В 1951 г. я поступила в Школу-студию МХАТ. Теперь говорят, что это был «звёздный» курс – вместе со мной учились Галина Волчек, Игорь Кваша, Светлана Мизери, Анатолий Кузнецов, Ирина Скобцева, Леонид Броневой. Наши педагоги были большими актёрами МХАТа и, что не менее важно, людьми с большим сердцем, заинтересованными в том, чтобы мы выросли настоящими артистами. Это и народный артист РСФСР Н.И. Дорохин, и н.а. СССР С .К. Б линников, и з аслуженный деятель искусств А.М. Карев. На втором курсе к ним присоединились В.О. Топорков и Б.И. Вершилов, а на третьем – С.С. Пилявская и И.М. Раевский. Они подхватили дело Николая Ивановича Дорохина, который умер, когда мы были на третьем курсе. И совсем молодым нашим педагогом был Олег Николаевич Ефремов, который поставил дипломный спектакль «В добрый час» по пьесе В. Розова.
Олег Ефремов и Екатерина Фурцева
Ректором Школы-студии МХАТ был Вениамин Захарович Радомысленский, строгий, но очень мудрый и добрый человек. Он постоянно присутствовал в студии, и поскольку количество студентов было невелико (человек сто двадцать), все про всех знал, следил за ростом своих подопечных, помогал выпускникам с распределением после института, хлопотал, чтобы кого-то приняли во МХАТ. При этом он боролся за дисциплину так, что с первого курса было отчислено шесть человек из сорока принятых, а выпускалось в итоге всего двадцать два. Но Вениамин Захарович не только наказывал студентов, но и защищал тех, кто попадал в передряги. Например, третьекурсник Владимир Высоцкий и второкурсник Владимир Тульчинский решили на 8 марта поздравить девушек в общежитии. Взяли шампанское и отправились на Трифоновскую, но двери оказались заперты. Они полезли в окно, и попали в комнату девушек из Осетии (во МХАТе была осетинская студия). Крик, визг! Прибежали осетинские студенты, началась драка. Кто-то из старших разнял дерущихся, но назавтра была разборка. Радомысленский был в бешенстве, но оба «героя» отделались только выговором.
Людмила Иванова, Владимир Высоцкий и Михаил Ефремов
Наш курс выпустился в 1955 г. С него, собственно, и начался театр «Современник». С дипломными спектаклями «В добрый час» и «Женитьба Бальзаминова» мы поехали на целину, а по возвращении разошлись по театрам, в которые были распределены. Светлана Мизери попала к Охлопкову, Игорь Кваша – во МХАТ, Ирина Скобцева начала сниматься в фильме «Отелло» у С. Бондарчука, остальные разъехались по городам страны. У Галины Волчек было свободное распределение, а меня пригласила Наталья Сац, которая вернулась из ссылки и создавала свой театр, пока что гастрольный. Наталья Ильинична рассказывала, что была арестована как вдова дипломата Половинкина, подвергалась пыткам, но это не сломило её – она даже выучила в тюрьме итальянский язык. После освобождения она жила в Ташкенте и успела создать там театр. Меня заинтересовала эта уникальная личность, и я с радостью приняла приглашение. Я исколесила весь Советский Союз. Однажды, вернувшись в Москву из очередной гастрольной поездки, я пришла в родную Школу-студию, зашла к Вениамину Захаровичу, и он пригласил меня на спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова, который поставили мои однокурсники под руководством Олега Ефремова.
Сцена из спектакля "Вечно живые" - Олег Ефремов, Игорь Кваша, Людмила Иванова
Спектакль шёл ночью на учебной сцене. Играли Кваша, Мизери, Волчек, Толмачёва, которая работала тогда в театре им. Моссовета. Несмотря на позднее время, был полный зал, пригласили критиков. Теперь в живых из них остался только Борис Поюровский. Спектакль имел огромный успех. Было обсуждение, и все решили, что это начало нового театра. Я плакала, абсолютно веря во всё происходящее на сцене, и навсегда полюбила этот театр. МХАТ взял шестнадцать человек на договор, мы стали называться «Современником» и получили возможность играть по понедельникам в филиале Художественного театра.