В «Затерянном Миру»…
«…Чтоб нам опять не проглядеть»
Н.Туроверов
Я устал…. Устал от недомогания, от нездорового ритма шумного города, от напряжения, в котором живёт страна, от европейских санкций, от агрессивной политики Соединённых Штатов… от того, что меня не печатают. Устал.
Я давно определил, что пока кто-то будет решать: дать тебе слово или нет; пока где-то будут искать пресловутую «русскую идею», которую ты для себя уже давно сформулировал: «Нас уничтожают, и чтобы выжить – надо объединяться», - делай шаг вперёд и действуй.
Поэтому, как только я узнал из письма товарища о готовящемся где-то под Ростовом, на берегу Дона, сборе допризывников, я тут же купил себе билет на поезд.
…Мы познакомились в Праге. Я приехал на очередной литературный фестиваль, организованный Союзом русскоязычных писателей.
В зале ресторана, где проходило мероприятие, я сразу обратил внимание на пару, которая сидела чуть поодаль. Как-то они не вязались с той полубогемной обстановкой, которая непременно сопутствует такого рода мероприятиям.
Люди из разных стран приезжают, чтобы пообщаться и поделиться своим творчеством, поведать о своей жизни и узнать что-нибудь новое. А они сидели как-то тихо, особняком, не похожие на остальных, которым нужно было прежде всего показать себя.
Так оно и вышло. Андрей, с которым мы скоро познакомимся, приехал с женой из Ростова, чтобы рассказать о своих земляках, донских казаках: герое Первой мировой Растеряеве Спиридоне Ивановиче, расстрелянном в 1919 году большевиками (теперь, кажется, стало можно называть всё своими именами), и поэте казачьего зарубежья Гончарове Юрии Фёдоровиче.
Это-то меня и заинтересовало.
Кстати, именно на фоне этой супружеской пары я сделал для себя удивительное открытие: люди, приезжающие из России, кажутся более спокойными и уверенными. Им не надо кому-то и что-то доказывать, как, к примеру, одной нашей соотечественнице, которая почти с восторгом рассказывала, что перед отъездом в Америку, ей пришлось довольно долгое время прожить на Ближнем Востоке с мужем – арабом: со всеми перипетиями, обусловленными местными традициями и обычаями. И что всё у неё, конечно, прекрасно и жизнь удалась.
А я, слушая эту исповедь, невольно думал: счастье, что тебя не продали «болотному» арабу – одну такую жуткую историю я узнал от своей жены, успевшей до развала Союза поработать в Ираке.
До сих пор у неё перед глазами та несчастная женщина, которая умоляла вернуть её обратно в Россию…
Итак, я еду в Ростов.
Утро. Снова за окном степи, бездонное небо в белых облаках и…танки.
Проезжаем мимо воинского эшелона. Где-то недалеко идёт война…
И я еду на встречу с молодыми ребятами, которые завтра, быть может, встанут на защиту своей Родины. И я должен буду им что-то сказать. Так что?
Из Ростова на машине доезжаем до развилки на хутор Пухляковский, сворачиваем и дальше, степью движемся в край, где на окраине хутора, в зарослях кустарника, разместился этно-археологический комплекс «Затерянный мир».
Прибыли ко времени. Всё-таки сборы!
Я даже побриться не успел. Нехорошо.
Первым выступил Андрей. Ему, подполковнику запаса, ветерану спецслужб, было чем поделиться с молодёжью.
И по тому, как они его приветствовали, я отметил, что будущие воины дисциплинированны и с уважением относятся к человеку в погонах.
- А теперь слово предоставляется…
И вот я уже стою перед усевшимися в полукруг пацанами, всматриваюсь в их пытливые глаза и пытаюсь собраться с мыслями.
Я уже знаю, что им сказать.
- В начале 70-х на экраны вышел фильм «Офицеры», который мы тогда смотрели по нескольку раз.
Тема, волновавшая меня. Мой отец был офицером. Брат, молоденький лейтенант, только окончил артиллерийское училище… И прозвучали там слова: «Есть такая профессия – Родину защищать».
Как актуальны эти слова и сегодня! Я бы сказал - именно сегодня. Когда маски сняты, и мы увидели истинное лицо вчерашних «друзей», терпевших, по сути, нашу дружбу до тех пор, пока мы, не столкнувшись с тем, что происходит на Украине, не сказали: «Хватит! Доколе? Это не демократия, это – фашизм!».
Нас потом ещё долго будут цинично спрашивать американские журналисты: «А что вы имеете в виду под этим словом?»
Не надо мудрствовать и лукавить.
Русские под этим словом всегда понимали одно: когда разрушают мирные города, убивают женщин, стариков и детей; когда нагло лгут, а зло и насилие прикрывают громкой риторикой о демократии и свободе слова!
Это и есть для нас, русских в широком смысле, настоящий фашизм!
Ещё недавно нас заставляли забыть свою историю. А ведь нет хуже Ивана не помнящего родства - тех, кто не дорожит свой Историей и забывает ее. А нам есть чем гордиться!
Подполковник Чернов упомянул имя героя Первой мировой, кавалера Георгиевского оружия Растеряева Спиридона Ивановича. Сегодня казаки в городе Каменск-Шахтинске тщетно пытаются увековечить его имя.
Не дают депутаты! До сих пор не могут прийти к согласию, деля соотечественников на «белых» и «красных».
Да, полковник Растеряев оказался в рядах белой гвардии. И Николай Туроверов – поэт казачьего зарубежья - тоже был «белым» и после исхода тоже оказался на чужбине. Но смотрите, что он пишет в стихотворении «Товарищ» во Франции, в годы уже Второй мировой:
Перегорит костёр и перетлеет,
Земле нужна холодная зола.
Уже никто напомнить не посмеет
О страшных днях бессмысленного зла.
Нет, не мученьями, страданьями и кровью
Утратою горчайшей из утрат:
Мы расплатились братскою любовью
С тобой, мой незнакомый брат.
С тобой, мой враг, под кличкою «товарищ»,
Встречались мы, наверное, не раз.
Меня Господь спасал среди пожарищ,
Да и тебя Господь не там ли спас?
Обоих нас блюла рука Господня,
Когда, почуяв смертную тоску,
Я, весь в крови, ронял свои поводья,
А ты, в крови, склонялся на луку.
Тогда с тобой мы что-то проглядели,
Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:
Не для того ль мы оба уцелели,
Чтоб вместе за отчизну умереть?
1944 г.
Получается, что они, участники тех трагических событий, уже давно простили друг друга. А нынешние депутаты никак не могут прийти к согласию.
Но ведь верно подмечено, что история России началась не в 1917 году! А мы никак не хотим этого понять…
Поэтому я здесь. Я должен был прочитать это стихотворение вам, будущим защитникам, должен был познакомить с творчеством вашего земляка – поэта, нашедшего последний приют в Праге, на кладбище в Ольшанах, - чтобы вы знали и помнили.
Да, кто-то очень хочет, чтобы мы, окунувшись в хаос так называемых «либеральных ценностей», что не имеет ничего общего с нашей Культурой, забыли свою историю.
Сегодня я хочу напомнить вам и стихотворение нашей замечательной современницы, поэтессы Юнны Мориц, которая всё ещё находит в себе силы бороться с этим злом:
Диктатура либералов, тирания либералов,
Либеральное гестапо, кто не с нами – тот нигде!..
Что-то в зверстве либералов есть от лагерных амбалов,
Крокодилов креативных, эффективных в той среде…
Диктатура либералов, тирания либералов,
Их кричалки, обещалки растерзательных расправ, -
Что-то в зверстве либералов есть от пыточных подвалов,
Где с Россией разберутся, шкуру заживо содрав.
Это не Быков с Ерофеевым, которые не вылезают с экранов ТВ, ненавидя всё, что связано с Россией, со словами «ПАТРИОТ» и «ОТЧИЗНА».
Может быть, потому что у них этого нет, потому что они не знают, ЧТО это такое?
Бедные люди.
И что бы ни говорили либералы из «пятой колонны», а слово «патриот» - замечательное слово. Потому что это - человек, который любит своё Отечество: дом, семью, отца с матерью, братьев и сестёр… Ведь Родина - это всё, что тебя окружает. Так нас учили.
P.S. Передо мной сидели совсем ещё мальчишки - такие же, наверное, каким был и я, когда служил на флоте и с тревогой и неуёмной тоской всматривался в окружавшие меня сопки и огни Владивостока вдали от родной Москвы.
Слава Богу, и здесь их не учат «зиговать», скакать и кричать истошными голосами: СЛАВА…!
Это нормальные, немногословные, сдержанные и дисциплинированные ребята, правнуки тех казаков, которые готовы по первому зову встать на защиту своей матери-Родины, чтобы Наш Мир и воистину не стал навсегда затерянным.