Зубарева, Н.Н.
Этимология на занятиях по орфографии в 6 классе:
пособие для учащихся / Н. Н. Зубарева. — Старый Оскол: Изд-во РОСА, 2015. – 96 с.
ISBN 978-5-905922-34-3
Пособие для учащихся 6 класса разъясняет, как и в какой последовательности работать над орфографическим правилом, объясняющим написание непроверяемого гласного в корневой морфеме с помощью этимологического анализа.
В книге предлагается теоретический и практический материал для формирования орфографических навыков на основе происхождения слов.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора ..............................................................................................5
I. Теоретические сведения и их закрепление
1.1. Орфографическое правило
«Непроверяемые безударные гласные в корне слова» .......................7
1.2. Опорный конспект «Этимология и орфография» .....................9
1.3. Работа по опорному конспекту «Этимология и орфография» 10
3.1. Этимология как раздел науки о языке ......................................10
3.2. Этимологические словари .........................................................11
3.3. Группы слов по происхождению и этимологическомузначению.
Исконно русские слова .....................................................................11
3.4. Группы слов по происхождению и этимологическому значению.
Заимствованные слова ......................................................................13
3.5. Этимология истинная и мнимая ................................................15
3.6. Этимология на службе орфографии .........................................17
II. Этимологический разбор слова
при объяснении написания непроверяемого
безударного гласного в корне слов ........................19
III. Практические задания ...............................................20
I. четверть. Обучающие задания .......................................................20
Занятие № 1. Береза, багряный, акваланг, акварель, алфавит ..20
Занятие № 2. Квадрат, солдат, фонтан, атмосфера,
калейдоскоп ......................................................................................22
Занятие №3. Диалог, аккуратность, конструкция, октава ......25
Занятие №4. Ветеран, паркет, автомат, аромат .......................27
Тренировочные задания ...................................................................29
Контрольные задания .......................................................................30
II.четверть. Обучающие задания ......................................................32
Занятие №5. Кашпо, кашне, телевизор, телефон, телеграф,
телеграмма ...................................................................................32
Занятие №6. Генерал, квартира, натюрморт, восторг ..............34
Занятие №7.Командир, лейтенант, трибуна, пейзаж, фойе ....36
Тренировочные задания ...................................................................38
Контрольные задания .......................................................................40
Ш четверть. Обучающие задания .....................................................41
Занятие №8. Биология, биография, миллион, миллиард,
орбита ...............................................................................................41
Занятие №9. Колорит, маляр, бассейн, корабль ............................43
Занятие №10.Терраса, территория, география, геология,
брошюра ................................................................................................45
Занятие №11.Библиотека, килограмм, фестиваль, обаяние, каталог
......................................................................................47
Тренировочные задания ...................................................................49
Контрольные задания .......................................................................51
IV четверть. Обучающие задания .....................................................52
Занятие №12. Торжество, агроном, велосипед, винегрет ..........52
Занятие №13. Лингвистика, демократия, герой, салфетка .......54
Занятие №14. Перрон, авиация, охота, орнамент .....................56
Занятие №15. Хоккей, поликлиника, коварство, реформа ..........58
Тренировочные задания ...................................................................60
Контрольные задания .......................................................................62
IV. Итоговые задания
IV.1. Задания для итогового повторения .........................................64
IV.2. Задания для итогового контроля .............................................66
V. Справочный материал
V.1. Условные сокращения ...............................................................68
V.2. Условные знаки ..........................................................................68
V.3. Толковый словарик ....................................................................63
V.4. Морфемно-орфографический словарик ..................................77
V.5. Орфоэпический словарик .........................................................81
V.6. Этимологические справки ........................................................84
VI. Литература
VI.1. Основная литература для учащихся .......................................93
VI.2. Научно-методическая литература ..........................................93
VI.3. Словари .....................................................................................94