Насчет человека в окружении детворы со старой фотографии у меня случилось сомнение, и развеять его я обратился к старожилу Бирюча, девяностодвухлетнему Михаилу Ивановичу Пигидину. Он лишь глянул на карточку,и уверенно подтвердил :
-Он, Леонид Николаевич Барбарин. А вот, второй от левого угла - я. Мне тогда лет восемь было. Хорошо помню, как нас, школьников, повели к Леониду Николаевичу. Он уже тогда слыл художником, и даже в своём фамильном доме составил студию по рисованию. Так получилось, что меня он принял сразу, лишь глянул на раскрашенную мной ромашку на листке из школьной тетради. Что интересно - на первом же занятии дал он мне серебряный карандаш, и велел писать набело. "Тебе надо руку ставить твёрдо - в жизни пригодится, - учил он. - А серебряный карандаш не стирается - линии наносятся раз и навсегда".
Старый снимок мне передал потомок городской дворянской фамилии, теперь покойный Борис Петрович Резников. Он же и рассказал тогда об этом замечательном человеке, своём родственнике - Леониде Николаевиче Барбарине.
А подкрепленный рассказом Михаила Ивановича, я поехал к месту постоянной жизни героя - в село Подсереднее. И вот там попал в музей Барбарина. Хотя, собственно, оказалось, что самоё громадное село есть живая память этого замечатального человека. Его помнят и чтят в каждом доме, а в сельской картинной галерее расскажут вам о его жизни чуть ли не по дням и годам.
Оказалось - Леонид Николаевич родился в Бирюче, в старинной дворянской семье, в самом конце ХХ века.. Барбарины имели в пригородной слободе Землянщина обширный фамильный дом, завидный выезд и большой фруктовый сад. Маленький Лёня учился в гимназии , рисовать приохотился сызмальства. После гимназии учился в Воронеже, но Первая мировая война оборвала занятия, и наш юный талант опять оказался в Бирюче.
После революции Барбариным в их собственном доме оставили одну угловую комнату. Лихое время так распорядилось судьбами родных, что скоро Леонид Николаевич остался один. Вот тогда он и создал в своей комнате студию рисования.
Надо сказать, что революцию и советскую власть Леонид Николаевич принял. Даже по касательной воевал на Гражданской войне в красном войске. Потому новая власть к нему поначалу отнеслась терпимо. Но скоро расширили районную больницу, дом Барбариных отдали под инфекционное отделение, а бывшему хозяину велели катиться на все четыре стороны.
Так он уехал в Подсереднее, ставшее его второй родиной. И здесь он с головой ушел в работу. Время гремело стройками, пело песнями, урчало тракторами. Село вошло в полосу своей колхозной поры, и всякий излом времени и судеб Леонид Николаевич отражал в картинах. Его охотно печатали и в Московской "Бедноте", и в окружной острогожской "Новой жизни", и в Воронежской "Коммуне". Часто заказывали карикатуры и зарисовки на злобу дня, но ещё чаще он сам по выбору отправлял пакеты по почте в большие и малые редакции. Имя Леонида Николаевича стало широко известно.
Однако сам он всё больше уходил в основные свои работы - большие жанровые полотна из жизни односельчан. В "Белгородской энциклопедии" Леонид Николаевич представлен, как художник и график. Думаю - это не совсем правильно. Не был он ни художником, ни графиком. Достаточно глянуть на его копиии с великих мастеров - всё зыбко, рука нетверда. Хотя бы вот "Незнакомка" Крамского. Впечатление незаконченности, неуверенности в себе у кописта видна уже в наложении красок.
Да - Барбарин не художник. Но он - великий рисовальщик. Достаточно глянуть на любое его жанровое полотно, чтобы признать непревзойденный талант. Есть в этих мужиках и бабах, в их одеждах и жестах настоящая жизнь. Каждая картина - как русская баба - кровь с молоком! Я не знаю, кого из самых известных мастеров подобного искусства можно поставить рядом с Барбариным. Нико Пиросманишвили? Нет, тот колюч и надломлен. Ефим Честняков? Есть в Ефиме некая угнетенность, принижающая работы.
А у Барбарина всё освещено золотым солнцем. На первый взгляд - он работает на поле наивного искусства. Но на деле его картины - исполнены высокого смысла . Их задача была - посреди разливанного горя народного показать жизнь желаемую, возможную. Отсюда такая подвижность людей на полотнах, такой задор, что всякому зрителю впору хлопнуть себя по коленкам и влиться в озорной круг ликующих подсередненцев...
На селе вам расскажут, что и в быту Леонид Николаевич сам был солнцем, обогревал всех, с кем общался. Особая тема - его поздняя любовь, претерпевшая мытарства. Они нынче и на кладбище лежат рядом - мастер и его верная маргарита.
А картины продолжают жить. Нынче в музее Бирюча развернута выставка работ Леонида Николаевича. Он вернулся к нам шумом ярмарки, святочными играми, пестрыми одеждами . В музее сразу посветлело и так хочется, чтобы изумительный Барбарин остался в своем родном городе навсегда. Тем более, что его работы вывешены рядом с картинами покойного Михаила Ивановича Пигидина. Вместе они только дополняют друг друга - учитель и ученик. Выставка открыта до 15 июля.
На снимке: Леонид Барбарин; колядки