Истинную поэзию понимают не многие. И хотя активно ширится число пишущих в выстроенный глагольными рифмами аккуратный «столбик», признающих поэзией рифмованную прозу, или вообще не признающих рифму, но размахивающих удостоверениями расплодившихся писательских союзов, говорить о наступлении нового Серебряного века поэзии пока не приходится. И не потому, что нет талантов – они есть. А если есть, то хотелось бы услышать новые поэтические имена. Кто они – признанные поэты нового века? Неужели, как пишет замечательная поэтесса Екатерина Горбовская, это те, «…у кого вся жизнь построена именно на том, чтобы иметь то, что они охраняют, и «принимать славу друг от друга»?
Не продажный мир ...Так важно иногда, так нужно, Подошвы оторвав натужно От повседневной шелухи, Недужной ночью с другом лепшим Под фонарем полуослепшим Читать мятежные стихи. Хмелея и сжигая глотку, Катать во рту, как злую водку, Слова, что тем и хороши, Что в них – ни фальши, ни апломба, Лишь сердца сорванная пломба С неуспокоенной души... Игорь Царёв «Недописанное» Безрадостна ситуация в российской словесности. Это ее состояние активно поддерживается поп-культурой, предлагающей народу образчики безвкусицы и бесталанности. И когда с голубого экрана по делу и без дела звучат «стихи-поздравления», «стихи-благодарности», «стихи-шутки», волей-неволей опускаешь глаза – стыдно! За тех, кто их придумывает и читает, за мной уважаемых ранее людей, которые этим кошмаром вроде бы искренне восхищаются: «Да Вы еще и поэт!»… И становится больно за наш великий язык, за нашу великую культуру, за детей и внуков, которых приучают к окололитературному фастфуду.
Есть и другая сторона этой, если так можно выразиться, поэтической медали. Это писательские союзы, в которые принимают всех подряд - присутствовала бы готовность платить за право владеть «корочкой» и за места для своих стихов в множащихся по принципу цепной реакции сборниках и альманахах. Эти «рабочие пчелы» большого писательского улья несут в него свой «нектар» в надежде и на свою долю славы. И гонят мысли о том, что функционеры всяческих союзов никогда не допустят их к большому писательскому пирогу с его грантами, тысячными тиражами книг, известностью, званиями и наградами, которые они самим себе и вручают, время от времени по разным причинам балуя прочих дипломами и медальками.
Но не стоит отчаиваться, ведь поэзия всегда была уделом избранных, а не призванных. И именно в сети, где каждый может предъявить народу свой талант или его отсутствие, над океаном графоманов время от времени пробивается луч света. Порой он столь ярок, что его сразу замечают, но в лихорадке избыточной информации бывает, что и отвлекаемся, переместив взгляд в другую сторону горизонта. Порой луч еле заметен, но апогей его яркости еще впереди, и надо бы вернуться к нему снова, но… забываем. В литературных кругах принято ругать сетевую поэзию, привязывая это понятие исключительно к графоманам и троллям. И это понятно – в сети вскрывается всё, в ней нет преклонения перед титулами и должностями! Достаточно посмотреть на страницы тех самых поэтов-функционеров, чтобы увидеть, что их творения никому не интересны. Нельзя огульно причислять всех сетевых поэтов к графоманам. С тем же успехом и поэзию талантливейших ее представителей доинтернетного периода можно вывалять в пуху и перьях собственных биографических грехов и вымазать дегтем позорных страниц писательского сообщества советского и постсоветского периода. Ни того, ни другого делать нельзя, потому как Поэт – это, прежде всего, его творчество, не зависящее от клана, к которому он принадлежит.
То же самое происходит и с музыкальными произведениями. Авторская песня подвергается постоянным нападкам со стороны представителей поп-культуры. Я могу понять и принять претензии, предъявляемые к ней профессионалами от музыки. Но где претензии профессионалов от поэзии к тем песням, которые исполняются с эстрады, звучат из телевизора, и тексты которых в огромном своем большинстве не только бессмысленны, но и предельно безграмотны? В общем, это война миров… Успех и деньги спонсоров и меценатов приносит только то, что умело продается. Мир души в явном проигрыше. Быть может потому, что он не продажный? Грустные размышления… За Державу обидно, за культурную ее сокровищницу, за великий наш язык, за детей и внуков наших.
И что тут поделаешь? Начать сетовать на невнимание государства к литературе? Да ведь те, кто решают вопросы, в народ не ходят – они слышат то, что приносят им люди с раскрученными именами, и пытаются (если пытаются) включаться в темы, которые озвучивают для них «заведующие литературной истиной». И все возвращается на круги своя… Еще можно исходить желчью, писать, кричать, митинговать, но вряд ли кто-то отнесется к этому всерьез. «Бунт графоманов» - иначе это и не будет оценено, если вообще литературные бонзы не сочтут ниже своего достоинства диалог с сетевыми поэтами.
Что же остается? «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» - не так ли? Видимо это понятно всем, поэтому растет число литературных объединений, значительная часть которых пытается решать этот вопрос. Разумеется, среди них, как всегда, присутствуют и такие образования, в которых личные амбиционные или экономические цели превыше всего. Как говорится, в семье не без урода…
Пятая стихия Игоря Царёва Нам не дано предугадать Ф.И.Тютчев Устав от пресной чепухи, Как в море ухожу в стихи я – Ведь эта пятая стихия Просторней остальных стихий. Пусть только вторю небесам, Когда царапаю скрижали – Пером ли, острием ножа ли – Я становлюсь мудрее сам. Предугадать не суждено, Но, знаю, слово отзовется: Что тонко сказано – не рвется, А как хорошее вино По мере шествия веков Лишь набирает терпкий градус, Даруя умным людям радость И отрезвляя дураков. Игорь Царёв «Пятая стихия» В течение 4-х лет в рамках ежегодной Международной литературной премии имени Игоря Царёва, учрежденнойв целях поощрения творчества граждан России и иностранных государств по созданию высокохудожественных литературных произведений на русском языке, сохранения и приумножения традиций русской словесности, проводится поэтический конкурс «Пятая стихия». География конкурса – весь мир, в разных концах которого обосновались выходцы из России наших времен, или русскоговорящие потомки прежних эмигрантов. Конкурс привлекает русскоязычных поэтов своей открытостью, отсутствием регистрационных взносов, прозрачностью работы жюри и именем Поэта, ставшего знаменем этой деятельности. Имя Игоря Царёва, упорно замалчиваемое официальными литературными кругами, было известно россиянам и русскоязычным литераторам зарубежья еще при его жизни. Он был победителем многих престижных российских и международных поэтических конкурсов, признанные во всем мире литературные альманахи и журналы считали за честь для себя опубликовать подборки его стихотворений, сетевое поэтическое сообщество в 2012 году признало его «Поэтом года». А после ухода Игоря Царёва из жизни число почитателей его творчества только возросло. Замалчивание имени поэта никак не повлияло на народное признание. На его Малой родине в городе Хабаровске решением Городской думы Поэту установили мемориальную доску. В Краевом архиве открыли фонд Игоря Царева, который бережно хранит его книги, рукописи, рисунки, письма. Учащиеся и студенты пишут сочинения и рефераты по его произведениям. Проводится подготовительная работа по официальному включению его творчества в школьную программу. Многими талантливыми авторами и исполнителями создаются и исполняются песни на стихи Игоря Царева, и на сегодняшний день их общее число превышает число песен, написанных на стихи других поэтов. Это тот случай, когда увековечение имени поэта инициировано самим народом, чью любовь не подпитывают никакие личные интересы. А еще это можно назвать прецедентом. И, значит, есть надежда, что имена и других ушедших из жизни, или не замеченных талантливых людей не сгинут, засыпанные песком забвения, - надо только рассказать о них людям! Поэтический конкурс Премии имени Игоря Царёва «Пятая стихия» отбирает лучшее из того, что присылают в конкурсную комиссию поэты, и выпускает ежегодный «Сборник стихов лауреатов Премии имени Игоря Царёва», не собирая с авторов никаких «взносов за публикацию». Одновременно проходит и ежегодный музыкальный конкурс, по результатам которого выпускаются музыкальные диски с лучшими песнями – и тоже без какого-либо сбора средств. Все затраты принимают на себя семья Игоря Царёва и почитатели его творчества, добровольно оказывающие общему делу посильную материальную и организационную помощь. В начале 2017 года общественное движение под знаменем Игоря Царёва прошло государственную регистрацию и с этого времени функционирует как Литературный благотворительный фонд имени Игоря Царёва «Пятая стихия», который ставит перед собой задачу поднять из небытия и сделать достоянием общества неоцененные, или незаслуженно забытые имена и произведения. При Фонде функционирует Литературно-музыкальный клуб, который, как и поэтические и музыкальные конкурсы «Пятой стихии», прошел апробацию еще до регистрации Фонда. Задача Клуба – организация концертов, литературных чтений, лекций, привлекающих внимание общества к малоизвестным авторам, чьё творчество следует отнести к достойным образцам отечественной культуры. Один из таких концертов состоялся 8 апреля 2017 года в музыкальном кафе «Аист». Он был посвящен памяти Игоря Царёва и приурочен к 4-й годовщине его ухода из жизни (4 апреля 2013 года). Места в зале бронировали заранее, и в последние дни перед концертом свободных мест уже не было. Но часть тех, кому не повезло попасть в список счастливчиков, все равно пришли, резонно рассудив, что обязательно найдутся нерадивые. Так и случилось, и в 100-местном зале разместились все. Концерт был великолепным. Его программа была подготовлена Татьяной Елекоевой – руководителем концертной деятельностью Клуба. Подготовлена программа была профессионально и с любовью. Открыла и завершила вечер жена Игоря Царева – Ирина Царева. С экрана сам Игорь Царев читал свои стихи. Со сцены его стихи читали Виктор Астраханцев, Валентин Герман, Юрий Петресов, Алексей Сахаров. О творчестве поэта рассказали Ольга Воронина и Надежда Стрелкова. И пели… Песни, написанные на стихи Игоря Царева, исполняли победители и лауреаты международных и российских песенных конкурсов и известные авторы: дуэт «Аквалибра» (Мурат и Татьяна Елекоевы), Ольга Кузнецова, Владимир Поляков, Александр Ермаков, Инна Тхорик, Александр Гаджиев, Андрей Разумов, Владимир Чирков, Андрей Тихомиров и Галина Лелянова - дочь Игоря Царева. Завершающей нотой Вечера памяти стала песня «Повестка», написанная Виктором Скоробогатом сразу после ухода Игоря Царёва из жизни и исполненная автором.
Уходя с концерта, к организаторам подходили люди и говорили: «Какие вы молодцы! Какой высокий уровень участников! Какое великое дело вы делаете!» А еще спрашивали, как можно стать членом нашего Клуба, и где можно купить сборник стихов Игоря Царева и диски с записями песен на его стихи. А это значит, что делу нашему жить!