Алексей Иольевич Витаков — русский поэт, прозаик, автор-исполнитель песен.
Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького в 2001. Член Союза писателей России с 1998. Председатель Жюри и автор идеи Межвузовского литературного форума им. Н.С. Гумилёва "Осиянное слово"., председатель жюри фестивалей «Русская ярмарка талантов» (Старый Оскол).
– Традиционный вопрос о начале творческого пути.
– Родился я в 1966 году на Севере, в Коми АССР. Детство провёл в Рыбинске и в Архангельской области. Поэтический голос сформировался в русской провинции (Смоленск), которая открыла предо мною дверь в древнюю историю страны, её культуру. Образование, полученное в Литературном институте имени А.М. Горького, стало своеобразной огранкой природных поэтических способностей. Творческий путь начался с малолетства, когда услышал в одной из радиопередач балладу Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мёд». Выучил наизусть и захотел стать настоящим лиро-эпическим поэтом. Правда, первые стихи получались больше похожими на частушки, что-то типа:
Дед Филипп, щека в наростах,
Всё любил мне говорить:
«На язык ты очень острый.
Можно ёжика побрить!»
В 17 лет получились первые настоящие стихи. А в 20 лет – первые публикации. В настоящее время являюсь постоянным автором журнала «Москва». Печатался в журналах «Дружба народов», «Смена» и др.
– Ваши песни, поэзия и проза пропитаны силой духа, мужественностью, берущей начало у истоков рода человеческого, когда никакие «достижения» прогресса и «блага» цивилизации не могли приукрасить действительность, а человек был един в своем восприятии мира. Откуда это у Вас? От природы? Из книг?
– В детстве я очень завидовал сверстникам, которые имели возможность летом отдохнуть на морских пляжах. Меня же отправляли в северную деревню, на самую границу Архангельской области и республики Коми. Только спустя много лет я понял, что это была моя судьба. Я узнал, что такое труд обычных деревенских людей в таёжных условиях, где земля прогревается максимум на полтора штыка лопаты, где солнце жарит днем, а ночью наступает ледяная стынь, где комары и мошка не оставляют на теле ни единого живого места. Ну и, конечно же, книги, которых я прочёл немало.
– Давайте попытаемся разобраться в истиной значимости таких понятий, как «род», «национальные основы культуры». Но я предлагаю вести наш разговор не от исторических экскурсов, а от внутреннего наполнения этих понятий. Почему, например, мы говорим «славянская культура», «русская культура»? Разве есть какие-то особенности в национальных культурах?Разве не существует единого понятия культуры, приемлемого всеми народами мира?
– Русская культура более широкое понятие, нежели славянская. Совсем уж без исторических экскурсов здесь не обойтись. В 1380 году произошла Куликовская битва. Изменилась геополитическая ситуация. И на месте Древней Руси стало формироваться но-вое, молодое государство, которое позже получит имя Россия. Основа российской культуры, безусловно, славянская, если говорить о государствообразующем этносе и государственном языке. Она как стержень, на который нанизывается всё остальное. И этот стержень – главенство совести в человеке. Несмотря на тяжёлые условия выживания в природной и общественной среде, славянской культуре присуще самопожертвование ради справедливости, то есть ради того, чтобы всё было по совести. Отсюда и все иные общественные отношения выстраиваются. Поэтому не зря же в народе, например, говорят: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть». Основу любой культуры составляют отношения людей одного рода между собой и природой, а совсем не наряды, песни да обряды…. Всё это, как и художественное творчество последующих поколений, – всего лишь попытки отражения культурных основ, если речь о талантливом произведении, и описание последствий пребывания в культурной среде без её восприятия – в какой-либо дешёвой писанине… Для меня русская культура и российская – синонимы, но с оговоркой: до 91-го года. Потом начало всё меняться: кому-то не понравилась в культурном процессе славянская доминанта. Единое понятие культуры, безусловно, существует, если нет маргиналь-ного сегмента, а в основе лежат гуманистические традиции.
– Сегодня существует множество попыток пересказа истории по-своему. Одни утверждают, что русские Рим построили, другие вспоминают о том, что ранее чуть ли не весь материк Евразия принадлежал одному народу из государства Тартарии, Гиперборея опять же или Гардарики... Среди украинских авторов встречается версия, по которой истинные славяне – это именно украинцы, а русичи в районе Московии были диким племенем скандинавским, в то время как Киевская Русь процветала. А недавно прочёл в Интернете, что евреи – это не израильтяне, о которых в Библии говорится, и что избранный народ – это арии… Вы успеваете следить за всеми этими изысканиями? Как к ним относитесь? Есть ли у вас своя точка зрения, чем-то обоснованная, по поводу формирования нашей народности? Кто мы – арии, славяне, русские, скандинавы? Можно ли вообще говорить о существовании такого народа, как русский?
– Действительно, появилось много псевдоисториков и просто демагогов, которые утверждают, что-де русского этноса быть не может, мол, это своеобразный котёл, где представители разных этнических консорций объединены не по собственной воле русским языком. Этим господам хочется выдавать желаемое за действительное.
Когда, например, речь идёт о достижениях в области космонавтики или о славе русской литературы, то они с гордостью заявляют: «Все мы – русские!» Но когда безобразничают футбольные фанаты, то тут же: «Это всё они – русские!»
Русский народ как суперэтнос уже давно всем и всё доказал. Оставьте нас в покое и не превращайте в половик для вытирания ног. И, между прочим, то, что на историческом происхождении русского народа пытаются спекулировать ради наживы различных капиталов, говорит о наличии реального большого интереса нашего народа к своим историческим корням. А так как корни у нас здоровые и сильные, то плохо от этого нам не будет, даже если придётся возвращаться к истине, пробираясь через завалы лжи и глупости. Действительно русские появились в XV веке, до этого были русичи. На территорию России стали прибывать представители разных этносов, к тому же пала Монгольская империя и все завоёванные монголами народы стали гражданами Русского государства. Те из них, кто принял православие, и стали называться русскими, по названию церкви и языковой культуры. Например, русский поляк, русский немец, русский еврей. Через какое-то время имя существительное само собой отпало и остались просто русские. Ну, так, если вкратце.
– Если исходить из того, что народы развивались как часть единой природы Земли, что мне кажется бесспорным, то особенности культуры каждого народа неизбежно содержат в себе отражение природной среды, в которой человек существует, вместе с которой и развивается, от которой и его физическое строение зависит, включая цвет кожи, разрез глаз, цвет волос и прочее… Соответственно, если человек, род которого происходит из Африки, приедет на русский Север, то он попадает в другую куль-турную среду... И тогда у него либо неизбежно происходит мутация в сторону растворения в новой культурной среде, или он становится инородным телом в живом организме, или начинает навязывать свою культуру…. Как Вы относитесь к подобному предположению?
– Несомненно, человек, как любой живой организм, способен и, более того, склонен к обмену имеющихся в нём природных качеств с себе подобными, перенося это свойство и в область душевного мира тоже. И здесь, с одной стороны, можно говорить об улучшении «породы» за счёт приобретения новых свойств, вызванных, например, переменой среды обитания, к которой нужно организму привыкать, а в результате привыкания проявляются или вырабатываются сызнова совершенно неожиданные, неведомые ранее качества… Но, с другой стороны, невозможно отрицать наличие идеальной природы в гармонии. На этой гармонии создан весь мир. В этой гармонии всё предусмотрено, всё уравновешено – каждая песчинка имеет значение на своём месте. И человек ничуть не лучше той песчинки. И если он пытается изменить свой природный код предназначения, предаёт свою культуру ради получения каких-то иных, чуждых его народу ценностей, то рушит он не только свой внутренний мир, но и мир каждого из нас, разрывая единое полотно жизни, сотканное природой как вполне законченное, но способное к самосохранению и самовоспроизведению… Есть родственные культуры, которые могут сосуществовать. Но есть и противоборствующие культуры, которые могут существовать только в автономном режиме по отношению друг к другу. К сожалению, некоторым культурам присуща агрессивность, стремление распространиться на весь земной мир, поглотив, подчинив себе всё иное… Это нужно знать и не позволять душе лениться, как сказал когда-то наш замечательный поэт. И не забывать, какого ты роду-племени… Ибо есть много достойных уважения народов на земле, но есть славянский народ, воплотивший совесть всего рода человеческого...