В бытность посещения московским писателем Александром Владимировым творческой гостиной РОСА между нами произошел разговор о формировании выдающихся талантов в литературе и науке. Разговор затянулся и мы поехали ко мне домой, чтобы в спокойной обстановке продолжить беседу. Само собой тема разговора изменилась, и мы перешли на обсуждение понятия случайности. …
Меня эта тема интересовала давно, но как-то не получалась в мыслях сформулировать представления о случайных событиях и определиться концептуально. Хотя на эту тему написано много работ и трудов в научном мире, но казалось удивительным отсутствие понимания роли случайных событий на бытийном уровне.
Даже рыночная философия, если так можно выразиться, в российской действительности рассматривается как некая последовательная закономерность, хотя основу формирования рынка составляют как раз случайные события. В повседневности философия детерминизма распространяет свою логику почти на все виды событий. Случайность признается только в искусственно созданных условиях. Игра в карты, в рулетку и пр. Но в природе таких условий нет. Даже если человек просто споткнулся, объяснение ищется в причинах: нужно смотреть под ноги, быть внимательным, поднимать выше ноги и пр. То есть всегда можно найти причину после того как событие произошло и дать логическое объяснение.
Параллельно всплывает бородатый философский вопрос. Какие события можно считать естественными, а какие искусственными, то есть с присутствием намерения и человеческой воли? Чем дальше в лес, тем больше дров! Воля человека и его действия причинно обусловлены? – «Пока не грянет гром, мужик не перекрестится!» Или все же существует на отдельном отрезке времени причинно-обусловленных связей, независимо от их варьирования, волевой акт, определяющий и изменяющий естественный ход исторических или других менее масштабных событий? К тому же сам волевой акт по своему содержанию может быть случайным и не адекватно реагировать на происходящие события…
Из такой конструкции логики рождается бесконечное множество возможных решений хода событий, из которых уже вырастает некая неопределенность. Мы же не можем влезть в сознание «волевой личности», имеющей независимо от внешних условий свои вариации поведения, зависящие от характера, психологии, темперамента, типа мышления…
В прогнозируемый ход событий вступают факторы социального происхождения и опыт такой личности. Но они выступают отдельным элементом возможного варьирования, считая их причинно-обусловленными и поддающимися вероятностному предвидению дальнейшего поведения личности. Далее вступают в игру элементы властных, правовых и технических возможностей на данный момент. И прочее, И прочее…
То есть глобальное прогнозирование будущего хода событий выглядит проблематичным. Только на отдельных участках времени мы можем улавливать логику происходящего в мире и выстраивать модели возможного исхода, используя их для своей практической деятельности. Здесь копий в противоборстве существующих мнений и теорий переломано неимоверное множество.
И вот, несмотря на бесконечное разнообразие возможного хода событий, из неопределенности рождаются закономерности, и окружающий мир сам по себе, оказывается, обладает устойчивостью. Мы же это видим и осознаем воочию! Иначе невозможно было бы наше существование. Как это все осмыслить и понять?
Посыл заключается в том, чтобы случайности воспринимать как данность и грамотно использовать в практических целях, принимая или отвергая их в зависимости от обстоятельств и решаемых задач. В частности – рынок сам по себе не автомат. В нем, помимо внешних факторов, всегда присутствует человеческая воля с экономическими ожиданиями и материальными потребностями.
С большой степенью уверенности мы можем планировать и рассуждать о событиях и их развитии, когда они содержат в себе одну или несколько устойчивых внутренних или внешних доминант, вокруг которых собственно и формируется вероятностный тендер развития событий.
Ну, где-то такие мысли возникали и требовали дальнейшего осмысливания. Хотя в них ничего нового не содержалось. Но случайные события могут иметь разную природу и содержание, и такое понимание навевало мысль об их классификации с описанием их характеристик. Подобная классификация смогла бы дать возможность более точно спрогнозировать направление и исход основных событий в поле набора множества мелких случайностей, которые присутствуют всегда…
…
У меня дома мы сели за стол, и я предложил Саше записать на диктофон нашу беседу по затронутой теме. Он не стал возражать, и мы продолжили обсуждение:
– Мы говорим об эволюции талантливых, творческих личностей. У каждого своя судьба, и очень мала вероятность благоприятной реализации личности, даже при явных потенциальных её возможностях. Условия среды обитания меняются, и личности приходится приспосабливаться ко всем изменениям и жизненным пертурбациям, чтобы сохранить свою самость. Жизненных обстоятельств и условий эволюции конкретной личности возникает множество. Один человек приспособился к одним условиям внешней среды, другой к другим. Талантливая и сильная личность, попав в неблагоприятные условия, может не реализоваться…
В конечном итоге из кого-то вышел великий художник, из кого-то вышел великий физик, великий химик и т.п. По прошествии времени они вписались в систему общественных связей и их случайное самоутверждение приняло естественный и гармоничный вид.
Мы не могли фиксировать цепь истекших случайных событий, а увидели результат: рождение таланта, гения, великой личности…
Смотри! Как устроен наш мир? По сложившимся представлениям вероятность возникновения и развития жизни на земле равна какой-то одной миллионной в какой-то минус степени… Непроизвольно возникает мысль, что должен быть кто-то, кто заранее все это устроил!
Саша поддержал мысль: – Бог?
– Ну, да! Мы ищем причины возникновения и протекания таких событий. Материалисты ищут взаимосвязи во внешнем мире, религия в догме. Что такое догма? Мы принимаем исходную точку: всё создал бог и дальше нечего обсуждать! С точки зрения психологии человеческого «Я» это дает точку опоры, и мы живем… В конце концов, как бы материализм не разбирался во всех взаимосвязях, он все равно не поймет до конца все существующие закономерности. Их так много, что сначала создается одна теория, затем другая. Потом оказалось что мы не учли одни факторы, затем другие… Создаем третью теорию, четвертую и в конечном итоге приходим к выводу что у нас сознания и разума нет в принципе!
Есть причинно-обусловленная приспособительная реакция на внешние раздражители и условия. При большом разнообразии и варьировании рефлексов, они выглядят как некая разумность… Лучше ходи в церковь, молись богу, живи и не дергайся… Даже если ты не веришь в бога, само по себе отрицание создает точку опоры собственному «Я» и позволяет сохраниться человеку и обществу. То есть Бог, как Начало всего сущего сохраняет свое значение исходной точки миропонимания. Независимо верим мы в него или нет… Но есть другое!..
Эти события мы рассматриваем с точки зрения внутреннего наблюдателя. И кто бы ты ни был: великим художником или великим химиком… ты строишь логическую схему миропонимания изнутри. Исследуя мир вокруг себя, ты охватываешь некий круг событий. Гениальный физик, или химик охватывает больший круг явлений, менее гениальный – меньший. И вот у более гениального, с точки зрения математической вероятности, отображаемая картина мира в большей степени приближена к реальности. И не более… Он-то внутри кастрюли! Чтобы, в общем, уразуметь круг наблюдаемых явлений и увидеть, нужен внешний наблюдатель. Я должен выйти из этой системы! Выйти!.. ??? Саша: – Я понимаю. Продолжай…
– Возьмем, к примеру, Солженицына. Кто такой Солженицын? Он боролся с большевиками и раскритиковал их в своих литературных трудах. Хотя его тоже критикуют, но не признать его как большой ум несправедливо. Он в своих описаниях охватывает большой круг событий.
– Ну, да! У него гигантский ум. Согласен.
– Так вот «гигантский ум», разгромив большевиков, пишет свой проект «Как нам обустроить Россию». То есть, пользуясь теми же элементами что и большевики – критика царского правления, пишет прожект подобный строительству коммунизма. Он не может выйти из круга своих понятий и предлагает строить новую Россию. Но для этого нужна опять партия, новая идеология и заинтересованные люди для осуществления. Без этого – тьфу! Очередная декларируемая утопия!
– В общем логично. И что из того?
– А чтобы понять это и осознать нужно что-то иррациональное, стоящее над бытующей логикой. Нужен внешний наблюдатель… Хотя в физике есть понятие внутреннего и внешнего наблюдателя, но это специфические понятия связанные конкретно с физическими явлениями. В философском смысле мы мысленно путем соотношения нашего физического «Я» и окружающего мира должны выйти из круга бытующих стереотипов мышления… Давай вернемся к вероятности возникновения всего сущего и жизни как таковой. Традиционно в вероятность возникновения жизни включаются известные возможные благоприятные и неблагоприятные события. Но не учитываются благоприятные события, которые могли произойти, но не произошли и о которых мы не имеем представления в принципе. А их бесконечное множество. И если их включить в логику математического расчета, то в пределе вероятность возникновения жизни на земле будет равна не бесконечно малой величине, а единице. Ну, близко к единице… Мы переворачиваем логическую схему и получаем неопределенность, из которой вытекает наше событие. Могли быть другие события. Но наше событие уже произошло. И естественно вероятность его происшествия равна единице!
– Не понял! Не понятно мне. Ну, давай задам вопрос. Может, наводящим вопросом мы решим. Предположим, бегает по двору мальчик или девочка. Он или она может быть будущий Пушкин, но произошла какая-то непредвиденная вещь. Пьяный водитель случайно наехал на неё или его и их нет. Ну и что? Мы же этого не можем знать?
– Вопрос в точку! Ты рассматриваешь события те, которые заранее известны и могут произойти или нет. Что такое известное событие? Сбила человека машина, поскользнулся, заболел. Или у него в мозгах что-то не так сложилось… Известных нам событий, как бы их много не было – конечное множество… Давай отвлечемся и рассмотрим что такое случайность. Мы подбрасываем монету. Ты угадываешь: орел или решка? Независимо от исхода, два события предопределены. Другого события не может быть. В данном случае мы рассматриваем события, которые заранее известны. Для разминки ума поиграем виртуально в спортлото. Нужно угадать 6 номеров из 49. Вот ты поставишь на шесть номеров подряд в карточке спортлото?
– Нет! Выпадение шести отмеченных цифр подряд невозможно.
– Видишь! Ты заполнишь любое другое сочетание цифр, но не это, считая его маловероятным и даже невозможным. У тебя традиционная логика. Теперь представь себе, что таблица спортлото составлена не из цифр, а, например, из сорока девяти разных цветовых оттенков. Синий, зеленый, фиолетовый, красный, оранжевый и пр. И располагаться в таблице они могут в любой последовательности. Мы бросаем шары в лототрон. Что получаем? Вероятность выпадения любого шара или сочетания шаров никак не зависит от порядка расположения их символов в таблице карточки спортлото! Цифровое значение символов шаров условно и служит для удобства прочтения. Цифры в таблице также можно расположить в любой последовательности. Это всего лишь символы шаров, и выпадение в лототроне шести отмеченных цифр подряд равновероятно любому другому принятому к игре сочетанию цифр. Просто вероятность эта очень мала. А выигрывает кто-то потому, что играют миллионы и заполняют по десять и сто карточек с различным сочетанием цифр.
– Вот теперь я понял. Что же дальше?
– Дальше мы должны понять, что каким бы большим количеством возможных вариантов исхода событие ни обладало, все эти варианты известны и предопределены. С одной стороны. С другой – в природе такой игровой таблицы нет, а мы подсчитывая вероятность того или иного события группируем расчетные элементы в логический перечень. Чего может быть, а чего не может быть… Человек поскользнулся и упал – понятное событие. А ему, например, на голову свалился метеорит… Мы же такого необычного события не смогли предусмотреть? Событие в лототроне предсказуемо и программируемо, а какое случайное событие произойдет в реальной жизни, мы не всегда можем предсказать.
– Ну почему? Такое событие может программируемо высшими силами.
– Давай пока не трогать «высшие силы». Нам нужно понять сам механизм случайностей.
– Я понял.
– Мы бросили монету: орел или решка? События предопределены. Это случайность первого рода. Случайность второго рода. Ты не знаешь, какое событие произойдет. Бросили монету, а она стала, например, на ребро. Это маловероятно. Или проще. Взяла и провалилась на полу в щель. Вот как бывает!
– В чем отличие первого рода от второго?
– В событии первого рода ты знаешь возможный результат. Орел или решка.
– Либо одно, либо другое.
– Да! Неважно сколько было элементов. Во втором случае ты не знаешь результата. Провалилась монета под пол. Мы же не предвидели этого события. Хотя само происшедшее событие известно и понятно. Это событие второго рода. Но есть случайные события третьего рода. Это случайные события, о которых мы не можем предположить ничего заранее и что это за события в принципе. Мы ничего не можем знать о таких событиях.
Саша немного взбодрился: – Давай попробуем систематизировать, о чем ты говоришь. Может пригодиться. То есть ты выделяешь случайности первого рода, когда человек понимает, что в его поступках может быть несколько вариантов выбора известных ему и он, играя, выбирает один из них. Второе – когда в его действия вмешивается некий другой фактор, неучтенный им и в корне меняет его поведение или решение. И случайности третьего рода, когда возникают совершенно непредвиденные ситуации, о которых он не может даже догадываться и которые находятся вне сферы его знаний.
– Да-да! Где-то, приблизительно так.
– Вот сейчас я примерно понимаю.
– Случайность третьего рода – чистая случайность, проявляющая себя из неопределенности. Она вытекает из бесконечного множества событий, которые могли произойти, но не произошли.
– И что в итоге?
– В итоге то, о чем мы говорили ранее. Математическая вероятность зарождения жизни на земле в пределе равна единице…
– Хорошо, тебе не кажется, что здесь может быть четвертый род. Отказ от случайных вариантов выпадения монеты. Человек подбрасывает монету и в какой-то миг принимает другое решение. Ловит монету, кладет её в карман и идет по своему варианту действий. Такой момент может быть? Подумай об этом.
– Подожди, ты же включил в цепь событий волю человека.
– Да, волю, но и отказ от случайностей.
– Ты, что имеешь в виду – детерминизм? Это пройденный этап… Мы исключили из рассуждения волю человека и говорим о событиях со стороны внешнего наблюдателя. Нам нужно понять механизм действия случайностей чисто механически. Если ты согласен – есть смысл продолжать разговор. Если нет…???
– Ну, да!
– Мы включили в события решение человека и изменили историю протекания процесса.
– Историю, которая приводит к новым случайностям!
– Совершенно верно! Сразу возникает вопрос о первопричине действия, о боге или воле человека… Упростим ситуацию. Мужчина повстречался с женщиной без цели связать себя семейными узами. Нежданно от их связи родился ребенок. Хотя в этом ничего нового нет, но для человека изменились условия его жизни. Он схватился за голову: зачем я это делал, где ошибся и прочее… А события уже связались и пошли в непредвиденном для него русле, где появились дополнительные варианты возможных решений. Это что судьба? Неизбежность? Время необратимо и проверить другие варианты исхода событий путем виртуальной логики и «если бы» невозможно. Система понимания роли случайностей в реальной жизни принимает сложный вид. Остановимся или пойдем дальше?
Саша на мгновение задумался и легонько стукнул ладошкой по столу: – Давай пойдем дальше!
– Хорошо! Помимо случайных и предопределенных событий есть чье-то решение, воля. Воля, воля… Что ж такое воля? Давай, к примеру, возьмем тебя. Ты – бог или полубог. Полубог имеется в виду – человекобог. Сверхчеловек… Заратустра!
– Нет, я не хочу быть Заратустрою!
– Чисто теоретически! Полубог не сточки зрения мистики, что ты все можешь, а в том плане, что ты все знаешь. Ну, хорошо пусть это буду я. Я изучил мир и все законы природы. Смотрю со стороны на мир и понимаю, как и что происходит. И вот вижу, что мир несовершенен. Где-то есть зло и дисгармоничные явления. Но все события уже взаимосвязаны сложившимися закономерностями, бытующей логикой и человеческими стереотипами. Чисто механически, со стороны можно изменить некоторые условия протекания жизненного процесса: убрать или переставить некоторые элементы и факторы, подправить человеческую логику и прочее. Теоретический расчет показывает стопроцентную возможность получения положительного результата. Для осуществления преобразований я вхожу в систему сложившихся общественных отношений и реализую построенную виртуально модель общественного устройства. О-па-на! «Хотели как лучше, а получилось как всегда!». Что же случилось?!
– Хаос! Я сразу об этом подумал.
– Совершенно верно! Элементы системы стали перестраиваться не так как думалось. Они обладают своей волей и случайными взаимосвязями, которые считались закономерностями. Мы же перестроили отношения, которые внешне выглядели как закономерные. Но образовались они в результате цепи случайных событий. Мы изменили или убрали одно звено цепи и вся цепь рухнула. Такое событие можно считать случайностью второго рода, поскольку все участвующие в реформации элементы были известны. Не было возможности учесть других вариантов возможного исхода. Затем выплывает еще второе. Я же вошел в систему и стал тоже элементом игры. Количество сочетаний возможных вариантов развития событий – возросло. Причем, поскольку я вошел в систему, качественно отличаясь от уже имеющихся элементов игры, и сам приход был непредсказуем, то такое событие имеет признак неопределенности и его можно отнести к третьему роду случайностей. Я поломал существующую систему взаимосвязей, и она стала развиваться неизвестным дотоле путем…
Саша: – Это понятно и естественно...
– В итоге думается, что чисто случайное событие рождается не из-за причины, которой мы как бы не знаем и не из-за необходимости, которая субъективна, а из неопределенности состояния системы в данный момент времени.
Затем наш разговор с А. Владимировым перешел на другую тему…