Не ёжик театрального леса

Дата: 27 Сентября 2022 Автор: Виктор Верин

Почему сегодня художественное творчество все более превращается в клубный досуг, когда у книги, фильма или спектакля весьма ограниченный круг потребителей?

 

Почему при обращении к литературной классике кино и театральные режиссеры преподносят ее зрителю в своем искаженном видении, находя то, о чем писатель и помыслить не мог?

 

Почему меняются на противоположные определения, казалось бы, еще недавно вечных понятий: любовь в современной интерпретации многих кинотеатральных постановок является всего лишь сексуальным влечением, мужество – грубостью и хамством, женственность – распущенностью и неряшливостью, справедливость – правом сильного и так далее. «Положительный» герой, добиваясь своей цели, без всяких мучений совести идет по головам, ворует, лжет, убивает, умеет вертеться и приспосабливаться.

 

И наоборот, герои, скажем советской эпохи с их понятиями чести, верности слову, любви к Родине, приверженности определенным нормам морали и нравственности, бескорыстие, готовность пожертвовать своей жизнью ради других, ради идеи справедливости, преподносятся как нечто ущербное, ложное, ничтожное.

 

С моей точки зрения, как это не покажется странным, причина столь сильной деформаций мировоззрения является утрата взаимосвязи с корнями своей национальной культуры, что неизбежно сказывается и на способности образного восприятия мира творчески одаренными людьми. Культура - это еще не художественное творчество, а отношение человека к человеку, человека к природе, отношения между родителями и детьми, мужчиной и женщиной, личностью и обществом, которые формируются у народов веками, проходя своеобразную селекцию, естественный отбор временем, природой, национальными традициями.

 

Художественное творчество есть лишь отражение культуры, в лучшем случае, или отражение ее восприятия, отражение способности автора к постижению тех культурных традиций, которые, в том числе, раскрыты в произведениях других авторов из предшествующих поколений. Попытки же вычленить культурную составляющую как предмет искусства из живой среды народных традиций, на мой взгляд, неизменно приводят к деградации художественного творчества, к созданию «одноразовых произведений» или продукции «специального назначения» для узкого круга лиц.

 

Между прочим, утверждения о том, что СССР был плавильным котлом для наций неверно, ошибочно или лживо. В высшем органе представительной советской власти работал совет национальностей.  Деление союза было по национальным республикам, краям и округам. Издавались книги на национальных языках, развивались народные коллективы художественной самодеятельности, сохранялась история...Не было запрета на межнациональные браки, даже поддерживались такие союзы, но сохранялись у многих народов Союза традиции, в которых не одобрялся межнациональный брак. 

 

То же самое и в религии -  приветствовался брак с единоверцами изначально. Почему? Потому что религия, как бы не была продекларирована как общность без границ, всегда имеет национальную окраску, национальные особенности. Католиков больше в Европе, мусульман в Азии, христиан православных - среди славян...  Потому что люди, в большинстве своем, чувствуют культурную связь с предшествующими поколениями своего рода. Ведь из поколения в поколение передается не только схожесть черт лица, но и культурный код, выработанный прародителями. Поэтому именно сохранение национальной культуры, развитие личности в ее среде, формирует как раз те самые общечеловеческие ценности сосуществования, терпимости, уважения к другим народам, ощущения себя частью человечества, ответственной за жизнь на Земле. Национализм приобретает крайние формы как раз в тех случаях, когда предпринимаются осознанные или неосознанные попытки уничтожения, поглощения или смешивания национальных культур. Мы и так едины в своем пребывании в этом мире, где нам должно не только наслаждаться жизнью, но совершать какие-то действия или, наоборот, воздерживаясь от каких-то действий, для сохранения нашего общего земного дома.   

 

Но, в семье не без урода. Бывает, что и в семье, ближайшие родственники не чувствуют родственные связи, не чувствуют родную кровь, память поколений...  Таких людей в народе называют соответствующим словом.  Выродки. То есть человек выродился, а не родился...

 

Есть более мягкое определение, почему-то касаемо только мужчин: Иван, не помнящий родства.

 

У Чингиза Айтматова в романе "Буранный полустанок" («И дольше века длится день») описывается как из людей делали манкуртов - лишенных памяти о своем роде. Из них получались безжалостные наемный убийцы.  Но если манкурта лишали памяти изоляцией от людей, насилием и унижением приучая к покорности и преданности хозяину, то сегодня культурная основа человека, его связь с предшествующими поколениями, кровные узы разрушаются под соусом демократии, общечеловеческих ценностей и культуры без границ.

 

Я далек от мысли, что все что происходит сегодня в творческой среде делается исключительно по умыслу,  стремясь целенаправленно уничтожить национальную основу человечества, а соответственно, те культурные традиции, которые формировали нравственность, этические и эстетические нормы, общественную мораль. Я более склонен к тому, что нами управляют, заполонившие мир "не ежики".

 

Есть такая замечательная пьеса Аллы Богачевой "Не ежик". Сюжетная основа ее не нова, но до сих пор востребована в силу типичности подобного явления во все времена повсеместно. Я бы рекомендовал постановку этой пьесы в качестве первой практической работы для каждого начинающего режиссера. Но боюсь, что мало будет от этого толку, так как в большинстве случаев, как мне кажется, постановщики обыгрывают сюжетную линию, пытаясь заинтересовать зрителя игрой, необычным видом Не ежика, детской дружбой... Все это есть. Но театр, как и любой вид художественного творчества, отражая реальную жизнь, не замечает, что и сам превратился в не ежика.

 

Итак, о чем же сказка? Маленькому ежику показалось, что если у него вместо колючих иголок будет, мягкая пушистая шерстка или прекрасный беличий хвост, то будет он более красив и интересен для окружающих, что будут тогда с ним все играть и дружить. Но происходит все наоборот. Когда, благодаря волшебному пеньку, у него появляется возможность изменить свою внешность, не понимают его ни друзья, ни родственники. И пройдя чрез испытание отказом от своей природной сущности, от своей культуры, от своего рода, он возвращается к осознанию себя членом большой семьи ежиков, в которой все так правильно и прекрасно, которую уважают в мире зверей, у которой есть свое место в природе. 

 

В мире людей, и особенно ярко это отражается в режиссерских работах последних лет, где человек подобно Не ежику пытается изменить традиционную культуру вокруг себя, в себе, не замечая, что он удаляется от людей, от самого себя, утрачивая, накопленный веками, опыт развития человечества.

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (45)

Новинки видео


Другие видео(179)

Новинки аудио

Зачем?
Аудио-архив(201)

Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход