Емельянова М.И. Русская традиционная культура Староосколья: Энциклопедия в вопросах и ответах. Москва: Изд-во Роса, 2016. – 316 с.: ил. ISBN 978-5-905922-87-9
В энциклопедии автор на подлинном и документальном историческом, этнографическом и краеведческом материале знакомит читателя с народной материальной культурой Староосколья XIX –XX веков. Рассказывает о типах крестьянского жилища, внутренней планировке изб, распространённых в прошлом в регионе, о промыслах и ремёслах, народных мастерах, об орудиях труда и домашней утвари, убранстве избы, костюме. В книге детально описывается каждый предмет, указывается материал, из которого он сделан, даётся информация о технологии его изготовления и применении в крестьянском быту. Автор раскрывает символический смысл многих предметов, увязывает их с верованиями и представлениями оскольчан, а также говорит об использовании их на праздниках, в обрядах и обычаях. Традиционная культура Оскольского края рассматривается как неотъемлемая часть народной культуры Белгородчины и в русле общенациональных культурных традиций. Весь материал представлен в форме вопросов и ответов на них, сгруппированных по тематическому принципу. Во втором издании углублены ответы на многие вопросы, увеличено их число (с 91 до 105), значительно дополнен и улучшен иллюстративный ряд, иллюстрации (около 500) не только сопровождают текст, но и дополняют его. Сильной стороной книги является ясность и доступность освещения даже самых сложных аспектов народной культуры.
Рецензенты: З.З. Мухина,доктор исторических наук, профессор культурологии, зав. кафедрой гуманитарных наук СТИ НИТУ «МИСиС»; Е.Ю. Лепёшкина,кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-юридических дисциплин Воронежского института кооперации (филиал БУКЭП).
Издание книги осуществлено при поддержке департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области. Одобрено Белгородским областным издательским советом
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ ОСКОЛЬСКОГО КРАЯ
* Как связаны между собой город Старый Оскол, Усть-Ублинский острожек и река Оскол в XVI – XVIII столетиях?
* Какие этнические группы русских проживали на территории Оскольского края?
ГЛАВА II. НАРОДНОЕ ЖИЛИЩЕ И БЫТ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОСКОЛЬСКОГО КРАЯ В XIX – XX ВЕКАХ
* Какая разница между понятиями «быт» и «традиционный быт»? * Что общего и в чём разница между заимкой, починком, деревней и селом? * Какое жилище преобладало на территории Староосколья, современной Белгородчины в XIX – XX веках? * Когда появился в деревенской избе потолок? * Что представляла собой крыша крестьянской избы? * Сопровождалось ли строительство избы какими-либо обрядами? * Какие избы назывались «позёмными»? * Почему в Староосколье были широко распространены земляные полы? * Какие мифологические представления славян связаны с полом? * Какие типы изб (хат) были распространены в Оскольском крае в XVII – начале XX века? * Что такое изба курная (чёрная) и изба белая? * Чем в прошлом крестьяне Староосколья топили печи? * Какие народные представления и обряды были связаны с печью? * Какие новые строительные технологии появились в Староосколье в XIX – XX веках? * Какие окна назывались «волоковыми» и какие «косящатыми»?
* Почему, по народным представлениям, окно является самым опасным местом в доме? * Как понимать выражение «мыты хаты»? * Есть ли разница между домом, избой и хатой? * Какие постройки называются «зданием», «храмом», «хоромами», «хижиной», «халупой»? * Что такое «помочи»? * Как выглядел интерьер старинной крестьянской избы в Оскольском крае? * Какие виды детских люлек были распространены в Староосколье? * Какой обстановкой пользовались крестьяне в XIX – начале XX века? * Почему стол считался главным предметом в избе? * Какой смысл заключался в определённом порядке рассаживания людей за столом во время приёма пищи? * Какая разница между лавкой и скамьёй? * Как использовалась лавка в русской обрядности? * Что представляла собой кухонная утварь в крестьянской избе? * Какой посудой пользовались крестьяне в XIX – начале XX века? * Какую пищу употребляли наши предки? * Почему гостей встречают хлебом-солью? * Что общего между горшком и макитрой, и чем они различались? * Какую роль играл горшок в обрядовой жизни населения Староосколья? * Как использовалась дежа в народном быту и в обрядах? * Какое применение в народном быту имела ступа? * Чем отличалась бочка от кадки, и как они использовались в народном быту? * Что такое лохань? * Что такое безмен? * Какие виды топоров использовались в хозяйственной деятельности населения Староосколья? * Какие сельскохозяйственные орудия использовали крестьяне в XIX – начале XX века? * Что представлял собой деревенский колодец? * Почему родники называют «святыми»? * Какие представления славян были связаны с водой?
ГЛАВА III. ОДЕЖДА И ОБУВЬ ОСКОЛЬЧАН
* Почему русский традиционный костюм сохранился вплоть до конца XIX века только в крестьянской среде? * Почему женская одежда запахивается на левую сторону, а мужская – на правую? * Какая разница между туникообразной и поликовой женской рубахой? * Почему понёва считается древнейшим видом женской одежды? * Какова история появления русского женского сарафана? * Какой тип сарафана был характерен для Оскольского края? * Какой была символика основных цветов русской народной вышивки? * Какие символические знаки были наиболее характерны для народной вышивки Оскольского края? * Почему старинные головные уборы девушек и замужних женщин различались? * Какой тип кокошника бытовал на территории Оскольского края? * Какие поверья восточных славян были связаны с поясом? * Носили ли оскольчане деревянную обувь? * Что такое онучи? * Когда в Оскольском крае появились женские шерстяные чулки ручной вязки? * Когда в Староосколье появились валенки? * Почему по костюму можно было многое узнать о женщине? * Что представлял собой женский костюм «парочка»? * Какая мужская рубаха называется «русской»? * Что было в древнерусской мужской одежде самой дорогой деталью? * Что на Руси считалось самым дорогим украшением женской народной одежды? * Почему люди носят украшения? * Какие украшения носили наши предки? * Почему женщины в прошлом носили украшений больше, чем мужчины? * Какова история происхождения зеркала, и почему оно считалось опасным? * Каков был изначальный смысл пословицы «Встречают по одёжке, провожают по уму»? . * Откуда произошло выражение «Какая же это канитель»? * Как понимать поговорку «Гол как сокол»? * Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин»? * Что значит выражение «Иметь затрапезный вид»? * Каков смысл выражения «Из полы в полу»? * В какой ситуации употребляется поговорка «Овчинка выделки не стоит»? * Откуда появилось выражение «Дело в шляпе»? * Как понимать выражение «Ободрать как липку»? * Что означает выражение «Работать спустя рукава»? * Откуда пошло выражение «Шиворот-навыворот»? * Когда употребляется выражение «Скатертью дорога (дорожка)»? ГЛАВА IV. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЁСЛА
*Почему в Оскольском крае с самого начала его заселения были широко развиты промыслы и ремёсла? * Какие виды ремёсел были особенно развиты в Староосколье в XIX – I-ой половине XX века? * Какую роль играло отходничество в жизни оскольчан в конце XIX – начале XX века? * Как устроен ручной ткацкий стан? * Какая скатерть называется «браной»? * Что такое «обыденные» полотенца и «обыденные» храмы? * Какая шерсть называется «поярковой»? * Какие условия способствовали развитию ковроткачества в Оскольском крае? * Какая разница между прялкой и самопрялкой? * Почему в пятницу не разрешалось прясть и ткать? * Кто такие Двенадцать Пятниц? * Какую роль играла конопля в истории человечества? * Когда появилась конопля в России? * Почему в Оскольском крае крестьяне предпочитали выращивать коноплю, а не лён? * Какими качествами обладали конопляная нить и ткань? * Когда сеяли и убирали коноплю? * Каким способом обмолачивали семена конопли? * Какие инструменты использовались в процессе обработки стеблей конопли и при подготовке кудели к прядению? * В чем заключался процесс беления холстов? * Для чего использовался рубель? * Какие естественные красители использовали оскольчане для окрашивания тканей в разные цвета? * Есть ли в настоящее время в Староосколье мастера, работающие над возрождением традиционных народных ремёсел? ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ЛИТЕРАТУРА