"Национальное самосознание" и "национальная культура"

Дата: 18 Июля 2021 Автор: Виктор Верин

Я бы разделил понятия "национальное самосознание" и "национальная культура".

Национальное самосознание  по сути, является осознанием нации себя как таковой, своих национальных ценностей и особенностей, а в индивидуальном плане - осознание принадлежности к своему народу.  

Если человек осознаете себя мужчиной, это достаточное основание для того, чтобы говорить о его личности?

Если человек осознает себя русским, достаточно этого, чтобы говорить о его культурном уровне, о содержании его культуры?

Человек рождается уже в некой культурной среде. У него еще не сформировалось сознание, он еще не может идентифицировать себя, но он уже живет в культурной среде и впитывает ее с молоком матери, с ее колыбельными, с ее сказками, с ее отношением к нему, с тем отношением к матери, когда он еще жил в ней...

Исходя из этого, разве сознание, а уж тем более, национальное самосознание не вторично к национальной культуре?

С моей точки зрения, эти понятия с разных уровней и соотносятся приблизительно так же как мораль и нравственность.

Национальное самосознание - результат развития личности под воздействием окружающей среды, а национальная культура существует и развивается непрерывно, обогащая и обогащаясь многими поколениями, в которых с рождением каждого человека происходит новый процесс формирования сознания, а потом, если он не выпадает из культурной среды и национального самосознания личности. У этих понятий различная природа существования.

Если обратиться к классикам, то ведь целенаправленный и действенный характер сознания в практике человека обусловлен сознательным отражением и сознательным применением объективных законов природы и общества, в то время как те же самые законы в природе и обществе обнаруживают себя бессознательно в форме внешней необходимости.

То есть, несмотря на то, что сознание человека формируется под воздействием, в том числе, опыта предшествующих поколений, это постоянно возобновляющийся процесс от полного его отсутствия до субъективного восприятия объективного мира с учетом полученных знаний, опыта, впечатлений.

В то время как национальная культура, сформированная за длящийся период взаимодействия с природной средой и межличностного общения в процессе общественного развития, и нашедшая формы отражения в объективном мире, не исчезает вместе с одним или многими носителями субъективного представления о сути вещей, продолжая развиваться, изменяться, возрождаться, оставаясь самодостаточной в пространстве и времени.

А как же исчезнувшие цивилизации вместе со своей национальной культурой?

Если бы их культура исчезла, то мы бы о ней не говорили. Она осталась в объективных формах и в субъективном отражении современниками в художественном творчестве. Это тоже весьма неоднозначный вопрос, так как можно привести примеры возрождения национальной культуры столетия спустя в результате приобщения к ней через религию, философию, общность существования, экономическую или иную необходимость и прочее.

И другая сторона этого вопроса в том, что не является ли причиной деградации национального общества, его распада, исчезновения и прочее, как раз то, что общественное развитие пытались осуществлять вне культурных традиций, на основе которых ранее формировалось и национальное самосознание индивидуума? 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход