Телесериал Алексея Мурадова «Жуков»

Дата: 14 Июня 2017 Автор: Кириллов Анатолий

В преддверии очередного празднования 72-й годовщины Дня Победы пришлось посмотреть в записи телесериал Алексея Мурадова «Жуков». Фильм в виде сериала был выпущен на экраны ТВ в 2012 году. Время накладывает свои отпечатки на видение исторических событий и, пожалуй, это редкостный фильм в котором сделана попытка показать внутреннюю жизнь без напускного пафоса таких личностей как И.В. Сталин и Г.К. Жуков. С их характерами и личными устремлениями вплетенными в сложную политическую интригу того времени.

В основных ролях:
Жукова играет актёр Александр Балуев.
Сталина – Анатолий Дзиваев.
Жену Жукова, Александру Диевну – Елена Яковлева.
Лидию Русланову – Ирина Розанова.
Берию – Адам Булгучев.
Абакумова – Александр Песков.
Серова – Олег Масленников-Войтов.
Новикова – Александр Наумов.
Хрущева – Александр Потапов.

Одна из отличительных особенностей фильма видится в том, что на фоне военных заслуг Жукова и советских военачальников в ходе фильма упоминается решающая роль в Победе 1945 года тружеников тыла и всего советского народа. На праздничном банкете в Кремле после парада на Красной площади перед военачальниками с тостом выступил Сталин. Не случайно свою речь он начал с чествования простых людей, называя их «винтиками» в сложной работе государственного механизма.

Может не совсем удачное сравнение, но Сталин имел в виду под «винтиками» ответственных и преданных своему делу тружеников тыла, которые своим самоотверженным трудом сделали возможной великую Победу. «Все для фронта, все для Победы!» – призывный лозунг военного времени.

Свою речь в фильме документально Сталин начал со слов:
«Не думайте, что я скажу что-нибудь необычайное. У меня самый простой, обыкновенный тост.
Я хотел бы выпить за здоровье людей, у которых чинов мало и звание незавидное. За людей, которых считают «винтиками» государственного механизма, но без которых все мы — маршалы и командующие фронтами и армиями, говоря грубо, ни черта не стоим. Какой-либо «винтик» разладился — и кончено.
Я подымаю тост за людей простых, обычных, скромных, за «винтики», которые держат в состоянии активности наш великий государственный механизм во всех отраслях науки, хозяйства и военного дела. Их очень много, имя им легион, потому что это десятки миллионов людей. Это — скромные люди. Никто о них ничего не пишет, звания у них нет, чинов мало, но это — люди, которые держат нас, как основание держит вершину.
Я пью за здоровье этих людей, наших уважаемых товарищей!»
 
Если внимательно вслушаться в послевоенный общественный бум о Победе, то авторитет Жукова, как маршала Победы в народных массах поднялся до небывалых высот. Помимо личного участия в осуществлении разрабатываемых военных операций, он занимал посты заместителя председателя Государственного Комитета Обороны и заместителя Верховного Главнокомандующего. После Сталина в военное время это высшие должности государственной иерархии. В общем народном ликовании ушли на второй план руководители государства, и все заслуги в достигнутом успехе были приписаны  Жукову. И он действительно в это уверовал.

Сложилась непростая внутриполитическая ситуация. С одной стороны неоспоримые заслуги военных во главе с маршалом Жуковым, с другой невидимая колоссальная работа по организации работы тыла и военной промышленности, без которых была не возможна Победа.

Являясь Председателем Государственного Комитета Обороны, Верховным Главнокомандующим и одновременно Председателем СНК СССР Сталин был в центре всех событий происходящих на фронтах и в тылу. Вся военная промышленность, тыловое обеспечение и их руководство были под его неустанным контролем и заботой.
Разрабатывая и осуществляя военные операции Жуков, не мог в полной мере видеть общей картины состояния и возможностей военной экономики страны, а также внешнеполитических условий. Это касалось не только действий против Германии, но и спешной подготовки атомного проекта, на который были брошены все имеющиеся свободные промышленные ресурсы.
Не зря в одной из сцен бесед с Берией и Абакумовым Сталин обиженно посетовал: «Украли вы у меня великую Победу!». Поэтому психологически понятно, почему Сталин не стал фотографироваться с высшим составом военачальников после парада Победы, предоставив им славиться самим перед собой. Затем он использовал этот эпизод с коллективным фото как интригу в свою пользу.

Позже в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Жуков писал:
«В битве под Курском войска Центрального и Воронежского фронтов, как я уже говорил, по силам и средствам несколько превосходили противника. Конкретно это выражалось так: в людях — в 1,4, орудиях и минометах— в 1,9, в танках— в 1,2 и в самолетах— в 1,4 раза…».

Приведенные данные соотношения количества вооружений с Германией были взяты Жуковым из послевоенной статистики. А понимал ли он и высшие военачальники в ореоле славы 1945 года,  какими усилиями, средствами, талантами руководителей военной промышленности такое превосходство было достигнуто?  И кто этим военно-промышленным механизмом управлял? Кто эти люди, их имена? Без публичных почестей и наград они совершили свой невидимый подвиг. За приведенными цифрами соотношений по количеству вооружений стоял почти весь промышленный потенциал Европы.

Насколько Сталин владел информацией и опытом эвакуации в первые годы войны можно увидеть из его записки секретарю ЦК КП(б) Украины Н.С. Хрущеву:

10 июля 1941 года. 14.00
Киев. Хрущеву
1) Ваши предложения об уничтожении всего имущества противоречат установкам, данным в речи т. Сталина, где об уничтожении всего ценного имущества говорилось в связи с вынужденным отходом частей Красной Армии. Ваши же предложения имеют в виду немедленное уничтожение всего ценного имущества, хлеба и скота в зоне 100–150 километров от противника, независимо от состояния фронта.
Такое мероприятие может деморализовать население, вызвать недовольство Советской властью, расстроить тыл Красной Армии и создать как в армии, так и среди населения настроения обязательного отхода вместо решимости давать отпор врагу.
2) Государственный Комитет Обороны обязывает вас, ввиду отхода войск и только в случае  отхода, в районе 70–верстной полосы от фронта увести все взрослое мужское население, рабочий скот, зерно, трактора, комбайны и двигать своим ходом на восток, а чего невозможно вывезти, уничтожать, не касаясь, однако, птицы, мелкого скота и прочего продовольствия, необходимого для остающегося населения. Что касается того, чтобы раздать все это имущество войскам, мы решительно возражаем против этого, так как войска могут превратиться в банды мародеров.
3) Электростанции не взрывать, но снимать все те ценные части, без которых станции не могут действовать, с тем, чтобы электростанции надолго не могли действовать.
4) Водопроводов не взрывать.
5) Заводов не взрывать, но снять с оборудования все необходимые ценные части, станки и т.д., чтобы заводы надолго не могли быть восстановлены.
6) После отвода наших частей на левый берег Днепра все мосты взорвать основательно. [c.65]
7) Склады, особенно артиллерийские, вывезти обязательно, а чего нельзя вывезти, взорвать.
8) Что касается эвакуации заводов дальше 70–верстной полосы, где прямой угрозы со стороны противника пока не имеется, то эту эвакуацию осуществлять заблаговременно, вывозя главным образом станки и прочее наиболее ценное оборудование.
 
Председатель Государственного Комитета Обороны:
И. СТАЛИН
 
(Сталин И.В. Cочинения. – Т. 15. – М.: Издательство “Писатель”, 1997. С. 65–66).
 
Из данной записки видно насколько непродуманными и авантюрными были действия Хрущева и наоборот взвешенными и продуманными Сталина.
Дальше по ходу фильма именно эта черта авантюризма, дошедшего до преступления, была живо показана режиссером А. Мурадовым. Это касается ареста министра внутренних дел СССР Л.П. Берии 26 июня 1953 года по решению президиума ЦК, без согласования с Президиумом Верховного Совета и без ордера на арест.  Такого не было даже в довоенные годы репрессий. Были громкие публичные политические дела, с судебными разбирательствами. Но чтобы так, тихим заговорческим сапом, убрать высшее должностное лицо государства не удавалось сделать никому при сталинской диктатуре. По Конституции 1936 года ни Хрущев, ни президиум ЦК таких полномочий не имели. Тем не менее, Хрущеву удалось впутать в это дело Жукова, обиженного на Сталина и Берию за притеснения и негодующего за открытие «трофейного дела», в котором был замешан почти весь генералитет. Поэтому понятна вражда некоторых военных высшего командного состава к голоштанному генералиссимусу.

По более поздним документальным публикациям в день ареста Берии был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О преступных антигосударственных действиях Берия» за подписями Ворошилова и секретаря Пегова.

26 июня 1953 года. ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.
УКАЗ «О преступных антигосударственных действиях Л.П. Берия»
Ввиду того, что за последнее время вскрыты преступные антигосударственные действия Л.П. Берия, направленные на подрыв Советского государства в интересах иностранного капитала, Президиум Верховного Совета СССР, рассмотрев сообщение Совета Министров СССР по этому вопросу, постановляет:
1. Лишить Л.П. Берия полномочий депутата Верховного Совета СССР.
2. Снять Л.П. Берия с поста первого заместителя Председателя Совета Министров СССР и с поста Министра внутренних дел СССР.
3. Лишить Л.П. Берия всех присвоенных ему званий, а также орденов, медалей и других почетных наград.
4. Дело о преступных действиях Л.П. Берия передать на рассмотрение Верховного Суда СССР.
То есть до проведения следствия Берия был объявлен преступником. Более того помимо поста главы МВД он являлся заместителем Председателя Совета Министров.  Указ же Президиума ВС был утвержден Верховным Советом только 8 августа 1953 года…

В фильме нет эпизода связанного с Указом Президиума Верховного Совета СССР. А это принципиальный вопрос. Берия являлся депутатом Верховного Совета и по статье 52 Конституции СССР 1936 года не мог быть привлечен к судебной ответственности и аресту без согласия Верховного Совета, а в период между сессиями Президиума Верховного Совета.

Разыгранные события в фильме и последующих мемуарах участников ареста, скорее всего, напоминают политический детектив. Для художественного фильма домыслы и свое видение событий понятно и допустимо. Но мемуары, на которых в дальнейшем строится стереотип восприятия исторических событий, выглядят порой не совсем правдоподобно.

Оно и понятно. Слишком высоким было напряжение участников заговора. Ставка – жизнь. Это потом, когда завалили неугодного, после стресса происходит психологическая разрядка и человек видит в оппоненте то, о чем сам переживал и думал.  Есть некоторые утверждения в описании событий, что Хрущев, стараясь запутать дело, эмоционально хвастался, что он застрелил Берию при задержании. Есть публикации, что его до суда застрелил генерал-полковник П. Ф. Батицкий. То есть они хотели в то противоречивое время выглядеть героями, абсолютно не задумываясь о законе и морали.

По некоторым источникам Жуков отрицал свое участие в аресте, понимая незаконность проведенной операции. И реально его привлекли к участию в аресте как авторитетное лицо от военных. Ему необходимо было участвовать в проводимом перевороте, чтобы все властные полномочные структуры видели, что незаконный арест поддерживается военными и дергаться не следует.
Тем не менее, в книге «Берия: конец карьеры» изд. 1991г. под общей редакцией В.Ф. Некрасова, приведена заметка Г.К. Жукова «Рисковая операция», где он описывает своё участие в аресте: «…Идем в зал. Берия сидит за столом в центре. Мои генералы обходят стол, как бы намериваясь сесть у стены. Подхожу к Берии сзади, командую:

–  Встать! Вы арестованы.

Не успел Берия встать, как я заломил ему руки назад и, приподняв, эдак встряхнул. Гляжу на него – бледный-пребледный. И онемел...»

Конечно, такое описание не выдерживает никакой критики. Без словесной команды вышестоящего властного лица, присутствующего на заседании он не мог произвести арест. Ордера на арест у него не было, чтобы действовать таким образом.

В фильме достаточно правдоподобно выглядит версия ареста Берии на заседании Президиума ЦК.  Немаловажная деталь, что заседание проходит в кабинете Председателя Совета Министров под председательством Маленкова Г.М., а Хрущев лишь присутствует и, выступая, берет на себя инициативу предъявления обвинений в сторону Берии. В момент, когда он скомандовал арестовать Берию, фактически захватил инициативу и власть. Дать команду, которую хоть каким-то образом можно считать законной, мог только Маленков, как непосредственный начальник Берии, но он струсил, и смог только нажать на кнопку сигнализации.

Все участвующие в заговоре одновременно являлись и членами ЦК, и входили в состав правительства, кроме Хрущева. Отчего он так и старался. Поэтому в дальнейшем и произошли разночтения в оценках ареста. В одних источниках Берия был арестован на заседании  Президиума ЦК, в других – при заседании Совета Министров или Президиума ВС.
Наиболее вероятная картина разыгранного спектакля переворота выглядела таким образом. Осторожного Берию нужно было как-то заманить в ловушку. Его пригласили на заседание правительства. Он как заместитель, ничего не подозревая, пришел на очередное традиционное заседание в неведении, куда он попал. Повестка дня определяющего значения не имела. Что по внешнему виду и было показано в фильме. Председательствовал Маленков.  А попал он на импровизированное заседание Президиума ЦК. Если бы его заранее предупредили об этом, он бы насторожился, имея планы отодвинуть партийный аппарат на второй план в решении правительственных задач. А это как раз и было основным мотивом противоправных действий Хрущева.
После ВОВ и смерти Сталина, совмещающего посты Председателя правительства и секретаря ЦК, он (Хрущев) оказался не у дел. Остальное – лишь сопутствующие усиления в мотивации поведения отодвинутого на второй план секретаря ЦК Хрущева. Роль партийных органов в решении государственных задач на то время свелась только к идеологической работе. Последующие события показали  истинные мотивы его политики. В сентябре этого же года (1953г) он избирается первым секретарем компартии СССР с  последующими следствиями.

 Со стороны прошедшего времени и дальнейших политических событий в стране можно вполне определенно утверждать, что в 1953 году был расстрелян не Берия, каким бы он не был одиозным и преступным, а дискредитирована Советская власть, как государственное устройство. Растоптан сам конституционный принцип взаимоотношения между властными структурами государства. Обвиняя Берию наветом в стремлении захватить власть, Хрущев, не имея на то конституционных прав в должности секретаря ЦК КПСС, как раз и захватил незаконно власть, используя всеобщее неприятие к Берии.  На фоне эмоциональных сцен ареста Берии в фильме хорошо видна  заговорщицкая подоплека проведенной операции.

Хрущев не решился бы на арест Берии, не имея поддержки армейских военачальников и прямого участия Жукова. Слишком высок был риск оказаться уличенными в заговоре со всеми вытекающими последствиями и на законном основании попасть на скамью подсудимых с расстрельной статьей. Что заставило Жукова, не вполне лояльно относившимся к партийным аппаратчикам, пойти на такой шаг? Обида на Сталина и Берию – лишь поверхностный мотив и не может быть решающим, когда на кону карьера и жизнь. Что могло объединить лиц не сходных в организационных и политических взглядах, разных по своему служебному положению? Наверно страх. Страх перед возможным обвинением в допущенных ошибках начала войны Жуковым и разоблачением усердного участия в репрессиях Хрущева.

Несколько нелогичными выглядят  разыгранные в фильме отдельные сцены ареста. Человек, который в мыслях планирует захватить верховную власть, ведет себя так беспечно. Приходит на заседание правительства, как на прогулку. А заговорщики наоборот просчитывают все детали организуемого переворота.  В самих действиях обнаруживается ложная предпосылка всех дальнейших обвинений.

На волне эмоций неприятия его как назначенца Сталина ему приписали попытку захвата верховной власти. Он никак не мог захватить верховную власть в обход Верховного Совета. Он мог сделать переворот, только имея сподвижников в политическом руководстве и поддержку армии. Ни того и ни другого у него не было. Оказавшись без хозяина, он как рьяный службист не знал, куда идти в стратегической перспективе. Не было политической платформы, а только отдельные соображения о необходимости преобразований.  У Хрущева же в стремлении к власти был политический задел в виде идеи построения коммунизма и партийный аппарат. Это и определило итог схватки за власть.

 Берия оказался неудобным лицом, изгоем в сложившейся политической и военной элите после смерти Сталина. В такой атмосфере ушли на второй план его организаторские способности, заслуги в деле атомного проекта и создание дееспособной службы  госбезопасности.

Достаточно ёмко  и правдоподобно показаны отдельные попытки Сталина защитить Жукова, попавшего в карусель противостояния ведомств Л.П. Берии (МВД) и В.С. Абакумова (МГБ). Это хорошо просматривается в сценах их бесед. Но ради удержания власти и своего авторитета Сталин ни на йоту не отступал от своих диктаторских прерогатив. Если серьезно, без эмоций вдуматься, то Сталин отстаивал не только свою личную власть, но и власть как государственное устройство. Упусти он бразды правления в условиях послевоенного времени, когда авторитет военных имел большой общественный вес – наступление военной диктатуры вполне было возможно. И опасения его были не напрасны. Из сцены с просмотром документального фильма и высказываниями в иностранной прессе о Жукове, как преемнике Сталина, такой вариант приобретал вполне реальные очертания. А методы управления Жукова в мирное время хорошо видны из его действий.
Масса талантливых офицеров и командующих высшего состава армии после ВОВ оказалась не у дел, но выработанная психология условиями войны жесткого управления не подходила для  мирного времени. В противовес жестоко и безапелляционно  была подавлена сама мысль о политической значимости военных в мирное время на примере эпизода расправы над маршалом авиации А.А. Новиковым.

Следует отметить, что в фильме  в истории с командующим ВВС Новиковым, для придания значимости Жукову в деле Берии сделаны неточности и существенное отклонение в последовательности исторических событий

Новиков был арестован в начале апреля 1946 года по так называемому «авиационному делу». Позднее Новиков записал: «Арестовали по делу ВВС, а допрашивают о другом… Я был орудием в их руках для того, чтобы скомпрометировать некоторых видных деятелей Советского государства путём создания ложных показаний. Это мне стало ясно гораздо позднее. Вопросы о состоянии ВВС были только ширмой…

С первого дня ареста мне систематически не давали спать. Днём и ночью я находился на допросах и возвращался в камеру в 6 часов утра, когда в камерах был подъём… После 2-3 дней такого режима я засыпал стоя и сидя, но меня тотчас же будили. Лишённый сна, я через несколько дней был доведён до такого состояния, что был готов на какие угодно показания, лишь бы кончились мучения». (Викпедия). По сюжету фильма Новикова жестоко избивали.

Новиков из политических соображений мог промолчать об избиениях. В записке Сталину в 1947 году Абакумов в одном из пунктов отмечал: «… В отношении изобличённых следствием шпионов, диверсантов, террористов и других активных врагов советского народа, которые нагло отказываются выдать своих сообщников и не дают показаний о своей преступной деятельности, органы МГБ, в соответствии с указанием ЦК ВКП(б) от 10 января 1939 года, применяют меры физического воздействия…».

Сразу после смерти Сталина именно Берия с середины марта по июнь 1953 года  своими приказами, по так называемым «делу врачей» и «авиационному делу»,  дал ход пересмотру этих дел. По «делу врачей» все осужденные фигуранты были реабилитированы в двухнедельный срок. По «авиационному делу» 29 мая 1953 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР дела репрессированных были пересмотрены, и все приговоры отменены. Все обвиняемые реабилитированы, а их дела прекращены с восстановлением должностей и званий.
В деле Берии Жуков и высший генералитет заняли непонятно противоречивую позицию.

До ВОВ все решения по репрессиям и организационным мероприятиям  в войсках принимались ЦК партии через войсковых комиссаров. И только с началом ВОВ в октябре 1942 года был издан приказ за подписью Сталина, упраздняющий двойную командную систему и переводящий комиссаров из командного состава в советники. Введение единоначалия было вызвано острой необходимостью наладить управление в войсках. Это дало эффект и по этой аналогии Сталин, а затем и Берия стали применять подобную практику в мирное время при решении хозяйственных задач. Берия ничего нового не выдумывал, оттесняя партийных функционеров на второй план. Но они увидели в этом для себя смертельную опасность.

В сцене на концерте Лидии Руслановой после её освобождения из заключения в 1953 году Жуков представлен как герой освободитель от «супостата». В зале сидит улыбающийся Новиков и другие военные, освобожденные от раздутого Хрущевым страха попасть в разработку «всесильного» Берии.

Помимо политических разборок в фильме ярко и правдоподобно показан быт и личная жизнь главных героев – Сталина и Жукова. Бытовые сцены с прислугой в доме Жуковых смотрятся впечатляюще. Любовные похождения маршала думается преувеличены. В реальности у него не хватило бы времени на любовные увлечения. Но сам факт любви и дружбы  с другой  женщиной (Лидией Захаровой, а затем с будущей новой женой Галиной Семеновой) говорит о неблагополучии и отсутствии любви в его семье. Но без этих сцен фильм был бы менее интересен.
Игра знаменитых актеров в большинстве эпизодов смотрится натурально и увлекательно. Можно сказать, что в фильме показана целая плеяда талантливых артистов современного кинематографа. От главных ролей до второстепенных.

 Чем ценны добросовестно созданные произведения, касающиеся исторических событий? Они пестрят правдиво, не надуманно показанными деталями быта и обстановки описываемой эпохи. А это не всегда удается при отсутствии живых свидетелей, могущих отразить психологию поведения людей описываемой эпохи. Режиссеру Мурадову и исполнителям главных ролей удалось отразить в фильме отдельные стороны повседневной жизни выдающихся личностей как Сталин и Жуков. Генеральный продюсер Алексей Пиманов отмечал:

"Работа над созданием фильма была проделана колоссальная. Начиная от проведения съемок не в студиях, а в натуральных интерьерах описываемых событий до отточенности деталей. Весь цикл длился целых пять лет! Это небывалый срок в истории современного производства многосерийного кино! Иногда мне не верится, что все уже позади!"

На форумах по обсуждаемой теме, были отдельные замечания по неточностям в фильме. В частности Жуков никогда не садился за руль автомобиля, а пользовался услугами личного водителя. Дочь Жукова Эра в отзыве на фильм сетовала, что маршал в семейной жизни не был таким уж ловеласом и роман с Захаровой преувеличен…

Несколько удивили  сцены  распития водки прямо из горлышка бутылки Жуковым и маршалом Рыбалко. Помниться в 1950-е годы к нам во двор часто заходили мужики и просили вынести стакан для распития водки. В те времена поиск стакана для распития вне дома был обязательным  делом даже для отпетых пьяниц.  Для маршалов распитие водки из горлышка выглядит не естественно.

В описываемой рецензии автор подробно коснулся только политических событий связанных с арестом Л.П. Берии. Фильм настолько разнопланов, что по некоторым  затронутым темам можно вести отдельные критические повествования.

В общем, отринув имеющиеся неточности, просмотр фильма доставляет большое удовольствие.

 

Перейти в архив


Оценка (5.00) | Просмотров: (1305)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход