В центральной библиотеке имени А.С. Пушкина в творческой гостиной РОСА « Лад -1» проходят встречи поэтов, музыкантов Старого Оскола. Общество «РОСА» насчитывает более 100 человек. Побывав однажды на творческом отчёте поэтов, неравнодушному человеку хочется придти сюда ещё раз, чтобы услышать полюбившиеся стихи местных авторов, услышать песни в исполнении композиторов, музыкантов. Творческая натура всегда найдёт здесь приют и выберет что-то полезное для себя.
В 2008 году первый раз такое заседание посетил Анатолий Максимович Овсянников. А посоветовала ему придти в «РОСА» Валентина - падчерица, которая вместе с женой Овсянникова послушала его стихи. Анатолий выступил в библиотеке с авторскими стихами, ждал отзывы. Пушкинист Анатолий Васильевич Александров сказал, что все стихи - мёртвые, а в одном (о мечте) просматривается что-то пушкинское. Анатолий Овсянников удивился, немного расстроился. Антонида Ивановна Милованова наоборот поддержала, сказав: «Надо писать!». Пушкинист Александров тоже добавил: «Надо писать!».
Шло время. Анатолий Овсянников общался с поэтами, слушал их стихи, разбор стихотворений. Всё это дало возможность видеть неточности в своих стихах, и стали уходить слова-сорняки, налаживаться ритм, выравниваться рифма.
«Это школа!, - говорит Анатолий. - Я не раз обращался к таким поэтам и писателям как Градинаров Ю.И., Александров А.В., Буцаева З.В., Котенёва В.А., Дрожичева В.М., и их советы мне помогали. Ещё меня поддерживает жена Ольга, - продолжает Анатолий Максимович. - И поддержка хорошая. Когда читаю ей свои стихи, она видит где, что не так, по её мнению. Подскажет. Она считает - не то слово, надо другое, лучшее. Или скажет доработать стих, посмотреть ещё раз. Иногда это радовало, иногда огорчало. Порой спорили, и я слышал слова: «Отойди от меня со своими стихами». А иногда, когда долго не садился за стихи, звучало: «Иди, пиши свои стихи».
Первое стихотворение Анатолий попытался написать в пятом классе. Душа переполнялась, но получилась, как он говорит, абракадабра. Больше не стал пытаться, плюнул и записался в кружок рисования. Рисовать получалось. В 1982 году, когда летел самолетом из Магадана, снова пошли строчки - на тему русских народных сказок. «Странно», - подумал и, не записал, не запомнил. (Это сейчас он с собой носит ручку и тетрадь. А тогда об этом не думал.)
- В 2005 году как будто открылся какой-то источник или канал, вновь пошли слова, стихи. Шли без остановки. Записывал всё подряд. И что интересно, как только дописывал окончание стихотворения, поток слов прекращался. Канал закрывался. Однажды написал сразу шесть стихотворений за один вечер. Слова сами шли легко, свободно, и поток творческий не прекращался, но вдруг почувствовал головокружение, заболела голова. Сразу прекратил писать, хотя строчки шли. Анатолий всё удивлялся: «Почему мне небеса дали этот талант, не пойму? И почему если дали, то не раскрыли его полностью? Приходилось учиться, подбирая нужное слово. А это не всегда получается быстро. Приходится подумать «попотеть», напрячь память,... отложить и снова вернуться к стихам».
По профессии Анатолий Овсянников горный инженер-геолог. Нигде не обучался в гуманитарном вузе, и трудно начинать на седьмом десятке впервые писать стихи. «Но пишу», - говорил Анатолий. «Тяжело, стоя на первой ступени, взлететь к небесам. Вдохновение то приходит, то уходит. Когда первый раз ушло вдохновение, и какое-то время не писал ничего, ничего не волновало, не тянуло к стихам, подумал, что всё..., а потом как из рога изобилия - пойдут, польются слова, строчки, рифмы.
Иногда, думаю, чего ждать? Хочу писать, знаю о чём. Сяду, напишу две строчки и всё. Больше ничего не идёт. Тогда я откладываю тетрадь и ручку до более удобного случая. А удобный случай - это когда мои устремления совпадают с желанием Музы. Тогда происходит вдруг (или не вдруг) прозрение, озарение и снова идут стихи. Заставляй, не заставляй себя писать, но надо ждать Музу, когда она посетит».
Добрый сказочник метлой
Листья в кучу заметает.
Смех весёлый, озорной
В вышине деревьев тает.
Дети скачут, веселятся,
По-над берегом снуют.
Листья падают, кружатся,
Сердце радуется тут.
Красота осенних листьев
Так и просится на холст.
Рука тянется за кистью,
Будет осень в полный рост.
Душа чувствует природу,
Сказку добрую рисует.
Лист резной ныряет в воду-
Осень теплая балует.
(Осень над рекой)
- Чаще пишутся стихи о природе и на философскую тематику. Философские темы забирают много сил и времени. Уходишь от действительности глубоко в себя. Надо пережить, прочувствовать. Слово, приходя сверху, проходит через душу, сердце, разум. Однажды почти сутки писал стихотворение. Первый раз такое было. Всё что-то не нравилось и приходилось переделывать. Вариантов много. Пишу, вычёркиваю, перечёркиваю, чтобы найти точную фразу, нужное слово, подобрать строфу. Как пластинка, в голове крутились слова. Вижу, что-то выходит, и не стыдно показать своё произведение. Закончил. Теперь можно и отдохнуть. И всё ушло, слов больше нет. А раньше меня муки творчества не беспокоили, и как из мясорубки, вернее, из тостера, выскакивали слова. Могли идти сразу несколько стихотворений на разные темы. А это суточное стихотворение под названием «Ищу мечту» хочется ещё доработать, пересмотреть.
В 2009 году стихи Анатолия Овсянникова были опубликованы в альманахе «Клад». В 2010 году награжден специальной премией VI Русской Ярмарки Талантов «За сохранение и развитие славянских традиций в литературном творчестве», и становится лауреатом V Славянского межрегионального поэтического фестиваля «Ведрусский посох». В 2010 году в серии «Сигнальный экземпляр» вышел сборник его стихов, посвящённый памяти наших предков. Сборник так и называется «Памяти предков». Сейчас Анатолий Максимович готовит к выпуску большой сборник стихов. 27 ноября 2014 года ему исполнилось 70 лет.
В 2008 году Анатолий Овсянников впервые стал лауреатом III Славянского межрегионального поэтического фестиваля "Ведрусский посох» с авторским стихотворением «Марфуша». Героем стихотворения была его бабушка Марфа Фёдоровна Дурнева. Когда начал писать о ней, очень волновался. А как только написал, сразу стало легче. «Она была правдивая со страшной силой», - делится Анатолий Максимович. Выгнали из собственного дома. Раскулачили. С двумя детьми скиталась, бродяжничала. Бродяжничество спасло ей жизнь и дети не умерли с голоду, побирались, кусок хлеба был. Муж погиб на войне в 1914 году, сын погиб в Великую Отечественную войну. Бабушка - это всё для меня было. Из пяти внуков я был похож на её сына Андрея, и поэтому она меня выделяла. Как она тосковала.... Выйдет из дома, сядет тихо на лавочку и смотрит в одну точку. И вдруг вижу, потекли слезы - горько, беззвучно. Я всё это видел. Ужас! Почему у нас в мире много лжи? Древние славяне жили в правде. Правда - только правда. Ложь - душевная чума, славянин сошёл с ума. И понял: с ложью легче управлять народом.
Растворился во тьме хуторок,
От него путь-дорога уводит,
Мыслей горьких уносит поток.
Тучки в небе шалят, хороводят.
Ливень сильный хлещет с небес,
Не даёт мне идти по дороге.
И ни зги уж не видно окрест.
Пережду-ка я дождичек в стоге.
Там духмянность травы полевой.
Чуден запах и ржи золотой.
Наступает душевный покой,
Растворюсь я в них с головой.
Прочь уходит куда-то беда,
Не оставив в душе и следа.
Все несчастья смывает вода.
За мечтой устремились года.
(Путь-дорога)
Волнует действительность, но я с головой ушёл в древнее славянство. Там у истоков древнеславянской ведической культуры находишь для себя историю своих предков. Без знаний нет ни веры, ни жизни, в общем-то, нормальной нет. Читаешь о князе Святославе Игоревиче, прославленном полководце (сыне княгини Ольги) и дух захватывает - какие люди были!»
Анатолий любит читать. В детстве читал до бесконечности. Всю библиотеку школьную прочитал. Пошёл в районную, что расположена на улице Ленина. Увлекался чтением А.С. Пушкина, Александра Дюма, И.А.Ефремова, Герберта Уэллса. Запоем читал сказки до 17 лет. За последнее время с интересом прочитал книги писателей РОСА Градинарова Ю.И., Виктора Верина, Александра Владимирова (московского писателя). Нравится его стиль - фэнтези, где можно найти фантастику, приключения и историю. Окунуться в далёкое историческое прошлое всегда тянуло Анатолия Овсянникова.