Легенда о левой щеке

Дата: 17 Февраля 2015 Автор: Калуцкий Владимир

 

Давным-давно, ещё во времена киевского князя Святослава, на землях наших частью жили русичи-северяне, а частью кочевало племя, именуемое в летописях половцами.Так вот эти северяне и половцы окончательно заняли берега по Тихой Сосне и стали именоваться бродниками. И день Ярилы был у них главным параздником в году.
Ярилу Лютого они отмечали в декабре, в день зимнего солнцестояния.
Ярилу Вешнего - через полгода, в конце мая. Отмечали, как и положено у солнечного народа - весело и хмельно.
И вот однажды, в день Ярилы Вешнего, архиепископ Воронежский Тихон пришёл в Усерд с тем, чтобы положить конец народным вакханалиям. Святитель шёл со спутниками - учениками и малой канцелярией. Канцелярия ехала на воловьей упряжке. Книги, писчая бумага, святые дары хранил отрок Истома, сухой ногами. Изредка, испросив разрешения владыки, на воз пристраивался утомлённый пеший ходок . Сам же Тихон лишь изредка касался края возка, чтобы остановиться и перевести дух.
Стоял обычный для наших мест знойный конец мая. Город-крепость ждал владыку и встретил его колокольным звоном. Сам городничий вышел на выгон, держал в руках хлеб и соль.
Но утомлённый владыка отсюда, от дубовых ворот крепости, окинул взглядом речной окоём с гульбищем и укорил городничего и протоиерея за потакания языческим обычаям. Те ответили, что тут есть барчук-заводила. И что на того барчука управы нет. Крикнул городничий и поманил молодого человека в европейском костюме.
Тот подошёл вальяжно, покручивая белую тросточку, весь в батисте и кружевах.. Смело став напротив Тихона, дерзко глянул ему в глаза:
- Да веруешь ли ты во Христа? - мягко спросил Тихон.
- Глупости это и ложь, - ответствовал недоросль.
- В чём же ложь? - так же участливо спросил владыка.
- Да во всём! Вот я вдарю тебя в одну щеку. Небось - прикажешь всыпать мне батогов?
- А ты спробуй, - Тихон всё так же не повышал голоса.
И тогда недоросль перекинул трость из правой руки в левую, а правой со всего размаха ударил архиепископа по щеке.
Замерли люди у крепости, обомлели горожане поодаль, затих город Усерд. Остановилось солнце за тучкой, и Ярилин истукан на берегу покрылся тенью.
Бешеными от собственной смелости и внезапного веселья глазами отрок глядел на оскорблённого владыку. Он был готов на батоги, на проклятья, да хоть на каторгу.
К нему пришла слава!
Но Тихон, секунду покачавшись от удара, медленно опустился на колени. Он обхватил руками батистовые панталоны недоросля и столь же тихо и проникновенно проговорил:
-Ударь меня в другую щеку, если сможешь. И прости недостойного раба Божьего Тихона за то, что огорчил тебя, отрок. Спасибо тебе, Иисусе Христе, что смирил мою гордыню и послал достойное испытание.
Тихон стоял на коленях до тех пор, пока напротив не опустился сам недоросль. Юноша плакал, и скоро рядом заплакал суровый городничий. Потом вытер щеку иерей, и скоро на колени опустились все - и горожане поодаль тоже.
Город Ярилы стоял перед христанином Тихоном в слезах. Такого здесь не было никогда. Ни при иудейском царе Иосифе, ни при киевском князе Святославе, ни при самом Иоанне Грозном.
А когда внезапно с крепостного Христорождественского собора упал первый церковный звук, люди встали. Со вторым они начали расходиться.
 Колокол возвращал в залитый солнцем город тех же, но словно других, жителей. И напрасно Ярила ждал себе плясок и медов. Люди к нему не вернулись никогда.

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (1495)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход