«Бригада» капиталистического труда и ее "наследники"

Дата: 5 Февраля 2018 Автор: Виктор Верин

Телевизионный сериал "Бригада» (2002).  Режиссер: Алексей Сидоров (режиссерский дебют). В ролях: Сергей Безруков,  Андрей Панин, Екатерина Гусева,  Александр Иншаков, Дмитрий Дюжев, Владимир Вдовиченко, Павел Майков, Валентина Теличкина, Николай Ерёменко и др.

Сериал «Бригада» продолжает триумфальное шествие по стране. И уже не только по телеканалам, творческим встречам, видео  и аудиокассетам… Зарабатывание денег на «Бригаде» продолжается через продажу календариков, открыток, плакатов, пакетов, маек и прочей продукции с изображением раскрученной телевидением четверки. Раскрученной еще задолго до премьеры. Помните нагнетание страстей по поводу того, что скоро появится отечественная киноэпопея в духе «Однажды в Америке», что  это самый дорогой  российский телефильм, снятый на кинопленку, где бюджет только одной серии составляет не менее 200 тысяч долларов, что в фильме 110 действующих лиц, использовано более 100 автомобилей и 900 костюмов…
        

В каком- то коротком телевизионном интервью в гримерке перед выходом на театральную сцену актер Сергей Безруков с блестящими глазами и известной теперь всей стране хрипотцой, делясь впечатлениями от съемок фильма, говорил, что они старались делать все, как в жизни, как в настоящей драке… И фильм вышел. Однажды в России это случилось. И первые серии смотрелись с интересом, потому что, действительно, все было как в настоящей  жизни, в нашей жизни, в жизни нашего поколения. Но потом что-то стало раздражать. К середине сериала исчезло из него  что-то важное, то, что должно было ввести фильм в жанр киноклассики, поставив его в один ряд с «Местом встречи изменить нельзя», «Семнадцатью мгновениями весны», «Адъютантом его превосходительства», «Вечным зовом». Не получилось… Не получилась «хроника смутных времен разрушения империи», как заявлялось в рекламных  открытках, а получился очередной боевик на отечественном материале. Почему? Наверное, потому что  из фильма ушли очень важные детали, жизненно важные штрихи, оставив героев фильма, словно на театральной сцене, с ограниченным количеством действующих лиц. Ничего лишнего. Все в рамках жанра. Он, они, она… Плохие и очень плохие. Беспредельщики и живущие по понятиям. Место под солнцем занято. Хочешь погреться в его лучах? Отвоюй себе это право. Убей и неубитым будешь. Таков закон хорошей жизни. «Тварь ли дрожащая или право имею?» Нет сегодня вопроса актуальнее, особенно для молодого, сильного, полного энергии, но выброшенного за пределы благополучия и достатка. И чтобы самому себе ответить на этот вопрос  уже недостаточно топора и жизни старушки-процентщицы. В дело идет арсенал вооруженных бандитских группировок, разросшихся до возможности влияния на жизнь страны.
       

  А те, кто еще вчера пребывали в неведении своей будущей судьбы из-за отсутствия куска хлеба, они стали уверенно осваивать жизненное пространство, увеличивая наценки на оказываемые услуги, выкачивая деньги из муниципальных бюджетов, пускаясь в различные махинации, «кидая» своих коллег, друзей, знакомых. « Все нормально, господа,- успокаивали они друг друга за рюмкой водки,- мы такие, какими должны быть,  мы такие, какими нас хочет видеть государство. Мы жизнестойкие, умеем добиваться личного благосостояния, не взирая ни на какие преграды. Выживает сильнейший». Похожие мысли активно насаждались и через художественное творчество актерами, режиссерами, писателями… Но могут ли они создать что-то иное, если сами живут, подобно своим героям? И они уже сделали свое дело, умышленно ли, по глупости - ли, но сделали. В представлении читателей и зрителей положительным героем сегодня может быть только вор или бандит. Других положительных героев просто нет. И не может быть, потому что сами художники живут по понятиям и возлюбить ближнего своего они могут только тогда, когда тот в силе и пользу какую-то может принести лично им.
       

  И бегство от реальной жизни к обслуживанию великого таинства творческого процесса в театре и в литературе порой кажется мне подобным бегству многих художников к нейтральной классике в своем творчестве, позволяющей хотя бы  не тиражировать зло в душах потребителей художественного творчества, хотя бы сохранить какое-то общее положительное начало в своих учениках и последователях… Но так ли это? Могут ли общие рассуждения о силе добра, о бескорыстности любви и справедливости, не то что противостоять, но хотя бы выжить, быть услышанными, понятыми и принятыми теми, кто подвергается массовому обстрелу повествованиями в популярных жанрах о современном образе жизни, о современном герое-беспредельщике, о культе силы и безнаказанности…
       

  И это началось не сегодня. Просто сегодня большинство из творческой интеллигенции полностью утратили чувство реальности, возникающей как результат потребления ими же итерпретируемой культуры. Так было уже и в начале «перестройки», что точно воспроизведено в «Бригаде». Ведь все правда. Даже в милицейской среде в те времена жили не по писанным законам, а по понятиям, пришедшим из дворового подросткового периода и из многочисленных российских «зон».
     

     Изумительно точно  в «Бригаде» Андреем Паниным создан образ, под который нас подгоняют. Да-да. Герой Панина по своему внутреннему миру ничем не отличается от героя Безрукова и прочих «членов бригады».  Для него уже неважны деньги. Ему безразлична по большому счету судьба своих родных и близких. Ему наплевать на себя. Главное быть победителем в большой игре. Главное выиграть.  Азарт игрока захватил всю человеческую сущность, подмяв под себя само понятие человека, заменив его игровой фишкой, у которой есть шанс пройти в дамки и играть в дальнейшем по своим правилам. Это тот же наркотик. Наркотик избранности и вседозволенности. Наркотик постоянного риска и торжества победителя. Наркотик возможности распоряжаться жизнью других и ставить на кон свою собственную жизнь.
    

     Герои «Бригады» пользуются большой популярностью у молодежи. Девушки признаются им в любви. Парни пытаются подражать. Чему? Дружбе или умению проложить себе дорогу к личному благополучию, перешагивая через судьбы и жизни других? И какие уж тут аналогии с мушкетерами? Те не щадили своей жизни ради верности присяге, понятиям чести, ради любви… Так ведь и у нынешних бандитов тоже есть определенные понятия о чести. В интервью газете «Меридиан» Павел Майков («Пчела») пытается объяснить популярность «Бригады» у подростков отсутствием у народа кумиров, на которых можно было бы равняться. И происходит такое, «потому что развалили страну. Потому что отъезжаешь от Москвы на сто километров и ужасаешься тому, как люди живут. А если за тысячи километров - то еще хуже: серые дома, разбитый асфальт, подростки те же даже разговаривать не умеют, и в голове ничего позитивного… Нет в стране никакой работы с молодежью, даже стадионов уже нет…». А здесь вот он реальный, понятный с детства вариант решения всех проблем - запугать, отобрать, своровать и как можно больше, тогда и уважать будут, и государственные чиновники не тронут. Деньги и сила решают все. Остальные разговоры в пользу бедных. Им одни только разговоры и остаются. Да еще вот телекино как «важнейшее из искусств», самое массовое в мире. Смотри и наслаждайся. Ты  не одинок в своем бесправии, и у тебя есть шанс изменить свою жизнь к лучшему… Может быть, ненадолго. Другие ведь тоже хотят на твое место.

Но что же это за государство такое, что это за человеческое сообщество, в котором культивируются условия для уничтожения друг друга, для насилия друг над другом?!.. Может быть, и не хочется второй раз смотреть «Бригаду», потому что  из-за талантливой игры актеров ты вновь чувствуешь дуновение безысходности и обмана, потому что за внешним жанром боевика все же угадывается пессимистичная картина сегодняшнего дня. Ничего не изменилось. Только стала глубже пропасть между людьми. Только больше становится тех, кто с «топором» в руках хочет утвердить право свое иметь и тварью дрожащей не быть. Да только кто ж в роли старушки - процентщицы? Не мы ли с вами, дорогие читатели?


Наследники бригады капиталистического труда

Художественный фильм "Бригада: Наследник"(2013). Режиссер: Денис Алексеев
В ролях: Екатерина Гусева, Иван Макаревич, Кирилл Нагиев, Владислав Демин, Александр Иншаков, Анна Попова, Валерий Золотухин, Игорь Жижикин, Юрий Чурсин, Наталия Гуслистая.


Уже только то, что в главных ролях дети медийных личностей настораживало... И не зря. Если "Бригаду" с Безруковым можно было ругать за романтизацию бандитских понятий и воровских ценностей, но никак нельзя было упрекнуть в реальности образов и атмосферы времени, событий, особенно в начале сериала... Продолжение получилось, точнее, не получилось, так как это больше похоже на какую-то игру, пародию, на решение коммерческой задачи в соответствии с жанром потребляемого кинопродукта. Образ сына Белого, создаваемый Макаревичем, отражает общее впечатление от всей картины - обмельчало все до сожаления - и антигерои, и их проявления чувств, и мотивации их поступков... О чем фильм-то? О мужской дружбе? А где же те самые мощные мужские образы, которым ты сопереживаешь в силу их личностных качеств? Здесь все больше как-то жалеешь... Наверное, Иншаков больше всех и похож-то на мужское героическое начало. Но он, как бы отблеск прошлого... Кстати, судя по намёкам в финале фильма на возможное возвращение Саши Белого, может быть Александр Иншаков, выступающий в этом фильме кроме актера еще и в роли продюсера, и в роли соавтора сценария, не остановиться на Бригаде-2.. Но, может быть, как раз создатели фильма и правы, а у меня какие-то иллюзии о реальной жизни и душевных качествах современников? Может быть, действительно, наша жизнь уже давно превратилась в существование, где нет места героям, где чувства мелки и меркнут перед единственным стремлением к обогащению, где мужская сила и стать, ум и гордость, смелость и отвага уступают место умению вертеться, кайфовать и никуда не стремиться? Если "ДухLess" по одноименному роману Минаева хотя бы пытается показать выход из гибельной среды обитания через возвращение к чувствам искренним, к совести, к силе (но уже на языке чужом, что больше похоже на монолог о борьбе с пьянством после третей распитой бутылки), то в фильме Дениса Алексеева нет и в сюжетной основе той самой образности, которая и есть язык художественного произведения, дающий зрителю возможность восприятия произведения не только и не столько разумом, сколько душой, или на уровне подсознания, если хотите.

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Разговор (стихи Л. Оболенской)
Аудио-архив(213)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход