Монография посвящена истории художественного процесса, его связям с идеями своего социального времени. Задача исследования заявлена автором как стремление понять и описать перипетии развития художественного процесса за годы советской власти преимущественно через призму ощущения художником своего времени и тех общественных идей, в контексте которых создавалось искусство, понять логику развития последнего, неотделимость и зависимость от контекста его социального бытования.
Книга не претендует на исчерпывающий бесстрастный многосторонний объективный анализ советской эпохи и ее отображения в искусстве, о чем сам автор и предупреждает в предисловии к изданию. «При всем старании быть максимально объективным в реконструкции прошлого, очевидно, что повторить подвиг Мюнхгаузена и вытащить себя за волосы из ментальности своего времени, его исторического контекста – невозможно. Хочу поэтому оговориться, что все изложенное – моя личная авторская история, обдуманная и прожитая мною вместе со страной, мой личный опыт понимания хода исторического процесса. Заранее принимая все критические замечания по поводу авторской субъективности (хотя, видит Бог, я старался быть объективным!), возможных неточностей и т. д., могу сказать словами А. Твардовского:
… А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу». По многим оценочным суждениям автора, действительно, хотелось бы возразить, уточнить, дополнить иной точкой зрения, иными фактами, но, возможно, как раз такой субъективный анализ советского искусства при наличии в книге множества ссылок, дает стимул для самостоятельного изучения заявленной темы, более близкого знакомства непосредственно с художественным и документальным наследием того времени, которое позволит каждому внимательному читателю сделать свой вывод.
Дадамян Геннадий Григорьевич Родился 1 апреля 1938 года в Баку. В Москву переехал в 11 лет. В 1960 г. окончил Московский экономико-статистический институт по специальности "Экономист". С 1965 по 1971 г.г. работал младшим научным сотрудником в Центральном Экономико-математическом институте Академии наук СССР. В 1971 г. перешел в Институт истории искусств (ВНИИ искусствознания МК СССР), в котором проработал более 20 лет. С 1976 г. - профессор кафедры менеджмента Российского университета театрального искусства (ГИТИС). Кандидат экономических наук с 1968 г. Заслуженный деятель искусств РФ (1999 г.). Лауреат премии "Театральная Ника" (1993 г.). Автор свыше 140 публикаций и 5 монографий. В 1988 г. организовал Высшую Школу деятелей сценического искусства
Содержание От автора ................................................................................................................ 4 Введение ................................................................................................................. 9 Глава I. О методологии научного изучения истории искусства …...................... 11 Глава II. Что такое парадигма? ……………......…......................................................... 26 Глава III. Парадигма I. 1917–1919. Общественная жизнь и идеи социального времени: митинговый анархизм ……..…………..............…....................... 33 Глава IV. Парадигма I. 1917–1919. Образ культуры – «Мы сами Шекспиры» ............................................... 82 Глава V. Парадигма II. 1920–1925 гг. Общественная жизнь и идеи социального времени: утопический рационализм ...............…….………………....................................................... 146 Глава VI. Парадигма II. 1920–1925 гг. Образ культуры – «Улучшаем Шекспира для нас» ............................... 201 Глава VII. Промежуток. 1926–1932.Общественная жизнь и идеи социального времени – «обытовление революции» ....…...................……………….. 294 Глава VIII. Культурная жизнь в годы промежутка. «Шекспир – это Шекспир» ............................................................................ 364 Персоналии ....…...................………………………......................................... 465 Приложение. Признаки и «образы» парадигм .......................................... 553