Идея выделения детской литературы в отдельное направлениеобосновывалась изменением места книги и роли чтения в современном обществе, необходимостью адаптации литературы как комплексного явления к измененным общественным процессам, где доминируют материалистические ценности, вытесняя духовное развитие личности, культурные традиции, формирующиеся в этносе веками. То есть, участники РОСА, за год существования организации, разрешили все свои проблемы творческой реализации, и стали стремиться к просветительской деятельности, к тому, чтобы их творчество сеяло, согласно рекомендации Николая Некрасова «разумное, доброе, вечное». Это с одной стороны. А с другой, авторы стремились вовремя помочь молодым дарованиям начать путь в литературе, проще говоря, хотелось найти себе достойных продолжателей литературных традиций в РОСА.И в третьих, организовывая с детьми драматические кружки, литмастерские, конкурсы, участвуя в их мероприятиях, взрослые авторы усваивали и для себя новые формы выживания в непростой среде обитания. По большому счету, сегодня автор по своему бесправию почти в таком же положении, как и ребенок, ибо управляющие нашим обществом менеджеры и бизнесмены не могут их понять, не могут понять почему, зачем нужно тратить деньги и время на издание, распространение, чтение книг. Сегодня, часто получают выход к читателю или к зрителю через киноверсию, произведения не тех писателей, что талантлив, а тех, кто имеет друзей и родственников во власти или в бизнесе, кто может пробить грант или профинансировать проект напрямую. Или же, получают доступ к массовой публике произведения, эксплуатирующие пороки человеческие, ибо слаб человек с детства и подвержен увлечению игрой, дающей ощущение эйфории. И с детства массовые литература и кино приучают пить, курить, убивать, играть, делать карьеру, переступая через поверженные головы товарищей своих.
И такое положение вещей, в том числе способствовало стремлению РОСА к деформализации как детского творчества, так и творчества для детей. Детское отделение издательства было одним из направлений в так называемом детском вопросе. И так как это была инициатива снизу, от авторов и издателей, то и основную массу работы мы взяли на себя. От Управления образования и Центра развития детского и юношеского творчества участие выражалось в предоставлении возможности использовать их помещение на Макаренко, 1, возможность участия авторов в мероприятиях, проводимых Управлением. ЦБС участвовала и своими площадями, и методическим участием, и непосредственным участием в проведении ряда презентаций, и, что весьма важно, библиотечный фонд регулярно пополнялся книгами издательств РОСА, становясь доступным для каждого жителя и гостя Старооскольского округа.
За прошедшее время много воды утекло. Менялись руководители. Умирали авторы. Подрастали новые. Дети становились подростками. Подростки постепенно втягивались во взрослую жизнь. Многие оставляли свои творческие порывы, ориентируясь на построение карьеры или же просто впрягаясь в семейные проблемы выживания. Но, я с радостью встречаю тех, кто занимался в «Галактике РОС» будучи, с точки зрения педагогов, безнадежно трудными подростками, ибо они обладают частичкой нашей культуры, которую им привили то ли встречи с нашими авторами, то ли подвижническая деятельность руководителя «Галактики» Надежды Лан, то ли возможность реализации их детского творчества в публичных мероприятиях. Наверное, все это наложило отпечаток на их юные души, сохранив человечность даже в самых нечеловеческих условиях. И пусть они не станут поэтами или актерами, но они останутся людьми. Сейчас Центр развития детского и юношеского творчества преобразован в Центр дополнительного образования «Одаренность», который предполагает продвигать особо одаренных детей. Детское отделение издательства не вписывается в территориальный ландшафт нового образования. Мы покинули помещение на Макаренко, 1 , но пытаемся сохранить данное направление, сотрудничая более плотно с Централизованной библиотечной системой, напрямую со школами, активизируя работу в интернете. Сейчас в работе издательства книжка-раскраска загадок в стихах А. Кабидова «Петушок», которую мы пытаемся подготовить совместно с детской художественной школой. Совсем недавно вышла книга стихов для детей «Солнечные цветы» Надежды Киряковой. Взята в работу книга сказок Людмилы Дриновой-Ворониной. Обсуждается выпуск коллективного сборника для детей. Ниже предлагаю вашему вниманию «Отчёт о работе детского отделения издательства культурно-просветительского центра «РОСА» за 2012-2013 учебный год» За прошедший период практическая реализация детского литературного творчества была осуществлена: - через издание литературных сборников: литературно-художественный альманах «Клад» (выпуск 14), «Проба пера» - сборник стихов и песен детей и подростков; «Музыка слов» - сборник стихов и песен детей и подростков; «Город мечты» - коллективный сборник стихов и прозы детской литмастерской «Росинка»; - через публикации в СМИ и Интернете – сайт РОСА «Творческая гостиная» http://#/, газета «Правда жизни», аккаунты в популярных соцсетях - «ВКонтакте», «Мой мир», «Одноклассники», «Фейсбук», «Твитер», «Ютуб», «Пастила», «Яндекс», «Гугл»; - через организацию и проведение культурно-массовых мероприятий: еженедельные творческие встречи в литературно-музыкальной гостиной РОСА «Лад» в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина; занятия в детской литературной мастерской РОСА «Росинка» в Центральной детской библиотеке; участие в ежегодном фестивале «Русская ярмарка талантов» в Старооскольском Центре культуры и искусств. В целях обеспечения возможности ознакомления учащихся и учителей школ с лучшей современной отечественной литературой: - в зале краеведения Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина были представлены книжные новинки издательства РОСА: 1.Сергей Дровников. «На скрещенье надежд». Стихи. 2. Наталья Стрельникова. «Радуга струн». Очерки. 3. Николай Буденный «У двух миров». Стихи. 4.Тамара Дронова. «Святые нас оберегают». Стихи. 5.«Город мечты». Коллективный сборник литмастерской «Росинка». 6.Марина Голосова. «Сиреневый закат». Стихи. 7.Сергей Барановский. «Ах, осень!» Стихи. 8.О. Ткаченко. «Белые люди». Сигнальный экземпляр. Стихи. 9. В. Мутин. Личная война механика ИЛ-4. 10. «Музыка слов». Сборник клуба бардовской песни «БАРРЭ». 11. В. Малашенко. Приватизация – раковая опухоль России. Монография. 12. В. Кузавка. «Слышать сердцем». Стихи. 13. Людмила Дринова-Воронина. «Вдохновение». Стихи. 14. «Семья как модель общественных отношений». Материалы конференц. 15.А. Харыбин «Дочь Тихого Дона». Худож.-публицистич. сборник. 16.Виктор Жданов. «Змея проглотит хвост ». Стихи. 17. П. Немцев. Алтайский круиз. Путевые очерки. 18. В. Левин. Рубашка отчуждения. Повесть. 19.М. Анисимов. Родная земля. Стихи. 20. Н. Стрельникова. Дыхание любви. Стихи. 21. В. Верин. Бег к победе. Повести и рассказы. 22. З. Буцаева. Правила лучшей жизни. Стихи. 23. В. Валитар. Лучшее место. Стихи. 24. Т. Дронова. Бабушкины сказки. 25. О. Лофицкая. Стихи на коленках. Стихи. 26. Научный альманах «Оскольский край. Выпуск 5». 27. К. Калиниченко. «Монстр внутри меня. Выбор». Роман-фентези. 28. Е. Шаталова «Спят ангелы у неба на ладони» Стихи 29. Ю.И. Градинаров. «Неизвестное об известных». Очерки. 30. Т.М. Дронова. Святые нас оберегают. Иосаф Белгородский. Серафим Саровский. Стихи 31. С. Дровников. На скрещенье надежд. Стихи 32. Л. Иванова. И грустно, и смешно…. Очерки 33. Л. Иванова, Е. Фиштик. Цветные песенки. Книжка-раскраска. 34. В. Валитар. Созвездье дней. Стихи. 35. Л. Дринова-Воронина. Цветок жёлтой примулы. Стихи. 36. Л. Иванова. Нина Дорошина. Очерки. 37. Т. Дронова. Топотуси. Стихи для детей. 38. Л. Голушкина. Людмила Иванова. Очерк. 39. Л. Дринова-Воронина. Былины и сказы. Осуществлено переиздание книг, активно используемых педагогами в работе с учащимися в различных учебных учреждениях: 1.Тамара Ярошенко «Музыка моей души» 2.Валентина Ансимова «Мяу» 3. Елена Скрынникова «Из симфонии мгновений» 4. Сергей Дровников «На скрещенье надежд» 5.Зоя Буцаева «Правила лучшей жизни» - авторы издательства принимали неоднократно участие в качестве членов жюри в различных детских литературных конкурсах, выступали перед детьми в школах, библиотеках, клубах; - авторы детского отделения издательства РОСА выступали в детском эколого-биологическом центре, в Доме ветеранов, в Детском доме, в Незнамовском доме культуры, в кинотеатре «Быль», в музея В. Ерошенко, в управлении социальной защиты населения, в детской районной библиотеке, ДК «Молодёжный», в комнате школьника «Юность», в Художественном музее, в краеведческом музее В целях пополнения фондов библиотек МУК «Старооскольская ЦБС» организованы выставки книг издательства РОСА в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина. В ЦБС им. А.С. Пушкина издательство РОСА передает бесплатно по одному экземпляру каждой изданной книги. За прошедший учебный год библиотеке было передано 68 книг. В плане издания методических пособий и учебно-справочной литературы издательством был осуществлен выпуск следующих изданий: 1.Е.М. Богатов и др. Лабораторный практикум по математической статистике в МSExcelc использованием интернет-ресурсов; 2. XI Пушкаревские чтения. Россия сквозь века: история, экономика, право, образование, культура: сборник научных трудов региональной научно-практической конференции. Отв. ред. Т.П. Мамаева. 3. Л.Н. Пивоварова «Деловое общение. Резюме». Учебное пособие. 4. Богатов, Головченко, Долгополова. «Вероятностные разделы математики». 5. Л. Пивоварова. Деловое общение. Вас пригласили на собеседование… 6. Л. Пивоварова. Политология. Словарь персоналий. 7. МОЛОДЁЖЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ГРАЖДАНСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: Материалы IV Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / СОФ ФГБОУ ВПО МГРИ-РГГРУ; ред. кол.: Г.В. Черезов, С.Л. Степкина, Г.О. Мациевский. 8. Л.Н. Пивоварова. «Деловое общение». Рабочая тетрадь. Учебное пособие. 9. Русское слово в контексте этнокультуры XX-XXI вв. Сборник научных трудов по итогам II международной заочной научной конференции. Кафедра филологии СОФ БелГУ. 10. Русский язык и этнокультурная динамика. Сборник студенческих научных трудов. Кафедра филологии СОФ БелГУ. Оперативное информирование о развитии просветительской деятельности на территории городского округа и интеграция в российские культурные процессы решается через поддержание работы сайта РОСА, издание и распространение литературно-художественного альманаха «Клад» и литературно-публицистической газеты «Правда жизни», проведение в Старом Осколе Всероссийского фестиваля «Русская ярмарка талантов», ведение блогов в различных социальных сетях Интернета; Результатом Совместной деятельности издательства РОСА и Совета молодёжи Староосокльского городского округа стало проведение заседаний Круглого стола и научно-практической конференции «Семья: традиции и новации»: «Семья: отцы и дети, дом и школа, ювенальная юстиция», «Семья: от общежития до родового поместья», «Семья – основа государства». В рамках серии «Сигнальный экземпляр» выпущено за прошедший год 5 книг, представив обществу 5 новых авторов. Выставочная деятельность издательства РОСА Выставка фотопоэзии Нилы Лычак прошла в Художественном музее, в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина и центре «Одаренность». Постоянная книжная экспозиция размещена в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина. Весь день работала выставка книг современных старооскольских авторов в День города в сквере возле кинотеатра «Быль»/ Музыкальноеипесенное творчество. Осуществлена запись песен в исполнении Г. Левицкого на стихи М. Анисимова и на стихи Людмилы Дриновой-Ворониной. Наталья Стрельникова. «Письмо жены офицера». Видеоклип (DVD) Постоянно проводятся встречи с авторами исполнителями в творческой гостиной «РОСА», организуются сольные и коллективные концерты, публикуются записи выступлений в Интернете. Постоянно действующие проекты с участием детского отделения издательства «РОСА» 1.Детская литературная студия «Росинка» 2.Литературно-драматическое объединение «Галактика рос» 3.Книжная серия «Сигнальный экземпляр» 4.Газета «Правда жизни»; 5.Сайты в Интернете -#; art-rosa.ru 6.Ежегодный литературно-художественный альманах "Клад"; 7.Ежегодный конкурс художественной литературы, песни, публицистики и исполнительского мастерства «Русская ярмарка талантов»; 8. Ежегодная научно-практическая конференция по вопросам развития современной литературы; 9. Книжная серия «Это было на самом деле» 10. Круглый стол 11. Литературно-музыкальная гостиная «Лад» Предложение по расширению сотрудничества На сегодняшний день РОСА способно полностьюудовлетворить потребности образовательных учреждений и учреждений культуры Старооскольского округа в организации целостной системы раскрепощения, развития и реализации творческого потенциала авторов по следующим видам деятельности: - редакционные услуги (редакторская правка, корректура), - предтипографская подготовка (дизайн, верстка), - издательская деятельность (оформление, издание, презентация книг), - редакционно-журналистская деятельность (организация и выпуск СМИ); - информационное обеспечение с использованием возможностей интернета; - выявление, раскрепощение, развитие и реализация творческого потенциала среди учителей и учеников (организация семинаров, творческих встреч, конкурсов); - обеспечение учебного процесса учебной, методической, справочной литературой, рабочими тетрадями и прочей полиграфической продукцией; - обеспечение пополнения библиотечных фондов за счет издания книг по заказу и привлечение книг, выпущенных другими издательствами на партнерских началах; - сохранение и развитие отечественной культуры, организация встреч с современными авторами. Поэтому нам, современным авторам из РОСА, которые не перегрызлись меж собой и не сбежали к лучшей жизни, едва поднявшись над безнадежностью своей творческой реализации, этим авторам казалось архи важно не научить детей чему-то, а сохранить те чистые ростки души, которые заложены природой в каждом новорожденном. Когда-то и в школе, и в ПТУ, и в институте, образование было частью воспитания. Теперь школа – это подготовка к тестам ЕГЭ, а колледжи и вузы – поставщики специальной информации. По всем вопросам, касающимся поведения претензии теперь к родителям, вплоть до писем на работу и штрафов. А в свободное от учебы время – добровольно-принудительные мероприятия либо из-под палки родителей, либо руководителей учебного процесса. От таких мероприятий, по-моему, пользы никакой ни для кого.