Реплика о завлите

Дата: 18 Января 2017 Автор: Виктор Верин

Еще лет десять назад  периодически возникали разговоры о том, что завлиты, по большому счету, не нужны в театрах. Но если тогда говорили, то сейчас в большинстве театров должности заведующего литературно-драматургической частью  или помощника главного режиссера по литературной части уже нет.

Вот совсем недавно разговаривал с руководителем не самого маленького российского театра с большим штатом, труппой и зданиями, но с небольшими успехами в плане организации работы со зрителями как в стенах родного театра, так в рамках гастролей, фестивалей и так далее.

Зачем, говорил он мне, платить завлиту деньги, за что? За то, что она пьесы будет читать и режиссеру приносить? Так режиссер сам себе выберет то, что ему нравится.  
А в другом театре с гордостью рассказывали, что завлит у них пишет аннотации к спектаклям, пресс-конференции проводит, с общественностью взаимодействует.

Может быть, поэтому сегодня театры «так далеки от народа»? Потому что уничтожена очень существенная часть театрального процесса на стадии его зарождения из литературы?

Вот как видится организация творческого процесса в театре со стороны зрителя. Из письма питерского редактора и писателя: «Я как-то будучи полным профаном в этом (театрально-кинематографическом) деле по наивности думал, что дело актёра - воплощать творческие замыслы режиссёра невзирая на то, нравятся они ему или нет, а дело режиссёра - воплощать творческие замыслы Шекспира, Мольера и иных гениев на тех же основаниях, а вот подбирать шедевры, прочитывая тексты новых «шекспиров» и «мольеров» - это отдельное дело особых каких-то людей, мыслящих не только художественно, но шире и глубже - чем и актёры, и режиссёры, и их художественные руководители. И подбираемый такими особыми людьми репертуар - зависит от целей Хозяина театра: чего тот больше хочет - или максимально денег заработать, или радовать элиту - немногочисленных эстетов и интеллектуалов, или насаждать и поддерживать определенную идеологию и т.п... И вот такой репертуарный агент - мыслитель-аналитик, думал я, вручает режиссёру пьесу и ставит ему задачу, а тот её выполняет - в угоду целей Хозяина театра».

В действительности завлит - это специалист, который обеспечивает взаимодействие театра и литературы. Он должен не только разбираться в драматургии, но и во всех литературных жанрах, и во всех тонкостях творческой реализации в театре. И если нет в его багаже готовой пьесы, то он должен знать к какому автору обратиться, или какое произведение взять за основу, или, может быть, даже организовать драматургический конкурс для того, чтобы найти именно ту литературную основу, которая соотносится с  целями и возможностями театра, способствует  творческой реализации актеров, наиболее полно раскрывает их талант,  соответствует потребностям и возможностям режиссера, эстетической платформе театра, привлечению зрителей.  

Хотя, если говорить о продюсерском театре, то всеми этими талантами должен, наверное, обладать продюсер.  Но это будет уже другой театр…

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (1338)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход