Возраст ли тому
причина, а может - познания, которые, как известно, умножают скорбь, но с
годами всё ощутимее зыбкость почвы под ногами. Звучание сфер слышится всё
тоньше и четче, и от того беспомощность перед мирозданием начинает уже не
давить, а как бы выдавливать за поверхность бытия. И потому всё чаще езжу в
курские леса, за городом Курчатов, к затворнику Иллариону. Двадцать лет назад
привел меня в затвор скульптор Вячеслав Михалович Клыков, и с тех пор я
окормяюсь у старца - столь же молчаливого, сколь и приветливого. Езжу два раза
в год. О. Илларион молча, встречает, молча, проводит в молельную комнату, где я
усаживаюсь на некий сундук, покрытый чем-то похожим на старинное боевое знамя.
Я сижу, а затворник молится - очень тихо, стоя у невысокого аналоя совершенно
неподвижно.
Так проходит час. Потом о. Илларион указывает
мне на дверь - и мы расстаемся так же без слов. Но слов и не надо - я заряжаюсь
здесь, как танк заправляется горючим. Не могу объяснить чуда такого общения, но
оно - чудо.
Неделю назад позвонила из Нового Оскола Елена
Голотовская. Пригласила на фестиваль "Бабье лето". И я вдруг
почувствовал, что ехать мне туда не с чем. В душе - пустота, в мыслях - белый
лист. А ехать на пиршество поэтов с порожней душой не имеет смысла.
И за крепостью духа отправился я к отцу
Иллариону.
А он болеет. С весны двор запущен, умерла его
помощница Дарья Матвеевна. Всегда у него было много народа, а тут - никого.
Меня увидел, вроде даже поморщился. Я уж пожалел, что приехал. И что мои
сомнения перед его бедой?! Но затворник поднялся с диванчика, и за все годы
знакомства впервые заговорил со мной. Даже не так. Говорил он. Я лишь вставил вопрос - можно ли
включить диктофон? Он коротко кивнул: можно.
И теперь я сижу, и гоняю цифры счетчика записи в
обе стороны. Это надо не просто слушать. Это надо изучать. Запись большая - на
полтора часа. Кому интересно - перешлю. Здесь же попробую сжать речь отца
Иллариона до размеров пружины.
Но бойтесь! Пружина может разжаться неожиданно и
ударить больно.
- Вы приехали в часы сомнений.
Вы теряете себя, находя в душе присутствие и ангелов, и бесов. И вы понимаете,
что они - это вы, хотя усилием воли вам хочется остаться с Господом. Но я вам
скажу, что такие же чувства испытывают все живые люди. Философы, да и
богословы, объясняют это дуализмом мироздания. Принято считать, что всем
происходящим управляют добро и зло. Две силы. Белое и черное. И вы, чувствуя,
что заваливаетесь на поле зла, поспешили искать поддержки у меня.
Увы, я тоже простой человек, и тоже подвержен
всем страстям и порокам. И мне удается - если удается - удержаться на поле
добра, то только усердной молитвой и просьбой к Господу не оставлять меня в
минуты сомнений.
Но на самом деле, если бы миром управляли всего
две силы - это было бы еще полбеды. Но в мире есть третья сила - столь же
мощная, как Бог и дьявол. И надо молить Бога, чтобы Он не отдал нас ей в руки. Ибо сила эта - равнодушие.
Это только на первый взгляд оно - безопасное
слово. На деле же за ним стоят такие же Силы небесные, как Воинство Саваофа и
Нечистая сила.
Настоящее имя равнодушию - Иалдаваоф. Это
сущность, равная Богу и дьяволу, и стоящая между ними. В первые века
христианства, да и даже еще в средние века, богословский мир очень плотно
занимался воздействием Иалдаваофа на людей. Это шло еще от гностиков
античности, и, наверное, поэтому со временем выведено из круга обучения в наших
академиях. А напрасно.
Кто же он - этот Иалдафаваоф? Если помните - в
дни Творения при Боге была худодница - София. Именно её замысел воплотил
Господь в Мироздании, и именно София является сутью, не рожденной, и не
сотворенной Богом.
И вот представьте. Бог сотворил мир, которым и
правит. В мире появился отколовшийся ангел, ставший Дьяволом. Ему в управление
Бог отдал проклятую Им землю.
Вроде бы налицо две сущности Бог-Добро и Дьявол
- Зло.
Но ведь за пределами Добра и Зла осталась
забытая нами София!
А она действовала. Там вокруг неё много чего
происходило, но нам интересен один момент. София, как женское начало,
чувствовала в себе необходимость материнства. Но родить она не могла ни от
Бога, ни от дьявола, ибо тогда перестала быть Мудростью, приняв одну сторону
Дуализма.
И она зачала от собственной мысли. И родила того
самого Иалдаваофа, который оказался не в родстве ни с Богом, ни с дьяволом. Но
по возможностям своим, по способностям к эманации он ни в чем не уступает
Творцу.
Однако, происходя от Премудрости, он не является
лицом Дуализма. Иалдавалоф - ни добро, ни зло. Он - равнодушие, нейтральная
скорость, щит между добром и злом.
Но это бы еще ничего, если бы Иалдаваоф не
решился вмешаться в жизнь человеков. А у него - свои взгляды на Спасение.
Иалдаваоф всегда следил за действиями Дуэта, и всегда пытался по своему влиять
на мир. Это его, скажем так, агенты - тоже советовали людям загружаться в
ковчег Ноя. А потом, рядом с Христом, он пустил в Палестину своего мессию -
Аполлония Тианского. Этот Аполлоний полностью повторил судьбу Иисуса, хотя
никто не знает, как и от кого, он родился, как и где умер. Но точно известно,
что он ходил по тем же местам, что и Христос, и почти с такими же проповедями.
Но это была, скорее игра в Мессию, чем сам мессия.
И так, если мы проследим в столетиях, паства
Иалдаваофа живет и здравствует и поныне. Например - кто такие актёры? На первый
взгляд - лжецы, ибо обманывают, выдавая себя за других. Явное зло. Но ведь они
честно признаются, что обманывают. И это уже не зло.
Но и ещё не добро. Актеры - люди Иалдаваофа. Его
паства. Или вот композиторы. Эти - соТворцы, люди Бога. А вот музыканты и
певцы, исполняющие их симфонии и песни - уже суть между добром и злом.
Или священники. Люди добра. Но лишь до тех пор,
пока их устами говорит Бог. Но только священник остывает, служит ради службы -
он уже в области равнодушия, в церкви Иалдаваофа. И тут очень тонкая грань. И
я, как монах, часто заваливаюсь за нее.
Наверное, то же случается и с обычными людьми.
Равнодушие - смерть души. Помните, как в 72-м Псалме написано о равнодушных:
"И нет им сомнения при жизни их. И выкатились от жира глаза их"?
Собственно, при здравом рассуждении, равнодушие
лучше прямого зла. Но это только на первый взгляд. Раскачивание мироздания на
весах Добро-Зло придает сущему движение. А движение и есть путь от погибели к
спасению. Или наоборот. Но - путь.
Третья сила - топтание на месте. Вот и вы
приехали ко мне, потому что остановились. Сейчас вы - ни Добро, ни Зло. Вы в
плену Иалдаваофа. И тут ни я - никто вам не поможет. Идите к людям. Спорьте,
деритесь, ошибайтесь, но не впадайте в уныние. Уныние - всегда искушение
совершить зло. Но уж лучше зло, чем НИЧЕГО.
... Через три дня я был на фестивале. Не спорил,
не дрался, не ошибался, кажется. Но очень хотелось. И я уже не держу себя,
начав колотить посуду в Интернете. Не знаю - правда ли в этом, за которую
гонимые наследуют царствие небесное, или беснование, обрекающее на вечный огонь,
но уж точно - не равнодушие. Если Иаков боролся с Богом, я попробую не
поддаться Иалдаваофу...