Всего два слова и шаг в Вечность!

Дата: 11 Декабря 2017 Автор: Оболенская Лора

Как сказал Шелли: "Все возвышенное наполняет человека восхищением". Он считал воображение лучшим орудием нравственного совершенства. Когда человек творит – он играет с прекрасным, играет с миром, со зрителями, с судьбой и даже со временем. Шелли не проводил резкого разграничения между поэзией и философией. Иными словами, идеи превращаются в образ, созданный поэтом. Я бы добавила. Человек в творчестве старается достичь нравственного совершенства.

 Не буду утомлять читателя философскими рассуждениями. Несколько дней я слушаю "Аве Марию", известную как произведение 16 века Джулио Каччини. "Богородице Дево, радуйся!"

Сколько произведений создано на эту тему? Много, очень много. Это гениальная музыка Шуберта, Баха-Гуно, Каччини? Каччини....А как же сочинение "Ave Maria" неизвестного автора ХУ1 в.  изданное в 1971 году фирмой "Мелодия"?

Записал пластинку под названием "Лютневая музыка XVI-XVII веков" в 1970 г. Владимир Вавилов, известный гитарист и создатель учебника "Школы игры на семиструнной гитаре". 

Все авторы произведений, указанные в содержании на пластинке, были малоизвестны, либо вообще неизвестны. Через четыре года на той же фирме "Мелодия" выходит пластинка Ирины Богачевой. Но уже на этой пластинке авторство музыки "Ave Maria"  принадлежит Джулио Каччини.

А еще через 10 лет "Ave Maria" исполняет Ирина Архипова в Ленинградской консерватории, а потом в Московской консерватории. Концерт был показан по телевидению, и следом выходит пластинка с записью этого концерта. И везде автор музыки - Джулио Каччини.

Прошло еще 10 лет и Инесса Галанте, оперная певица из Латвии записала в Риге "Ave Maria" в альбом, который вышел в Германии в 1995 году. Автор все тот же Джулио Каччини.

Триумфальное шествие этой гениальной музыки пошло по всему миру. "Ave Maria" исполняют уже все звезды оперы. Но рядом с Каччини вдруг появляется фамилия Владимира Вавилова. На сегодняшний день уже доказано, что автором музыкальных произведений на этой пластинке является Владимир Федорович Вавилов. Да, да! Тот самый автор пластинки "Лютневая музыка XVI-XVII веков", которая, кстати, практически ежегодно переиздавалась фирмой "Мелодия" и была очень популярна, но в которой все-таки было единственное произведение из прошлых столетий, в исполнении Вавилова, это народная песня "Зеленые рукава".

О Владимире Федоровиче Вавилове известно немного, но его называют самым гениальным мистификатором в музыке. Он родился 5 мая в 1925 году. Семья была рабочая. И как было принято в советское время Володя начал свое музыкальное образование во Дворце пионеров города Ленинграде.

Его учителем был Петр Иванович Исаков, который аккомпанировал Шаляпину и Собинову. В дальнейшем он продолжил заниматься игрой на гитаре у своего педагога, но уже в Музыкальной школе им. Н.А. Римского-Корсакова. Жизнь в коммунальной квартире на 12 семей! Днем Володя работает на фабрике механиком, вечером посещает музыкальную школу, а ночами на кухне оттачивает звук на семиструнной гитаре. Каждый пассаж должен звучать идеально! Служил он и в армии во время Великой Отечественной войны, и демобилизовался по ранению. Высшего музыкального образования Вавилов не получил, но успешно окончил Ленинградское музыкальное училище им. Римского-Корсакова по классу гитары, а с 1952 года изучал теорию музыки и композицию у композитора Адмони И.Г. Случайно Владимир знакомится в 1949 году со Львом Андроновым, который учился, как и Владимир у Петра Ивановича Исакова, и который предложил ему создать совместный дуэт на семи- и шестиструнной гитаре. 

В 1957 году этот дуэт, преодолев ряд трудностей, участвует в международном конкурсе в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве и получает серебряную медаль. Идея поехать на конкурс очень не нравилась начальству, молодым людям грозили увольнением с работы. Но благодаря поддержке от преподавателя Петра Ивановича поездка состоялась. До Москвы Лев и Владимир добирались на каких-то товарных поездах… Ночевать пришлось в сквере у Большого театра. В концертную программу их зачислили благодаря помощи Леонида Утесова. Исполнение на конкурсе было прекрасным, но видимо качество инструментов подвело. А ведь медаль могла бы быть и золотая! После триумфа на Фестивале началась концертная деятельность этого дуэта в Советском Союзе в качестве солистов Ленконцерта. В 1962 году дуэт распался. И Владимир концертировал один. 

Кстати он был единственным гитаристом, который пропагандировал только русскую музыку. Остальные играли произведения зарубежных авторов. 
Одиннадцать гитар на стенах в двухкомнатной кооперативной квартире в Ленинграде. Есть и фортепиано, очень дорогой инструмент Bluthner. Мне почему-то кажется что Владимир Федорович был очень одинокий человек. Возможно годы бедности (о которых практически ничего неизвестно) наложили  свой отпечаток. Возможно, после посещения Эрмитажа у Вавилова родилось новое увлечение – лютня. Неважно, что лютни в Советском Союзе нет.

И для того чтобы возродить этот музыкальный инструмент, он просматривает и изучает старинные картины, книги по старинной музыке, и буквально на ощупь совместно с гитарными мастерами создает, а затем и осваивает музыкальный инструмент. Ведь поехать за границу или заказать такой инструмент за границей было нереально в то время. И по материальным причинам и… время было другое. Надо было изучить табулатуры - ноты, которых не было. В конце концов, у Вавилова появилась своя лютня, а ноты он стал писать для нее сам. Вавилов собрал около себя группу энтузиастов старинной музыки: и его концерты пользовались большой популярностью.

Мелодии с пластинки "Лютневая музыка XVI-XVII веков" стали использоваться в художественных кинофильмах. Поступило даже приглашение выступить с концертом в Домском Соборе. Но происшедшая трагедия, оборвавшая жизнь органиста Марка Шахина прямо на перроне перед отправлением поезда, изменила его планы.

Вавилов пытался найти новых единомышленников, много концертировал. Но судьба лютневой программы ставила новые и новые преграды. Его композиторская деятельность долгое время была загадкой. Официально ему принадлежало несколько произведений, вышедших в издательстве "Музыка". В то же время специалисты по старинной музыке уверено заявляли, что такие произведение просто не могли быть написаны в тех столетиях, на которые указывал Вавилов. А ларчик просто открывался!

Вавилов был уверен, что, если он придет в редакцию со своими авторскими произведениями и незвучной русской фамилией, его никто публиковать не будет. Но как донести свою музыку до слушателя – ведь это было главной целью композитора? Как показать людям музыку, написанную в тишине ночей.  И тогда он решил, что пусть слава достанется средневековым композиторам и "неизвестным авторам". К примеру, сослаться можно на неизвестного композитора 15-16 века! Почему бы и нет. Ведь никто наверняка проверять не будет малоизвестных авторов прошлого. Авторство он выбирал произвольно, и не пытался связать особенности творчества реальных композиторов, полагая, что "мало кто это заметит..." И действительно, заметили немногие.

Его дочь, Тамара Владимировна подтвердила мысль: "Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией "Вавилов" никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии…"

Три композиции известны всему миру, их исполнение включаются в свой репертуар самые великие вокалисты, его мелодии звучат во многих фильмах и художественных, и документальных, издаются огромными тиражами. Говорят, если композитору удается сочинить хотя бы одну музыкальную фразу, которую бы запомнили и узнавали хотя бы миллион человек, значит он состоялся как композитор.

И как бы снисходительно не относились профессионалы-лютнисты к "лютневому" творчеству Владимира Вавилова, они исполняют произведения Вавилова, написанные для гитары.

Этим и объясняется творчество композитора.  Музыка – одно из величайших наслаждений жизни, она живет в глубине Вселенной, которая иногда открывает свои тайны тем избранным, которые стремятся познать истину Вечности.

Как считал Шелли, есть избранные души, которые живут ради идеи, ради надежды, и готовы принести в жертву и свою славу, и попреки.

Одни считают Владимира Вавилова великим мистификатором, остальные просто не замечали рядом гениального композитора, у которого не было диплома о высшем музыкальном образовании. Были и "обладатели членских книжечек СК", обвинившие Вавилова в том, что он порушил систему ценностей у отдельных товарищей! Думали, что, слушая пластиночку, они приобщались к высоким образцам старинной музыки. А тут – оказия получилась, какой-то недоучка, примазавшийся к чужой славе!

Да, действительно нет такого заведения, которое бы выдавало бы диплом о способностях.  Талант композитора советской эпохи остался не востребован. И немногие знают, что жил когда-то гитарист Владимир Вавилов, написал как минимум три очень известных произведения. Но об этом я напишу в следующем рассказе. Тем более у него почти детективная история.

А пока предлагаю насладиться гениальной музыкой Владимира Федоровича Вавилов. "Ave Maria".
https://www.youtube.com/watch?v=akuWPh4mGng

Он прожил всего 47 лет, но его произведения живы! "Ave Maria"! Всего два слова и шаг в Вечность!

P.S. Мне удалось все-таки разыскать некоторые факты из биографии Вавилова (Газета Вечерний Петербург, 2012). С первой супругой Владимир Федорович расстался, в кооперативной квартире сейчас проживает его дочь Тамара. 

Нет ни гитар, ни фортепиано. Старая афиша да фотографии Вавилова с его единомышленниками. Оказывается, приехала вторая жена и забрала из квартиры все инструменты. А такие гитары имели большую ценность. Молодые гитаристы – исполнители стали часто навещать Тамару и просили одолжить для изучения ноты, записи отца. Вместе с нотами исчезали и исполнители. Обидно! Хорошо, раньше было "такое время". Но как можно было раздавать рукописи отца?

Я конечно, понимаю, Вавилов Владимир Федорович служил искусству! Иногда он писал песни и просто дарил исполнителям. И меня покоробило желание дочери, высказанное в одном интервью: "Я бы хотела, чтобы серьезный музыковед взялся и проанализировал музыку, которую отец писал и играл. И я даже не хочу, чтобы, например, сейчас взяли и везде изменили авторов. Лучший подарок для меня... и для него, чтобы имя Вавилова просто стояло рядом. Например, "Каччини — Вавилов". Добавлю: Тамара Владимировна искусствовед. Как говорится комментарии излишни.

Первая профессиональная исполнительница "Ave Maria" на пластинке Надежда ДРОЗДОВА-ВАЙНЕР: "Я помню, у меня были неудачные концерты. Но если под конец я исполняла "Ave Maria", я спасала концерт."

Из интервью с Ириной Богачевой: А откуда у вас появились эти ноты?
— Ноты с музыкой Каччини мне как раз принес Владимир Вавилов. Он тогда мне и сказал, что это пьеса Каччини. Мы записали арию еще до того, как он умер. Я с ней часто выступала. Владимир Вавилов мне и аккомпанировал на лютне и в концертах, и во время записи.
— Но до выхода пластинки Вавилова об этой пьесе никто не знал.
— Вы к тому, что эту арию мог написать Владимир Вавилов? Я бы, узнав об этом, не удивилась. Каччини — итальянец. А тут почти северный темперамент. Музыка очень простая. Очень красивая, но очень простая. И в песне всего два слова — "Ave Maria". Как-то все не по-итальянски.
— А у вас не сохранились ноты, которые принес Вавилов?
— Ну что вы, у меня был один потоп и один пожар..."

Авторская песня. Право автора.  Оказывается, есть люди в Израиле, которые считают, что авторство не должно быть утрачено ни при каких обстоятельствах. Владимир Гейзель, три года проводил расследование творчества Вавилова, и узнал от своего друга Димы Кимельфельд, что Вавилов также много сотрудничал с "Союзмультфильмом" и написал много песенок для мультиков, но в титрах его имя не ставили! У меня сразу вопрос: Почему? Еще одна неизвестная страница в его творчестве. Что ж пока процесс кражи авторства остановлен. Пока…

20.03.2015

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Разговор (стихи Л. Оболенской)
Аудио-архив(213)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход