Как рождался "Современник"

Дата: 28 Апреля 2016 Автор: Иванова Людмила

       В 1951 г. я поступила в Школу-студию МХАТ. Теперь говорят, что это был «звёздный» курс – вместе со мной учились Галина Волчек, Игорь Кваша, Светла­на Мизери, Анатолий Кузнецов, Ирина Скобцева, Леонид Броне­вой.
      Наши педагоги были большими актёрами МХАТа и, что не менее важно, людьми с большим серд­цем, заинтересованными в том, чтобы мы выросли настоящими артистами. Это и народный ар­тист РСФСР Н.И. Дорохин, и н.а. СССР С .К. Б линников, и з аслу­женный деятель искусств А.М. Карев. На втором курсе к ним присоединились В.О. Топорков и Б.И. Вершилов, а на третьем – С.С. Пилявская и И.М. Раевский. Они подхватили дело Николая Ивановича Дорохина, который умер, когда мы были на третьем курсе. И совсем молодым нашим педагогом был Олег Николаевич Ефремов, который поставил ди­пломный спектакль «В добрый час» по пьесе В. Розова.

 


     Олег Ефремов и Екатерина Фурцева


 Ректором Школы-студии МХАТ был Вениамин Захарович Радомысленский, строгий, но очень мудрый и добрый человек. Он постоянно присутствовал в студии, и поскольку количество студентов было невелико (человек сто двадцать), все про всех знал, следил за ростом своих подопеч­ных, помогал выпускникам с рас­пределением после института, хлопотал, чтобы кого-то приняли во МХАТ. При этом он боролся за дисциплину так, что с перво­го курса было отчислено шесть человек из сорока принятых, а выпускалось в итоге всего двад­цать два. Но Вениамин Захарович не только наказывал студентов, но и защищал тех, кто попадал в передряги. Например, третье­курсник Владимир Высоцкий и второкурсник Владимир Туль­чинский решили на 8 марта по­здравить девушек в общежитии. Взяли шампанское и отправились на Трифоновскую, но двери ока­зались заперты. Они полезли в окно, и попали в комнату девушек из Осетии (во МХАТе была осе­тинская студия). Крик, визг! При­бежали осетинские студенты, на­чалась драка. Кто-то из старших разнял дерущихся, но назавтра была разборка. Радомысленский был в бешенстве, но оба «героя» отделались только выговором.

 


   Людмила Иванова, Владимир Высоцкий и Михаил Ефремов

 Наш курс выпустился в 1955 г. С него, собственно, и начался те­атр «Современник». С дипломны­ми спектаклями «В добрый час» и «Женитьба Бальзаминова» мы поехали на целину, а по возвраще­нии разошлись по театрам, в ко­торые были распределены. Свет­лана Мизери попала к Охлопкову, Игорь Кваша – во МХАТ, Ирина Скобцева начала сниматься в фильме «Отелло» у С. Бондарчу­ка, остальные разъехались по го­родам страны. У Галины Волчек было свободное распределение, а меня пригласила Наталья Сац, которая вернулась из ссылки и создавала свой театр, пока что га­строльный. Наталья Ильинична рассказывала, что была аресто­вана как вдова дипломата Поло­винкина, подвергалась пыткам, но это не сломило её – она даже выучила в тюрьме итальянский язык. После освобождения она жила в Ташкенте и успела создать там театр. Меня заинтересовала эта уникальная личность, и я с радостью приняла приглашение.
      Я исколесила весь Советский Союз. Однажды, вернувшись в Москву из очередной гастрольной поездки, я пришла в родную Шко­лу-студию, зашла к Вениамину Захаровичу, и он пригласил меня на спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова, который поставили мои однокурсники под руководством Олега Ефремова.
   

 

Сцена из спектакля "Вечно живые" - Олег Ефремов, Игорь Кваша, Людмила Иванова

 Спектакль шёл ночью на учеб­ной сцене. Играли Кваша, Мизе­ри, Волчек, Толмачёва, которая работала тогда в театре им. Мос­совета. Несмотря на позднее вре­мя, был полный зал, пригласили критиков. Теперь в живых из них остался только Борис Поюров­ский.
Спектакль имел огромный успех. Было обсуждение, и все решили, что это начало нового те­атра. Я плакала, абсолютно веря во всё происходящее на сцене, и навсегда полюбила этот театр. МХАТ взял шестнадцать человек на договор, мы стали называть­ся «Современником» и получили возможность играть по понедель­никам в филиале Художественно­го театра.

 

 

 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход