Вечера над Тихой Сосной. Сказ о речном Змие

Дата: 3 Сентября 2015 Автор: Калуцкий Владимир

      Нынешним летом случилось у меня особенно много встреч с людьми, кого любознательность и лёгкие ноги привели в наши места. И как-то в поездках и вечерних разговорах возникла общая мысль записать сокровенные сказания старины в небольших легендах, сделать их чем-то вроде визитной карточки Бирюченского края. Я долго отнекивался, ибо иметь дерзость говорить от имени истории мне не позволяют ни способности, ни знания. Однако же нынче, после ещё одной встречи с паломниками по Белогорью, я согласился записать дюжину преданий с тем только условием, чтобы их не относили ни к краеведению, ни к народному творчеству. Это просто мой вольный пересказ тех событий, о которых я слышал от старых людей, или читал в документах далекой поры. Я буду выдавать их по новелле в каждый вечер и надеюсь, что читатели простят мне незамысловатость рассказов.

Приступим, помоляся 


***


     Нам почему-то кажется, что в сказках и преданиях события происходят в местах отвлеченных, небываемых. Вот как пушкинское Лукоморье. Все знают, что нет такой местности, как нет и колдуна, что несет над Лукоморьем богатыря Бог знает куда.  Сказки, словом.


      И мне тоже так представлялось, до поры. Но со временем я стал ловить себя на том, что невольно привязываю нашу Среднерусскую полосу к преданиям старины глубокой. И всё отчетливее понимаю, что много сказочных событий происходило именно у нас, на наших меловых кручах.
Мел - это опора, на которой основывалась далёкая працивилизация. Очевидно, что луг и черноземные степи мало подходили под основания городищ и селищ. А меловые кручи - самое то.


      Есть предание о Святогоре, о том, как он на богатырском коне осторожно ездил по Евразии, "иска комоню копыто прочно ставити". То есть, Святогор медленно проезжал, и конь его искал меловые горы-опоры. Потому что луг и степь его не держали.
      А теперь смотрите. Если раскроете спутниковые снимки, то запросто найдете там на меловых откосах громадные искусственные чаши, словно повторяющие рисунок копыта. Удивительно их расположение. Если исходить из размеров чаш, то окажется, что они вполне могут быть следами от ступавшего здесь исполинского коня. Да больше того - само чередование чаш на местности выстраивается в путевую цепочку.
С этими чашами - много загадок, и они еще ждут исследователя. А я сегодня о другой загадке.

      Когда-то в старославянских Сказах "Белого пути" прочел я "Сказ о Бегиборе". Там события происходят у некоего славного города на меловой круче. И всем хорош город, но в нём не хватает воды. Тогда городской волхв определил место для колодца. И горожане его выкопали в низине. Сюжет пересказывать не буду, но суть в том, что случилось противоборство городского волхва, и чародея пришельцев, что хотели город захватить. И чужой колдун выкопал свой колодец, чтобы отравить город. И два источника распались на колодец с Живой, и колодец с Мертвой водой. Оба колодца дали ручьи. Вокруг одного источника вымерла трава, и птица не садилась. Вокруг другого буйно зацвела зелень, в нем завелась рыба и сюда села птица.
Город брал воду Живого источника и расцвел. Но враги не дремали. "И велел царь погани Калин Змием орыть те ыстоки. И шед след и Змий изнемог до самого ыстока Живаго, и там взыгра он семижды, силы набра. Он же дошед к ыстоку Мертву, снову изнемог и издох навеки."

       Перескажу опять своими словами. Когда враги увидели, что города обычным способом им не взять, они решили перепахать источники при помощи некоего Змия. Это мифическое чудище находилось в арсенале у захватчиков. И вот, зайдя издали, чужой богатырь в упряжке со Змием начал вести борозду. Но почва тяжелая, Змий скоро ослабел. Однако, как только плуг-орало задел ручей с Живой водой, Змий опять почувствовал силы. Да такие, что богатырь не мог удержать плуг, заложил подряд семь петель. Наверняка, с такой прытью, Змий мог бы и город разрушить, но тут борозда вышла к источнику с Мертвой водой.
       И всё. Силы сразу оставили Змия. Он еще некоторое время протянул плуг прямо, но потом упал и издох.
Дальше в "Сказе" говорится о том, что из Живого источника вверх по пропаханной борозде, заполняя её, сама собой пошла вода, и в том месте, откуда Змий начал пахать, возник речной источник. А ручей от мёртвой воды влился в борозду там, где Змий упокоился - и вода потекла вниз.
И так у подножья города на мелу возникла новая река, которая течет и поныне.
Вот такой сказ. Там еще подробно описан город. Сколько в нем башен, на скольки холмах лежит, какова площадь и где посады.
Так вот когда я попал на меловое лбище, о котором пишу здесь, я смутно начал вспоминать, что уже был здесь. А когда с самой высокой точки глянул в долину, на реку, сомнений уже не было.
       Вот же, слева - чёткая окружность Живого колодца с ручейком, бегущим к речному руслу.
       А в полукилометре правее - Мёртвый колодец с ручейком, бегущим всё к той же речке.
       Растительность вокруг источников четко разграничена. У одного - буйная зелень, гуси в нём плавают.
       У другого - только бурый бурьян.
       А в пойме, как на ладони, речное русло. Слева оно тянется спокойно и ровно точно до стечения с ручьем Живого источника.
Братцы мои! Что дальше происходит с руслом - это надо видеть. Оно буквально бунтует, словно стараясь вырваться за пределы поймы.
      Это не русло, а пружина.
       Но вот во взбесившееся русло втекает поток от мертвого источника.
       И всё. Речка враз успокаивается, и дальше течет так же размеренно и спокойно, как и до стокновения с живым ручьем.
     

      Я не знаю, чем это объяснить. Наверное, гидрографы нам расскажут об особенностях почвы в данном месте. Может, свое объяснение могут дать метеорологи.
      Но я беру в руки старые "Сказы" и говорю себе: вот же объяснение, чего тебе еще надо?
      ... Мне надо, чтобы и вы приехали на кручи забытого Бегибора. Возможно - у вас найдутся свои объяснения здешним чудесам.
Вы поведаете, а мы послушам. И, может быть, ваши объяснения окажутся убедительнее "Сказа о Бегиборе".





На снимке : излучины речки Усердец под стенами Бегибора.

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход