (Украина) он уже организовал Первый профессиональный Театр кукол. А затем, через два года после кукольного театра Детской книги, Швембергер основал Московский областной театр кукол и был его художественным руководителем в течение восьми лет.
В 1945 году ему было поручено организовать первый в Киргизии театр кукол, которым он и руководил до 1956 года.
Его первый визит в издательство был созвучен духу эпохи. «Научите маленьких детей любить читать!» - с помощью этого призыва он обратился к издательству с предложением о создании театра. И эта идея получила поддержку. Почему нет, ведь намерение полностью совпало с идеологическими целями молодого Советского государства.
Своего помещения у театра не было. Но театр быстро приобрел много поклонников и союзников. На спектакли и репетиции приходили друзья Швембергера, бывшие ученики Студии Вахтангова, в августе 1933 года на спектакле нового театра побывал Горький, частым гостем театра был известный русский кукольник Зайцев.
Репетиции проходили в квартире Швембергера. И сегодня в театре хранится печатная машинку, на которой Швембергер написал пьесу для первого спектакля («Ёж, Петрушка и две обезьяны»). И швейная машина, на которой Надежда Швембергер-Сазонова, актриса и одна из основательниц театра, шила одежду для первых кукол. В основу первого спектакля легли истории популярного детского журнала «Ёж».
Театр детской книги родился 12 февраля 1930 года после первого спектакля-показа в Госиздате. Продолжил театр работать на квартире Швембергера, из этой «театральной базы» артисты выезжали «на места». 18 марта 1932 года театр отметил 1000-е представление.
Первые спектакли Театра детской книги, по современным описаниям, выглядели примерно так: во дворе одного из тихих домов в Москве появлялся конный фургон, обклеенный яркими афишами. Артисты рассказывали о новых книгах, которые уже вышли в свет или готовились к изданию. Окна в домах открывались, взрослые и дети спускались во двор. Каждый спектакль рассказывал о книжных новинках. Представления были бесплатными, после спектакля можно было бы приобрести или заказать новинки издательства.
В репертуаре театра были также спектакли по классическим произведениям: «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина (1933), «Басни И.А. Крылова» и др.
В 1934 году состоялось первый спектакль для взрослых: «Колдун» об удивительной жизни первопечатника Ивана Фёдорова. Артисты выступали не только в столице, они регулярно выезжали в большие города страны.
В 1935 году их посещение Иркутска привело к тому, что вскоре в Восточной Сибири появился собственный кукольный театр.
В 1937 году театр получил новое название – Первый Московский театр кукол.
В это время Швембергер уже был художественным руководителем основанного им Московского областного театра кукол.
А руководителем Первого Московского кукольного театра стал Николай Михайлович Савин, который поставил в этом театре двумя годами раньше второй взрослый спектакль – «Ворон» К. Гоцци.
В начале Великой Отечественной войны формируется антифашистская программа, которую артисты показывали солдатам на фронте. В это же время в Ростове выступала еще одна группа актеров. В ноябре 1941 года большая часть коллектива была эвакуирована в Самарканд, где они играли детские представления детям, а для солдат создавали сатирические кукольные скетчи.
В Москве работали два оставшихся актера и музыкант, которые вместе с актерами драматических театров создавали антифашистские программы. В истории театра есть трагические страницы, связанные с Великой Отечественной войной. В августе 1941 года ведущий артист театра Сергей Задонин сформировал фронтовую бригаду, в состав которой вошли четыре артиста, в том числе Надежда Швембергер-Сазонова, одна из основателей театра. Артисты выехали на фронт с театральной программой, вся группа попала в окружение и погибла.
Другая актерская группа, которая работала в это время в Ростове, в 1941 году, к счастью, вернулась в столицу и продолжила работать с фронтовыми концертными программами в агитационных пунктах и госпиталях. Все оформление вместе с куклами укладывалось в чемоданы с лямками для удобства передвижения.
В декабре 1941 года во главе с Евгением Деммени труппа эвакуированного Ленинградского театра марионеток объединилась с Московским театром, в результате чего Первый Московский театр кукол получил свое первое постоянное здание, на Никольской улице, д. 47. В этом легендарном месте когда-то был ресторан под названием «Славянский базар», где 21 июня 1898 года состоялась историческая встреча Станиславского и Немировича-Данченко. Этот день положил начало созданию Московского Художественного театра.
С 1942 по 1944 годы Деммени руководил временно объединенными Ленинградским театром марионеток и Первым московским театром кукол. Под его руководством были выпущены детские спектакли, такие как «Наш цирк», «Конек-Горбунок», «Сказка про козла», «Дудочка». Продолжилась традиция создания спектаклей для взрослых. В трудные для страны времена была показана оперетта «Заклинание дьявола» по мотивам Ганса Сакса. В 1944 году Деммени вернулся в Ленинград со своими актерами, а обе части Первого Московского театра кукол вновь воссоединились и продолжили работу под руководством режиссера Николая Савина. В 1948, в дни празднования восьмисотлетия Москвы, артисты показали большое театральное представление, посвященное истории столицы.
1953 году главным режиссером театра был назначен Виктор Громов, до этого он работал в Центральном театре кукол под руководством С. Образцова. Его появление в театре – это новая эра в истории коллектива. В это время театр получил свое нынешнее название - Московский театр кукол. В театре Образцова положение Громова было непростым, он был на вторых ролях. После закрытия театра Мейерхольда (1938 г.) и его ареста наступило тяжелое время для бывших его учеников и сотрудников, многие из них остались без работы. Образцов тогда помог Громову. Он хорошо знал актерские и режиссерские способности Громова, близкого соратника М.Чехова. Громову предложили приют, отношения в театре складывались непросто, но актеры были в восторге от работы с этим режиссером. Несмотря на свою успешную историю работы в драматическом театре, Громов стал поклонником театра кукол. В своем выступлении на Конференции ВТО в 1941 году он так сформулировал особые задачи театра кукол: «В «человеческом» театре часто бывает достаточно только «сыграть роль», и будет - мило, мягко, убедительно. В театре кукол этого недостаточно. Нужно делать то, что К. Станиславский назвал «играть ролью». Для человеческого театра это программа-максимум. Для театра кукол это, может быть, программа-минимум».
После смерти Сталина в стране наступило временное облегчение. Громов был назначен режиссером в Московском театре кукол. В основе его спектаклей лежал принцип поиска возможностей театра кукол в рамках неонатурализма. Его преемник Борис Исаакович Аблынин исповедовал эстетику условного театра. Странная ситуация: ученик Мейерхольда Громов был вынужден доказать свою преданность социалистическому реализму в 1953 году, но спустя десять лет Аблынын мог следовать по пути, обозначенному Николаем Охлопковым.
Аблынин руководит театром с 1962 года. Его наиболее выдающийся спектакль - виртуозная версия истории Жанны д’Арк по пьесе Ж. Ануя «Жаворонок». В спектакле прекрасно сочетаются драматическая игра, фигуры, изображенные в виде масок и кукол, сделанных из газетной бумаги. По отзывам зрителей, это был авангардный, публицистический спектакль. Этот спектакль дал начало Театру-студии «Жаворонок» Бориса Аблынина. Вскоре главным режиссером Московского театра кукол был назначен режиссер драматического театра – заслуженный деятель искусства Грузинской ССР Авксентий Гамсахурдия. Он стремился в первую очередь пополнить детский репертуар театра. Под его руководством в 1974 году открывается Малая сцена театра. После его ухода несколько лет театр работает без главного режиссера, но в это время растет количество приглашенных режиссеров. В театре появляются новые интересные постановки: спектакль «Голый король» по Е.Шварцу в постановке Михаила Королева, «Синьор рыцарь» режиссера Владимира Штейна, «Руслан и Людмила» Пушкина в постановке Екатерины Образцовой.
В восьмидесятые годы режиссер и педагог Сергей Миронов определяет лицо театра. Особое место в его режиссерском списке занимает спектакль «Гадкий Утенок» - это сатирический спектакль, несколько напоминающий американский мультфильм.
С 1986 по 1991 годы театр возглавлял Леонид Абрамович Хаит. Это был наиболее плодотворный период в жизни театра. В это время появилось много удивительных спектаклей, театр стал активно выезжать на гастроли. Театр выступает не только по России, но также выезжает в США, Южную Корею, Гонконг и Тайвань. Среди лучших постановок этой поры можно выделить спектакли «Каштанка и Слон» по Чехову и Куприну и «Серенада и Кароль» по С. Мрожеку. Эти спектакли проходили с большим зрительским успехом.
После очередной смены руководства в жизни Московского театра кукол, похоже, наступило спокойствие. С 1991 по 2011 годы художественным руководителем театра становится Вячеслав Крючков. В 2012 году в театре снова сменилось руководство. В это время в театре работают многие известные режиссеры.
Новое время театра начинается в 2014 году, когда художественным руководителем театра был приглашен доктор искусствоведения Борис Голдовский, долгие годы работавший творческим руководителем Государственного Академического центрального театра кукол имени Образцова. Пришла в театр и талантливый режиссер Н. Пахомова. В первом театральном сезоне на основной сцене было выпущено пять премьер, включая «Волшебный орех» по фантастическим сказкам Э.T.A. Гофмана (режиссер Н. Лебедева), театральный экскурс в историю театра «Маша и Медведь» по пьесе основателя театра Виктора Шбембергера (режиссер Н. Пахомова). Возможно, намерение состояло в том, чтобы в год 85-летия театра напомнить современникам об истории театра, его корнях. Благородная и правильная мысль, которая ведет этот театр, много лет, пребывавший в тени славы Театра Образцова, в будущее…