В борьбе с бедностью побеждает нищета

Дата: 5 Августа 2021 Автор: Малашенко Валерий

 Ты мясо ешь?

– Нет.

- Ты рыбу ешь?

– Тоже нет.

– Вегетарианец?

– Нет, пенсионер»
 
«Бедность в России стала позором. За время кризиса уровень жизни упал почти на 9%, и сейчас около 12,5% населения России находятся за чертой официальной нищеты – это люди, доходы которых меньше прожиточного минимума. Это потеря, в том числе в функциональном развитии, в питании, качестве жизни, здоровье»
 Алексей Кудрин,  глава Счётной палаты
 

Отличие бедности от нищеты
     
Обсуждая проблемы нищеты и бедности необходимо понимать, что такое нищета и что такое бедность.
      В экономической теории под бедностью понимается состояние, когда доходы человека ниже среднего дохода по стране. Такая бедность называется «относительной». А когда доходы человека меньше прожиточного минимума, это уже «абсолютная бедность». Но, что такое, в нашем случае,  нищета?
      Ответ на этот вопрос представлен в исследовании института социально-экономических проблем народонаселения РАН. Учёные определили границы денежных доходов нищеты в размере одного прожиточного минимума (ПМ), бедности - в интервале между одним и двумя ПМ. Но эти границы не нашли применения в критериях бедности и российские нищие продолжают называться бедными.
    В 1997 году был принят закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и определен состав потребительской корзины, в который вошли продукты питания, непродовольственные товары, коммунальные затраты и различные сборы. И уже на 1998 год был установлен  размер первого прожиточного минимума в сумме 450 рублей или 59,2% средней заработной платы равной в то время 760 рублей в месяц.
    Так, началась борьба с российской бедностью, очень похожей на нищету.
 
      

Стратегия борьбы с бедностью.
    

  С самого начала борьбы с бедностью российское Правительство разделила страну на социальные группы – трудоспособное население, пенсионеры и дети, установив для каждой группы свой размер потребительской корзины и свой прожиточный минимум. При этом, прожиточный минимум пенсионеров на 20 с лишним процентов меньше прожиточного минимума трудоспособного населения. Эту разницу Правительство объясняет тем, что  потребности в еде у пенсионеров в силу возраста должны быть меньше и то, что пенсионеры не платят 13% НДФЛ и налог на недвижимость. Вот такая иезуитская логика.
     Со временем такая логика может привести к тому, что социальную группу «пенсионеры» разделят по весовым категориям - у маленьких и худеньких пенсионеров продуктовая корзина  должна быть  меньше.   
      Бороться с бедностью можно двумя способами. Первый, это когда власть обеспечивает рост доходов населения, снижение цен на продукты питания, непродовольственные товары,  коммуналку и другие необходимые затраты. Второй базируется на принципе – чем меньше прожиточный минимум, тем меньше количество бедных. Понятно, снижать уровень бедности за счёт минимизации прожиточного минимума намного проще, чем обеспечивать рост доходов, снижение цен на продукты питания, непродовольственные товары и коммуналку. По-видимому, поэтому российская власть выбрала второй способ.
    И борьба с бедностью стала набирать обороты.

В 2000 году уровень бедности составлял 29% (42,3 млн. чел.), а уже в 2012 он снизился до  10,7% (15,4 млн. чел.). Но, если прожиточный минимум в 2000 году был равен 1023,7 рублей и составлял 46% от среднемесячной заработной платы, то в 2012 году это отношение составило всего 24,4%.
В декабре 2012 года Федеральным законом № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» порядок расчета прожиточного минимума был изменён. Затраты на непродовольственные товары стали рассчитываться исходя из 50% стоимости продуктов питания в потребительской корзине, оставшаяся сумма направлялась на оплату коммунальных услуг и  различных сборов. Величина прожиточного минимума не стала зависеть ни от цены на непродовольственные товары, ни от роста цен на коммуналку. И это невзирая на то, что с 1999 по 2019 годы затраты на коммуналку, при официальной инфляции 850%, выросли на 3790%.

В 2015 году отношение прожиточного минимума к средней заработной плате увеличилось до  28,53%, но уже в 2018 году это отношение опять снизилось до 24,1%, а в 2020 уже до 22,12%.
В период с 2016 по 2020 годы прожиточный минимум вырос всего на 14,98%, при том, что суммарная инфляция за этот период составила 21,7%. Вот так уровень бедности снизился с 13,2% до 12,1%.
Проявляя «заинтересованность» в снижении уровня бедности, основную часть борьбы с бедностью Правительство возложила на регионы, включив показатель «Уровень бедности» в методику оценки эффективности деятельности региональной власти. И власти некоторых регионов сделали основной упор в этом соревновании на снижении размера прожиточного минимума.
Обратная сторона уровня бедности, качество жизни - чем ниже уровень бедности, тем выше качество жизни. Россияне привыкли, что Москва, Санкт-Петербург, Московская область живут «неплохо» и занимают первые места в  соревновании по качеству жизни. Но, каким образом Республика Татарстан и Белгородская область заняли в этом соревновании 4 и 5 места? Но всё объясняется довольно просто.  Прожиточный минимум пенсионеров  в Республике Татарстан один из самых низких в России, в 2020 году он составлял 7889 рублей. В Белгородской области прожиточный минимум пенсионеров тоже небольшой - 8204 рублей.
       И ещё. Казалось бы, чем отличается Курская область от Белгородской? Наверное, кое-чём отличается, но конечно же не ценами на продукты. Но, прожиточный минимум пенсионеров Курской области, размер которого зависит от цен на продукты питания на 6,5% больше, чем в Белгородской. Ну и место в соревновании по качеству жизни только 18.  Вот такие «странности».

Почему в борьбе с бедностью побеждает нищета?

С января 2021 года методика расчёта прожиточного минимума опять изменилась. Прожиточный минимум стали считать в размере 44,2% от величины медианного среднедушевого дохода за позапрошлый год, а МРОТ в размере 42% от величины медианной заработной платы и тоже за позапрошлый год.

Возник вопрос, каким образом обоснованы эти проценты? Но, первый же расчет, проведённый по новой методике, всё разъяснил. Эксперты поняли, авторы методики просто подогнали норматив формирования прожиточного минимума к нужным величинам - при медианном среднедушевом доходе в 2019 году равным 26365 рублей,  среднероссийский прожиточный минимум в 2021 году составил 11653 рубля, что лишь на 3,1% больше чем в 2020 году. МРОТ на 2021 год по новому расчёту составил 12792 рубля, что тоже всего на 5,4% больше чем  МРОТ 2020 г.
 

Но, следует отметить, новая методика может серьёзно повлиять на дальнейшее снижение размера прожиточного минимума. По прогнозу Минэкономразвития реальные располагаемые доходы населения в 2021 году должны вырасти на 3%,  в 2022 году на  2,4%, а в 2023 и 2024 годах по 2,5%. Но, в тоже время,  в 2021 году Минэкономразвития прогнозирует размер инфляции 5,0%, а в период с 2022 по 2024 годы, ежегодно по 4%.

И даже не учитывая качество прогнозов нашего Министерства, которое ежегодно «ошибается» на 1-2%, прожиточный минимум малообеспеченных россиян снизится не менее чем на 8%. А в результате снижения прожиточного минимума,  снизится и потребительский спрос, что вызовет дальнейшее падение российской экономики.

В некоторых развитых странах для расчёта пособий тоже используется медианный среднедушевой доход. Но, во-первых, в этих странах доходы граждан в десятки раз выше российских и соответственно, намного выше медианный среднедушевой доход. Во-вторых, размер пособия в развитых странах составляет не менее 60% медианного среднедушевого дохода, а размер пособия обычно рассчитывается на семью.
 Например, в Германии на старшего члена семьи пособие выплачивается с коэффициентом 1.0,  остальным членам семьи коэффициент устанавливается в зависимости от возраста в пределах 0,6-0,3. Также дополнительно к пособию, оплачивается аренда  жилья, медицинская страховка и частично лекарства.
      

В мае 2019 года, премьер-министр Правительства России, тогда это был Дмитрий Медведев, подписал «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года», предусматривающий снижение уровня бедности в два раза, до 6,6%.

      Но куратор социальных программ, вице-премьер Голикова озвучила другой график борьбы с бедностью:
к  2023 году уровень бедности снизить до 10,9%, в 2024-м — до 10,4%, а к 2030 году — в два раза до 6,5%.
    Действие Правительства России в борьбе с бедностью смахивает на действие  человека, который решил отрубить своей собаке хвост, но по своей «доброте» подумал, что собаке будет жаль сразу и целиком потерять хвост, начал отрубать ей хвост по кусочкам. Отрубит один кусочек, а когда собака оправится от потери – ещё кусочек…
     

 

Вот такое у нас «доброе» Правительство. При этом ликвидировать позорную нищету работающих и пенсионеров можно в течение года, для чего необходимо просто:  
     установить минимальный размер заработной платы не менее 160 рублей в час (2 евро в час);
     установить минимальный размер пенсии не менее 25000 рублей (300 евро);
     усилить конкуренцию на рынке продуктов и коммунальных услуг.
     Но, Правительство не намерено проводить кардинальные реформы в борьбе с бедностью  и поэтому в этой борьбе  побеждает нищета.

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (394)

Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход