Откровения аналитика перед выборами

Дата: 9 Августа 2021 Автор: Шелейкова Нина

     

1. Наши проблемы и надежды.
2. Что делать?
3. Анализ слабых и сильных сторон КПРФ.

 

 

1. Наши проблемы и надежды
 

          Общественное мнение и общественное сознание. Они, как всегда, неоднородны и противоречивы, переменчивы. Большинство людей считает, что в России и во всё мире нарастает хаос, беспорядок, поэтому люди хотят наведения порядка и стабильного благополучия, связывая это с жёсткой и «справедливой» властью, хотя по-прежнему не доверяют никакой власти.
          Рост социальной напряжённости проявляется, в основном, в росте раздражённости, агрессивности, прежде всего, в форме отчуждении людей друг от друга, тотальной критике и неприятия власти и нынешней жизни в целом. Некоторые верят во всесилие «тайной власти», еврейский заговор и т.п.. то есть, распространено «бинарное» мышление, поиск врага и «козла отпущения» без понимания, что абсолютной власти не существует, как и идеального правителя. Это позволяет «канализировать» избыток агрессии и недовольства по привычному руслу. Лишь меньшинство людей готово к участию в протестных действиях или могут проявить созидательную активность. На деле разобщённые люди предпочитают отстаивать личные интересы, не зависимо от реального вклада в общее дело. Зачастую люди хотят одно, утверждают и говорят другое, а делают третье… (О неизбежности «спутанной», точнее, сложной и многомерной, идентичности современного и, особенно русского человека, автор неоднократно писала).            
          
Власть и политические партии. Здесь также нет однообразия и не может быть единства и согласия. Большинство всё же стремится или предпочитает поддерживать Президента РФ В.В. Путина, видя в нём гаранта стабильности жизни в стране или своего нынешнего положения. Оппозиция считает: «Так жить нельзя», поэтому предлагает свой проверенный (КПРФ - социализм) или непроверенный (западная «демократия» - сторонники Навального) путь, надеясь на массовую поддержку недовольных. При этом большинство прежних политических сил и власть предержащих стремятся к власти и её удержанию, забывая о том, что никакая власть не вечна и не абсолютна, а перемены, по возможности, надо предвидеть и планировать. Тем более что мало кто правильно оценивает свои реальные возможности по наведению в стране порядка, располагает действенными навыками управления. Зачастую борьба и неизбежность защита своих интересов и своей позиции застилает восприятие реальности, перспективное видение и даже здравый смысл.
         

Большинство политиков продолжает руководствоваться «бинарным» мышлением, абсолютизируя не только жажду перемен, но и борьбу (внутриполитическую, классовую геополитическую и т.п.), как средство достижение своих или общих целей,  верит в возможность окончательной победы одной идеологии или власти, недооценивая значимость разнообразия жизни на Земле и уровней сознания людей (конечно, борьбу интересов никто не отменял, но она никогда не абсолютна, а в современном мире ради дальнейшей жизни на Земле её надо ограничить, усилив сотрудничество и взаимопомощь).   
         

 Человек и система образования. Человек – сложное, многомерное существо, потребности и возможности которого не сводятся к биологическим и материальным. Сознание и бытие в нём тесно переплетаются (абсолютное главенство того или другого – миф, иерархия всегда относительна и зависит от места и времени). В советское время это понимали, поэтому развивали в людях потребность в знании, самосовершенствовании, труде и общении, ограничивали жажду материальных достижений. Гармоничное, то есть «многомерное» и сбалансированное развитие личности было тогда не только лозунгом. Нынешняя система образования утратила многие достижения советского периода. Она не формирует сознательного и целостного человека, стремящегося к личному и, тем более, общественному совершенству. Образование не воспроизводит основные этапы эволюционного развития индивида, не практикует возрастную перемену труда, не прививает навыки здорового и полноценного образа жизни, не приобщает к лучшим достижениям науки и культуры жизни. Элемент воспитания, в т. числе трудового, утратил во многом свою значимость. Система клубов, общественных объединений и государственных социальных служб бюрократизированы или работают на коммерческой основе, не удовлетворяют базовые потребности людей и, прежде всего, молодёжи, в знаниях и общении. Тотальная цифровизация и компьютеризация, хотя и привносят в нашу жизнь много нового и интересного, скрашивают одиночество, не заменяют живое общение и аналоговое, образное восприятие мира. Информированность – не синоним знания.          
         
  Здоровье и здравоохранение. Сейчас система здравоохранения и медицина сводятся, в основном, к борьбе с болезнями, число которых при развитии медицины и средств диагностики, становится всё больше. В условиях рынка, частной собственности, погони за прибылью число выявленных болезней и «оздоровительных» мер, значимость фармакологии становится всё больше. Ведь побеждая одну болезнь путём лекарств и искусственных средств лечения, человек зачастую приобретает другую или утрачивает какие-то возможности. Достижения медицины нельзя измерять лишь количеством койко-мест, числом сложных и разнообразных услуг, операций, безликим увеличением финансирования на здравоохранение и уровнем технического оснащения медицинских учреждений.  Нынешнее здравоохранение практически работает на болезнь, а не на здоровье, ему «выгодны» больные, а не здоровые. Тем более что концепция медицины, как тотальная борьба с болезнями и вирусами, не соответствует реальности, которая многообразна.   
       
   Утрачены и не развиваются навыки здорового образа жизни; народная медицина опорочен; здоровый образ жизни сводится, в основном, к развитию массового и профессионального спорта (во многом давно коммерциализированного и даже вредного для здоровья), рекламе в СМИ многочисленных лекарственных и технических средств лечения. (Кстати, в советское время физкультура была важнее профессионального спорта). 
       
   Снижается и разрушается психическое здоровье людей, которое в условиях распространения ковида, приобретал форму массового психоза.
          Необходим комплексный, системный подход к проблеме здоровья, объединение профессионалов медицины с общественностью, откровенное обсуждение темы здоровья в СМИ.
         
  Предполагаемый ход развития событий. Необходимо признать, что в условиях роста природных и социальных потрясений, при росте значимости фактора неоднородности Единого Пространства Жизни (ЕПЖ), проявляющегося в усложнении идентичности граждан, провозглашаемых либеральных жизненных ценностей стабилизировать жизнь общества не удастся. Не только нынешняя, но и любая другая власть будет продолжать утрачивать доверие народа. Приход к власти принципиально новых политических лидеров и сил вряд ли будет исключительно мирным и простым. Но никакое «лучшее», «разумное» и «справедливое» правительство не справится с существующими проблемами без существенной перестройки парадигмы не только мышления, управления, но и общественной жизни, поскольку мир и человек усложнились, стали неоднородными. Привычная (одномерная и «линейная» логика не работает), а «спектральная логика» нуждается в сложной организации взаимодействия власти и народа, иного взгляда на саму власть. В этом плане могли бы помочь Социальные диспетчерские (они могут существовать при клубах, библиотеках, службах соцзащиты и даже в больницах), куда человек может прийти с любой проблемой и комплексно решать её. Но нужны специалисты широкого профиля, которые могут понять глубинную проблему конкретного человека, оценить его целостность и направить на путь развития с привлечением широкого спектра социальных субъектов, включая религию и психологию. К тому же всегда необходимо сочетание жёстких (силовых) и мягких методов управления и решения любых проблем (ведь «спектральная логика» не отменяет ни «тоталитарный», «иерархичный», «бинарный» или «линейный» подход к решению тех или иных проблем, но расширяет выбор решений).
          Власть сегодня не готова говорить народу правду о существующих жизненных проблемах и трудностях. И не только потому, что эту правду по большому счёту никто не знает, но и потому, что правда непроста и часто подтачивает доверие к власти, усиливает смуту, может способствовать усилению безнадёжности и массового психоза. Поэтому никакая власть не готова к полноценному диалогу с обществом не только из-за необходимости скрывать что-то от народа, но и из-за отсутствия новых форм диалога, взаимодействия. Те, кто понимает всё это больше других, опасаются быть не понятыми и не принятыми. Большинство людей не могут взять ответственность даже за свою жизнь на себя, ждут внешней помощи.    
             Необходимо включать в процесс обсуждения пути развития России мира в целом постепенно как можно больше людей путём организации не только парламентских слушаний, теле-шоу, деловых игр, но и развития системы самоуправления и социальных диспетчерских

                            

                                                 

 

2. Что делать?
   
       - Необходимо заранее полнее просчитывать последствия принимаемых законов и решений. Опробовать их вначале на отдельном регионе страны, а не на всех сразу, как зачастую происходит. ГосДума – это не арена политической борьбы, а место поиска взвешенных, продуманных решений для общего блага.  
       

   - Социализм – это равенство без утраты разнообразия. Это гармоничное, комплексное развитие человека и общества на основании возвышения потребностей, баланса социального и природного начала в человеке, НТП и охраны природы.
    

      - Многообразие, как и неоднородность Единого Пространства Жизни (ЕПЖ) – неоспоримый факт. Необходимо сохранить право на разнообразие не только семейных, социальных и национальных укладов жизни, сберечь прежние стандарты жизни, но и совместными усилиями формировать их баланс с новыми тенденциями и подходами.    
        

  - Важно, прежде всего, качество жизни, её социально-психологическая наполненность, а не только и не столько её продолжительность, тем более, в любом (даже «растительном») состоянии. На качество жизни, комплексное благополучие людей (см. таблицу) должна работать не только профилактическая медицина, профессиональные психологи, но и совокупность социальных учреждений культуры: библиотеки, клубы, дома отдыха, социальные службы и т.п. И, конечно, -  социально-экономический курс страны, общественно-экономический строй.
       

   - Здравоохранение и система жизни в стране должны заниматься здоровьем, а не болезнью, повышением естественного иммунитета человека без применения лекарств. Надо соединить возможности профессионалов и любителей, начать обсуждение темы комплексного здоровья в СМИ. Надо взять курс на полноту жизни, повышения её качества, а не идти путём выживания и борьбы с болезнями.
       

   - Необходимо введение повсеместной психологической грамотности, что позволит не только снизить нагрузку на здравоохранение, но и способствовать возвышению человеческих потребностей, перестройке структура потребностей человека, что будет работать и на решение экологических проблем. Надо формировать у людей смысл жизни, видеть его в полезности, значимости для других, в познании мира.
     

     - Надо приучать людей отказываться от избыточного в потреблении и довольствоваться необходимым не только под воздействием стихийных и природных бедствий, но и сознательно. Это возможно лишь при ограничении власти рынка, расширении влияния общественного сознания, то есть при социализме, при учёте сложной структуры потребностей конкретного человека.
     

     - Экологическую проблему по большому счёту можно решить лишь в социалистическом обществе, так как погоня за прибылью при капитализме не способна установить пределы роста любой сферы деятельности. Не рост НТП за счёт природы, а баланс социальных интересов и природы – основа благополучной жизни на Земле. Человек должен отказаться от избыточного потребления и погоней за «развитием» любой ценой ради сохранения природы. Отходы надо превратить в доходы и остановить погоню за ростом, развитием любой ценой, необоснованной и повсеместной замены старого оборудования на новое, прежнего образа жизни – на «новый», «современный» и т.п.             
      

    - Необходима иная философия медицины и здоровья, когда лечат человека, а не болезнь, когда создают социальные условия для физического и психического здоровья людей. Здесь медицина должна объединяться с образованием и системой управления, властью в государстве, опираться на более справедливый общественно-экономический строй.
       

   - Цифровизация должна быть там, где она облегчает жизнь людей, а не власти, и не лишает возможности их прямого диалога и общения. Необходим баланс цифрового и аналогового восприятия мира.
  

        - Религия – не только опиум для народа, необходимый в экстремальных условиях, но одно из средств достижения психического благополучия нации.   
   

       - СМИ должны шире освещать пути решения экологических и социальных проблем, пропагандировать нестандартные их решения.
   

       - Необходимо научить людей понимать позицию другого человека, но при этом «понять – не означает «принять». Необходимо понимать границы возможностей другого человека и себя, оценивать адаптационный резерв при принятии конкретных решений. Нужна мера и баланс крайностей во всём: в свободе и терпимости; в применении внешней силы и внутренних усилий для достижения любых результатов; при решении национальных и расовых проблем, при межполовом общении.
 
                          

 

  3. Анализ слабых и сильных сторон КПРФ.
     
          Всем понятно, что надо что-то делать для расширения влияния КПРФ. Но что и как? У автора нет однозначных и простых ответов, поэтому приводим лишь некоторые рассуждения. Тем более что ошибки прошлого, предвзятое отношение к коммунистам, как и упрощение ситуации, раздувание негатива, порождают широкий спектр критических замечаний к КПРФ. Надо отметить и противоречивость критики. Например, одни советуют КПРФ реже ссылаться на положительный опыт Сталина, отмечают неприглядные стороны политики Ленина; другие, наоборот, считают их непогрешимыми деятелями, ностальгируют по их «твёрдой руке». Одни критикуют религию и терпимость к ней КПРФ, другие советуют крепить связь с РПЦ и опираться на людей верующих, отмечают сходство идеалов христианства и коммунизма. Многие нацеливают КПРФ на решение «русского вопроса», другие уповают на интернационализм; одни выискивают еврейские корни у Ленина, считают марксизм провокацией, другие признают гениальность их учений. Список противоречий можно продолжить. Противоречива и идентичность человека.  Она уже никогда не станет одномерной и однозначной, так как впитала в себя элементы самых разных идеологий и представлений о мире (кстати, Китай научился соединять «несоединимое»).  Не может быть однозначным и отношение к тому или иному критическому замечанию.  С исчезновением тех или иных «недостатков» или особенностей может пострадать и сам объект, он может преобразоваться в нечто другое. Например, пожелания о переименовании КПРФ или преобразовании её в социалистическую партию, высказываются не редко, но она потеряет из-за этой своей популярности, «узнаваемость», утратит поддержку проверенного электората. Но если даже критика справедлива и злободневна, возникают вопросы: нужно ли и можно ли устранить недостатки; сколько сил и времени на это потребуется; кто и как это будет делать? Да и последствия изменений всегда неоднозначны. Большинство критических замечаний и их восприятие осуществляется с позиций тоталитарного мышления. То есть почти все оценки абсолютизируются.
         

На основании критических замечаний проанализируем слабые стороны КПРФ:
       

   1. Сужение доступа к административным, финансовым, информационным и другим ресурсам. (В ГД фракция КПРФ в 2016 году уменьшила свой состав и состоит из 43 депутатов. В региональных законодательных собраниях, исполнительных органах власти коммунисты представлены на уровне 12-14  %).
       

   2. Административное давление со стороны Президента, Правительства и «партии власти»; материальная и правовая зависимость от них.
       

   3. Судебные тяжбы, запугивания и аресты некоторых лидеров КПРФ и активистов. Незаконное преследование, осуждение и охаивание некоторых лидеров КПРФ: П. Грудинина, В.И. Бессонова и других.
       

   4. Власть стремится создать конкурентов КПРФ, вытеснить из политического пространства, перехватить её лозунги, «приватизировать» патриотические достижения СССР. (Например, освещение в СМИ программы «ЕР» по ремонту школ, хотя КПРФ всегда отмечала особую значимость доступности системы образования и восстановления школ на селе).
     

     5. Политические конкуренты создают «партии-обманки», иногда порочат КПРФ и её лидеров, хотя не обладают ни организованностью, ни влиянием, системностью КПРФ.
    

      6. Антипропаганда, обработка общественного мнения через СМИ идеями антикоммунизма.
     

     7. Наличие в опыте строительства социализма в СССР слабых и отрицательных сторон. (Они есть у каждой властной системы).
     

     8. Человеческие жертвы революций 1917 г. и Гражданской войны, жертвы политических репрессий в СССР.
     

     9. Подкуп, переманивание перспективных членов КПРФ.
     

     10. Раскол внутри КПРФ и утрата контактов с некоторыми известными и яркими, идейно близкими личностями. 
      

     11. Принцип лояльности в качестве основного для работы в КПРФ иногда более значим, чем компетентность, профессиональность, работоспособность и, тем более, инициативность.
      

    12. Существует возможность внедрения «пятой колонны». В КПРФ есть люди случайные, идейно незрелые, ограниченные.
      

    13. В рядах КПРФ преобладают пожилые люди. Мало молодёжи и людей пассионарных, инициативных. Ощущается усталость многих коммунистов, неверие в свои силы, отсутствие живой инициативы и «огонька».
       

   14. Нередкое снижение качества молодых кадров, их исполнительской культуры, дисциплины и работоспособности аппарата по сравнению с прежними, более пожилыми. (Критерий «молодости» не должен быть главным, так как амбиции молодых часто не соответствуют их возможностям и убеждённости).   
         

15. Живая сила, труд рядовых коммунистов не всегда используется рационально и правильно. Истинный потенциал работников редко реализуется в должной степени и нужном направлении. Горизонтальные связи и принцип взаимообмена информацией мало используются. Поэтому в КПРФ есть недовольные стилем и методами работы, а отношения между членами коллектива и КПРФ иногда оставляют желать лучшего. Есть взаимное непонимание и обиды на ближайшее и высшее руководство. Социально-психологический аспект отношений между членами КПРФ, в основном, не развивается.

  
16. Слишком большое значение придаётся только протестным действиям, хотя реально в них готовы участвовать 10-13% населения. Успешность отстаивания интересов своих избирателей сводится чаще всего к отдельным акциям. Не хватает системности работы с населением.

          17. Используется мало новых социально-психологических, информационных и управленческих технологий.

          18. В пропагандистской деятельности преобладает рассудочный подход; не хватает живых эмоций, юмора и творчества. Преобладают вербальные формы воздействия на избирателей, хотя большинство людей склонны к невербальному и образному восприятию действительности.

          19. Общественное мнение в целом не в пользу политики и коммунистической идеологии (большинство людей аполитичны и не верят ни в какую идеологию). Примерно треть населения поддерживает всегда действующую систему власти. Число убеждённых сторонников идеологии коммунизма, целей и задач КПРФ не превышает трети избирателей.

          20. Не все потенциальные и реальные сторонников коммунистической идеологии связывают её с КПРФ, считая её социал-демократической или даже «пропутинской».

          21. Лидеры КПРФ, за исключением Г.А. Зюганова, не обладают должной популярностью, часто подвергаются публичному высмеиванию со стороны СМИ и деятелей культуры.           

           Отметим сильные стороны КПРФ:

          1. КПРФ привыкла обходиться малыми ресурсами и опираться на людей, убеждённых и преданных.

          2. Большинство членов КПРФ - люди серьёзные, ответственные и сознательные.

          3. В составе КПРФ и депутатского корпуса есть люди «элиты», широко известные и популярные.

          4. КПРФ все эти годы была самой массовой, авторитетной и последовательной политической организацией России. Она владеет уже сложившимся имиджем, проверенным «брэндом», обладает «политической монополией» на коммунистическую идеологию.

          5. Во главе КПРФ стоит один из самых популярных и известных политиков современности - Г.А. Зюганов.

          6. Идеология КПРФ аккумулировала в себе наиболее значимые для России и русских понятия и ценности, она сочетает в себе традиции как российского, так и советского прошлого и устремлена в будущее. Идеология КПРФ обладает системностью, многоаспектностью и отвечает требованиям времени, соответствует стремлениям большинства социально активных людей страны.

           7. От программных заявлений других политических партий программа КПРФ отличается не только системностью, масштабностью, но и здоровой радикальностью. Она отвечает интересам страны в целом.
         

8. КПРФ устойчиво привлекает симпатии не менее трети населения России и имеет поддержку за рубежом.              
 
КПРФ не сможет преодолеть свои слабые стороны и по-настоящему использовать сильные, если не станет координатором широкого спектра политических и общественных сил, не сможет показать неизбежность сочетания исторических традиций с советской, коммунистической практикой, обосновать сложную, противоречивую идентичность современного человека и выстроить её организацию.  Координатор должен иметь структуру, соответствующую сложности решаемых задач и осознаваемой уже большинством сложности мироздания.
         

В организационном плане лидер КПРФ должен взять на себя роль координатора, собирателя разнообразных социально-экономических сил и течений общества. Для этого можно провести своего рода инвентаризацию, «смотр» разнообразных общественно-политических структур, выявить потенциальных союзников во всех слоях общества (в частности, через перечень адресатов фракции и Г.А. Зюганова - по визиткам, письмам и т.п.). Закрепить их за соответствующими работниками аппарата и советниками Руководителя фракции. Привлечь к сотрудничеству несколько новых лиц и лиц, утраченных в результате прежних разногласий. За основу сотрудничества брать не столько лояльность и согласие с идеологией КПРФ, сколько возможность взаимного развития для решения общих задач, способность к самоорганизации. Можно составить список малых и больших дел и проблем, классифицировать их по принципу значимости и важности.

В идеологическом плане предстоит признать многоукладность экономики и жизнедеятельности общества, совместными усилиями с другими политическими силами найти жизнеспособный баланс отдельных укладов и их представителей. Надо обратиться к лучшим достижениям прогнозирования и планирования. Предстоит перейти и к иной парадигме управлении. Автор называет её «спектрально-целостной» («Эра Света»), которая предполагает допуск принципа относительности и неопределённости, внесения «мишени наблюдателя» при оценке тех или иных событий, ограничение иерархии и развитие горизонтальных связей внутри политических структур КПРФ, признание права на противоречия и инакомыслие; индивидуальный подход к проблеме развития и самосовершенствования человека с учётом конкретного уровня сознания.  
         

Помимо возрождения державы, восстановления власти Советов, обеспечения внутренней и внешней безопасности жизни граждан и достойного уровня и качества  жизни людей, наведения порядка в финансово-кредитной системе, борьбы с коррупцией, пропаганды народных предприятий и честного труда, в  программе КПРФ могут быть отражены вопросы: разработка программ молодежного строительства типа МЖК; приоритетное развитие инфраструктуры села и малых городов, льготное кредитование сельского хозяйства; разработка комплекса социальных, психологических мер по профилактике преступности, создание альтернативной (сложившейся практике лишения свободы) системы наказания для неопасных преступников; развитие самоуправления и народной инициативы, «социальных диспетчерских» для связи всех со всеми на базе государственных и общественно-политических структур; создание гражданских институтов общественного мнения и возрождение некоммерческих клубов общения по интересам; возрождение и развитие системы многопрофильных и многовозрастных клубов и досуговых учреждений, в том числе, по здоровому образу жизни (в школах, вузах и т.п.); организация Движения социальных новаторов и создание служб для поддержки новаторов и внедрения новаций и изобретений; создание Национального банка идей и проектов, школ обмена опытом и т.п.; формирование и поддержка поселений и городов опережающего развития: технополисов, наукоградов и экополисов; развитие научно-технического и социального прогнозирования; коллективная работа над идеологией и системой управления для решения проблем Ш-го тысячелетия в форме деловых игр, КВН и т.п.  Коллективное формирование Образа Будущего.
         

Особенно важно осветить вопросы, связанные с ролью общественных отношений не только на производстве, но и в быту, необходимости внедрения лучших достижений психологии и экологической грамотности в школах, вузах, в клубных формах работы.

                            

                 

 

Таблица. СПЕКТРЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ  ДЛЯ ОСНОВНЫХ УРОВНЕЙ СОЦИУМА

 

 

Человек 

  Семья

Община

Предприятие

Поселение

Страна

Человечество   

хорошее

здоровье

средства

существования, 

имущество,

сбережения

наличие

общей,

благоприятной

территории

нужные

ресурсы и

эффективное

их исполь-

зование

благоприятная среда обитания

достаток природных ресурсов 

благоприятная

космическая

    среда

безопасность

безопасное

и отдельное

жильё

порядок,

правовой

статус

 

соблюдение техники безопасности, охрана труда

обеспечение общественного порядка

обеспечение

национальной безопасности

отсутствие природных и техногенных катастроф

комфорт

  уют

общий уклад жизни

современное

оборудование

обеспечен-

ность инфра-

структурой

(ЖКХ,

транспортом, связью и т.п.)

современные производи-тельные  силы,

высокий уровень НТП

сохранение

биосферы

полезная,

любимая

работа

 дети

межсоседская

кооперация

производство

качественной

продукции

бездефицитный бюджет

финансово-

экономическая независимость

устойчивое воспроизводство природных ресурсов

дружба,

любовь

хорошие

отношения

с родными

и друзьями

общие

потребности

и интересы

справедливые социально-трудовые отношения

гражданский мир и согласие

социально-политическая стабильность

баланс интересов

разных стран

ощущение

счастья и

целостности

бытия

свободное

время,  содержательный

   досуг

 

авторитетное общественное

мнение

квалифици-

рованные

 кадры и

перспектива

их роста

развитая

культурная

среда

высокое качество жизни населения

перспектива устойчивого развития

перспектива,

смысл жизни

сплоченность

общие

жизненные

ценности

коллективное

решение

проблем

перспектива развития предприятия

действенное

самоуправление,

авторитетная

власть

правительство народного доверия

равноправное мироустройство

 

 

                              

 

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (273)

Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход