«Пепел прошлых лет» в творчестве Валентины Бочаровой

Дата: 21 Августа 2015 Автор: Анпилова Лариса

     В коллекции Белгородского музея-диорамы «Огненная дуга» хранится лоскутное панно «Пепел прошлых лет», выполненное старооскольским мастером лоскутного шитья Валентиной Алексеевной Бочаровой. На фоне бескрайнего русского пейзажа (вспаханное поле сменяется косогорами, уходящими в высокое мирное небо) автор искусно воссоздает на ткани обгоревшие фронтовые письма и фотографии времен Великой Отечественной войны. Основу работы составила фотохроника военных лет: скрупулезно, слой за слоем выкладывая кусочки ткани, автор воссоздает пожелтевшие снимки, запечатлевшие эпизоды той страшной поры. Вот в атаку поднимается взвод солдат, вот пешим маршем бойцы идут по улице деревеньки, а вот привал и фотография солдата, отправленная в родной дом… Будучи лаконичным в цвете, панно «Пепел прошлых лет» удивительно многослойно, будит многие ассоциации, связанные с поэзией времен Великой Отечественной войны, задушевными песнями военных лет.

     В своем творчестве В.А. Бочарова неоднократно обращалась к военной тематике, она – постоянный участник Международной выставки-конкурса «Прохоровское поле» (г. Белгород). Финалистами выставки в 2014 г. становились панно «Дети войны», а в 2013 г. – панно под названием «Поле». Рассмотрим его подробнее. Сдержанная в цвете, в характере композиции, эта работа предельно насыщена смыслами. Набор символов лаконичен – вспаханное поле, высокое небо, клин журавлей – так создается образ Родины, Матери-сырой-земли, знакомый каждому. Но вот акцент на напряженную красно-коричневую гамму в нижней части работы становится в полной мере понятен не сразу. Может быть, это цвет весенней пашни? Тогда возникает вопрос: откуда такая тревожность? Но стоит внимательно вглядеться, и в валунах вспаханной земли становятся отчетливо различимыми гусеницы танков, фрагменты военной техники, груды ржавого металла. Вскрывается глубинный трагический смысл работы: русское поле – это не только пашня, это и поле сражений, хранящее память о страшной войне. И в этом ракурсе даже журавлиный клин воспринимается иначе. Он – как воплощение памятных с детства строк Расула Гамзатова:

Мне кажется, порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

     Эта «перекличка» образов, культурных знаков создает смысловую многослойность лоскутного панно, и простой на первый взгляд пейзаж наполняется глубоким символическим подтекстом.

     Несколько слов о мастере. Валентина Алексеевна Бочарова– член Союза художников России с 2007 года, член Российской ассоциации мастеров лоскутного шитья с 2009 года. К лоскутному шитью Валентина Бочарова пришла далеко не сразу. Этому предшествовала работа в детской изостудии, работа художника-оформителя, а затем и художника-декоратора в Старооскольском театре для детей и молодежи. Поворотным в жизни Валентины Бочаровой стал 2002 год, когда ее пригласили на работу в Центр декоративно-прикладного творчества мастером ДПИ. Тогда-то и пришлось определяться с основным направлением творческой деятельности, а выбранной стезей стало лоскутное шитье. Признание не заставило себя долго ждать. Уже через год лоскутные панно Валентины Бочаровой были отмечены поощрительным призом на IV Всероссийском фестивале «Лоскутная мозаика России» в г. Иваново, а в 2004 году – первая крупная победа – первое место на I международном конкурсе «Евроквилт-2004» в г. Москве.

      С тех пор за плечами Валентины Бочаровой сложилась солидная творческая биография. Она приняла участие более чем в семидесяти выставках и конкурсах разного уровня; провела девять персональных выставок, среди них: выставка «Лоскутные просторы», г. Москва (2005 г.); выставка «Импровизации из ткани», г. Белгород (2006 г.); выставка «Русская зима», г. Белгород (2010 г.); выставка «Красной нитью», г. Москва (2011 г.). Как признается сама художница, выставочной деятельности и участию в конкурсах она уделяет большое внимание: это и проверка собственных сил, и возможность изучения новых тенденций развития лоскутного шитья, и незаменимая возможность общения и обмена опытом не только с российскими, но и зарубежными коллегами. А «география» Валентины Бочаровой обширна: работы мастера побывали во Франции (Эльзас), Германии (Дрезден), США (Хьюстон, Нью-Йорк), Японии (Токио).

     О мастерстве художницы красноречиво свидетельствуют призы, полученные на многочисленных международных, всероссийских фестивалях и конкурсах. Отметим лишь некоторые из них: 2004 г. – I Международный конкурс «Евроквилт-2004», г. Москва, (I место); 2009 г. – Фестиваль «Русь мастеровая», г. Москва (гран-при); 2009 г. – VIIМеждународный конкурс «Евроквилт-2009», г. Москва (I место); 2010 г. – VIII Международный конкурс «Евроквилт-2010», г. Москва(II место); 2012 г. – Х Владимирский фестиваль «Лоскутные узоры России», г. Суздаль (приз за лучшую работу в номинации «Арт – текстиль»). Произведения В.А. Бочаровой находятся в коллекциях Государственного Российского Дома народного творчества (г. Москва), Белгородского музея народной культуры, музея-диорамы «Огненная дуга» (г. Белгород), в собственности Старооскольского художественного музея, а также в частных собраниях России, Германии, Франции, Италии, США, Японии.

       Чем объяснить такой творческий успех? Конечно, в первую очередь, высочайшим уровнем мастерства, тонким художественным вкусом, неизменным вниманием к новым техникам лоскутного шитья и, пожалуй, верностью к традициям, знакомым с детства.

        Валентина Бочарова родилась в с. Курское Белгородской области. Тяга к рисованию и работе с тканью передалась ей от мамы и бабушек. Обе бабушки вышивали, одна из них славилась своими лоскутными одеялами, а мама занималась машинной вышивкой. Как признается сама художница, идеи многих ее работ навеяны воспоминаниями детства: «Темы моих работ живут внутри меня: воспоминания из детства, крестьянский быт. Многие предметы сохранились и достались мне от бабушек: прялка, лампа, утюги, даже домотканый лен и старинные отрезы тканей».

      Образ малой родины, крестьянский быт, история России – излюбленные темы Валентины Бочаровой. «Сном о детстве» можно назвать одну из известнейших работ В.А.Бочаровой «Подровное» (это старое название родного села художницы). В мерцании сине-розовых лоскутков неспешно раскрывается образ русской деревеньки. Укутанные снежными шапками дома, тихая улочка, везущая сани лошадь, а в середине – то ли заснеженное поле, то ли гуси-лебеди, уносящие на крыльях волшебные сказки детства…

         Символический образ России, навеянный мотивами русских сказок, раздольем старинных песен, сказаний представлен во многих работах художницы («Счастье» (работа заняла I место на VII международном конкурсе «Евроквилт-2009» в г. Москве, хранится в собрании Белгородского музея народной культуры), «Золотые слова», «Казачья песня» и др.).

      В жанровом отношении панно Валентины Бочаровой многообразны: это и сложные тематические композиции, и натюрморты, и даже портреты. Отдельная группа работ характеризуется почти документальной точностью. Это и отмеченное ранее панно «Пепел прошлых лет», выполненное в технике «пицца»; а техника сублимационной печати – объединить разрозненные веками страницы истории Старого Оскола в работе «Город, в котором я не был».

       Многие лоскутные панно В.А. Бочаровой можно с уверенностью отнести к пейзажным композициям. В лоскутной технике автору удается передать разнообразные состояния природы: здесь и залитый светом летний лес («Березовая роща» – в коллекции Белгородского музея народной культуры), и запрятанный в тени деревьев старый колодец («Околица»), и узнаваемые виды оскольских улиц («Мой город»), и просторы Казацких бугров («Успенье» – в собрании Старооскольского художественного музея). Созданию лоскутных пейзажных композиций предшествует кропотливая работа над эскизом. Многие идеи художнице дарит сама природа: «Я люблю живопись, – признается Валентина Бочарова, – сижу на природе с этюдником. Это очень мне помогает. От сильного впечатления и рождается идея».

      Образ в работах Валентины Бочаровой рождается не только на основе взвешенного композиционного и цветового решения, но порой и за счет контрастности фактуры используемых материалов. Такова знаменитая «Посконная Русь» (работа получила диплом лауреата Международного фестиваля лоскутного шитья в Хьюстоне, 2009 г., находится в коллекции Белгородского музея народной культуры). За счет сочетания, казалось бы, плохо совместимых тканей, их удивительного соположения, взаимодополнения (в триптихе использовано грубое домотканное полотно, натуральное кружево, шелк, шнур, тесьма) создается многоголосое, неспешное, как протяжная русская песня, повествование об исконной жизни Руси.

      Валентине Бочаровой удалось достичь главного – она выработала свой почерк. Ее работы узнаваемы и неповторимы – это и есть главный отличительный признак мастера. В изготовлении лоскутных панно Валентина Бочаровасочетает традиционные и современные лоскутные техники (лоскутную мозаику, аппликацию, синель); удачно экспериментирует с цветом, часто использует авторскую ткань, окрашенную традиционными красителями или с помощью сублимационной печати (это ее авторская разработка).

        Многие панно В.А. Бочаровой изумляют даже искушенную публику. Сошлемся на мнение Т.И. Вьюнник, научного сотрудника Музея народной культуры: «Кажется, что в мире искусства уже невозможно создать что-то новое, оригинальное – все открыто до нас. Но Ваша выставка опровергает это убеждение. Вы создали совершенно новый, неповторимый мир торжества лоскутков и нитей. Вы – художник с тонким, изысканным вкусом – создали из хаоса разноцветных кусочков тканей гармоничные полотна. Глядя на эти работы забываешь, что это всего-навсего кусочки ткани, нитки… Это картины!» (из книги отзывов персональной выставки В. Бочаровой в Белгородском отделении Российского фонда культуры, 2010 г.).

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход