Нравственность – понятие не безразмерное. (Спектрография нравственности)

Дата: 6 Апреля 2020 Автор: Шелейкова Нина

О нравственности и нравственном, как и духовном возрождении России, спорят сейчас многие. Ведь оказалось, что “расцвет” законодательной деятельности в России и увлечение парламентаризмом, как и обилие хороших, но не всегда исполнимых законов,  вовсе не спасает человечество от большинства проблем и бед.

 

Право и мораль, как два полюса одного магнита жизни, неотделимы, хотя они могут, как противостоять друг другу, так и дополнять или отчасти совпадать между собой. По Гегелю (Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук в трех томах, т. 3. М.: Мысль, 1977, Г.В. Ф. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990) мораль, нравственность человека и есть его  право, осуществляемое им на практике (т.е. не абстрактно).


        

 

Таким образом, первая ошибка, которую часто допускают наши политики и власть предержащие при рассуждении о нравственности, заключается в отрыве правовой культуры, права от нравственности.

Вторая, не менее распространенная как среди властной элиты, так и среди народа, ошибка -  это, своего рода,  безразмерное” отношение к нравственности и духовности, которое закреплено в самой жизненной практике. В русском языке слово “безнравственный” означает вовсе не отсутствие нравственности вообще, а человека с низким уровнем морали и нравственности, так как на самом деле у человека всегда есть нравственность, то есть существует направление его избирательности в жизни,  доминанта выбора. 

По определению (на основе, например, словаря Владимира Даля), нравственность - это выражение свойств человека, постоянных его стремлений, что уже предполагает большие различия нравственности у людей. А эти различия, как и любые другие, в принципе можно измерять, сравнивать в качественном и  количественном отношении.


 

То, что нравственно для одного человека, далеко не всегда нравственно для другого. То, что считается нравственным для политика, дипломата, полководца или разведчика, может показаться безнравственным домашней хозяйке, оказаться очень вредным для учителя или врача. То, что нравственно и терпимо для военного времени - для мирного периода жизни может стать безнравственным и жестоким. То, что вполне нравственно для ребенка  -  осуждается в среде взрослых и, наоборот. Что простительно и даже желательно в молодом возрасте, в юности, то может стать предметом пересудов в преклонном возрасте или в старости.

Например, художник А. Пластов вспоминал, как мать-крестьянка, послав сына наловить карасей на уху, ругала его за большой улов. По ее мнению, надо было наловить только на уху, чтобы остальные караси могли бы жить (А. Жуков. Пластов из Прислонихи. М.: Детская литература, 1982).


 

В то время как одна категория населения голодает без колбасы и мяса, другая кормит своих любимых животных лучшими деликатесами, а третья (включая и известную французскую актрису Бриджит Бордо) уже выступает против скотобоен и жестокого содержания животных, а в Великобритании всерьез рассматривается билль о правах животных, гарантирующий домашним животным образ жизни, который не снился даже некоторым людям!



 

В то время как одни люди считают вполне нравственным удовлетворять свои безмерные потребности (по меткому  выражению авторов концепции “Мертвая вода” -  “деградационно-паразитические потребности”), у других отнимается тем самым возможность удовлетворять потребности “демографически обусловленные”, на основе чего и рождаются концепции “золотого миллиарда”, “пределов роста” и “устойчивого развития”. Но и само деление потребностей на паразитические и полезные у разных слоев населения и для разных возрастов тоже будет различным.


 

В основе всех экологических бедствий, техногенных катастроф, социальных проблем и многих личных переживаний и страданий, так или иначе, замешана нравственность. То, что нравится конкретному человеку (или группе людей), что направляет его поступки или даже преступления, может вступать в противоречие с интересами другого человека. Даже внутри одного человека порой идет сложнейшая борьба интересов и потребностей, мотиваций, что замыкает нравственность на  политику, как на теорию и практику согласования различных интересов.

“... трагизм нравственной жизни..., - утверждает русский философ Бердяев, - совсем не в столкновении добра и зла, божественного и дьявольского, - трагизм,  прежде всего в столкновении одного добра с другим добром, одной ценности с другой ценностью - любви к Богу и любви к человеку, любви к отечеству и любви к близким, любви к науке или искусству и любви и жалости к человеку и т.п. Ценность нравственная в узком смысле сталкивается с ценностью познавательной или эстетической, ценность жизни личной с ценностью жизни сверхличной, исторической”. (Н.А. Бердяев. О назначении человека. М.: Республика, 1993). Таким образом, человек вынужден быть если не жестоким, то  жёстким, жертвуя подчас одним ради другого.


Третье распространенное в нашем народе заблуждение заключается в  отождествлении нравственности с духовностью или вообще с верой в Бога, то есть – с религиозностью. Большинство людей полагает, что подлинная нравственность свойственна только верующим людям, которые признают в основе жизни, мироздания волю Творца, Бога. Они считают, что в заповедях Христа, как и в догматах других мировых религий, прописаны вечные истины, нравственные правила поведения на все случаи жизни. Но, если Бог действительно существует и действительно Един, то все же Он воспринимается каждым конкретным человеком по-своему, по-особому, а среди убийц, воров (в “законе”), прелюбодеев немало верующих.

 

Кстати, социологические опросы показывают, что в США 90% граждан верят в Бога, а в России - не более трети населения. Такая огромная разница заставляет не только предполагать отличие образа “Бога” в менталитете американцев и россиян, но и подтверждает “нелинейность” связи между религиозностью и нравственностью. Если бы непосредственная вера в Бога автоматически обеспечивала бы нравственное начало в человеке,  то американцы должны были бы раза в три быть нравственнее россиян.

Кроме того, сама возможность отпущения грехов и покаяние предполагают возможность ошибки и ее последующее исправление. Кроме того, люди неверующие часто поступают не менее или более нравственно, чем верующие, руководствуясь не страхом Божьим или даже обязательством перед Ним, а своей атеистической совестью. При этом, как справедливо отмечает Кропоткин, животные и даже насекомые прекрасно знают, что хорошо и что дурно, не обращаясь для этого за советом ни к Евангелию, ни к философам (П.А. Кропоткин. Этика. Изд. полит. лит., М., 1991).


 

Кроме того, духовность не тождественна религиозности, а является самостоятельным измерением личности, так как определяет степень освобождения человека из-под власти материи, определяется соотношением  телесного и духовного начал человека. По сути, духовность - это накал внутренней жизни человека, глубинная суть его самоорганизации.  Можно быть высоко духовным, но безнравственным человеком (Кальвин и Гитлер были духовными людьми, но их нравственность позволяла им безжалостно уничтожать противников своей веры и многих людей). 

Таким образом, духовность, как и вера в Бога, религиозность, хотя и связана с нравственностью, но является, своего рода, самостоятельным измерением человеческой личности.                        

У русских людей всегда существовали критерии нравственности, закрепленные в обыденном сознании на уровне интуиции, а также - отражённые в народном фольклоре (песнях, сказках, пословицах и даже анекдотах), в художественной литературе и произведениях искусства.     Критериями нравственности были: отношение к труду и богатству; к Родине и родной земле; к дружбе и любви. В народе уважалось трудолюбие и бережливость, а не скаредность и ростовщичество, паразитизм; верность в любви и дружбе, а не предательство и распутство; преданность Родине, а не продажность; сочувствие к слабым, беззащитным и калекам при восхищении богатырской силой и ратными подвигами.

При этом счастье, понимаемое лишь количественно и утилитарно,  имеет мало общего с высокой нравственностью. Но освобождение от страданий самого себя и других людей, всех живых существ - почти самая важная составляющая этики не только религиозной или “космической”, но и социальной, человеческой. “Этика космоса”, т.е. её сознательных существ состоит в том, чтобы не было нигде никаких страданий: ни для совершенных, ни для других недозрелых, или начинающих своё развитие животных”, - полагал К.Э. Циолковский, так как “делая зло другим, человек наносит зло самому себе в бесконечности своего существования” (К.Э. Циолковский. “Научная этика” в сборнике “Грезы о земле и небе”. Тула: Приокское книжное издательство, 1986).

 


 

Проблема нравственности в русской философии и традиции замыкается на проблему устройства общественной жизни при одновременном стремлении к совершенству личному, к возможности управлять, регулировать стихийные силы природы, о чем мечтал философ Н.Ф. Фёдоров. “Нужно искать братства, а всё прочее само собой приложится, ибо при истинном братстве невозможно порабощение и неравенство”, - утверждал Н.Ф. Фёдоров (Сочинения. М.: Мысль, 1982).


 

В реальной истории случалось,  что “нравственный идеализм”, т.е. верность во что бы то ни стало каким-то идеалам или принципам (особенно государственным и общественным), приводил к лицемерию, мимикрии и даже насилию над людьми и жизненными обстоятельствами, которые подгонялись под очередную догму или концепцию.
Чтобы избежать этого, на наш взгляд,  необходимо, по возможности, рассматривать полный спектр проявлений человеческой нравственности, беря её в естественном развитии. Важно также учитывать систему взаимоотношений нравственности (как одного из измерений внутреннего и внешнего пространства жизнедеятельности) с другими измерениями личности: биологическим возрастом, психическим состоянием, уровнем образования, идеалами жизни и т.п. Таким образом, мы выходим на своего рода “спектрографию нравственности”.

Уровень нравственности как бы аналогичен нравственному возрасту, который является всего лишь одним из “возрастов” человека.
Достаточно полный спектр возрастов человека тогда выглядит примерно так:
1. Календарный возраст (это годы).
2.  Биологический возраст (зависит от состояния организма, связанного с процессом старения) (см. подходы Фонда радикального продления жизни. М., 1995).
3. Физиологический возраст (определяется состоянием органов человека и их тренированностью).
4. Психический возраст (определяется развитием психики).
5. Социальный возраст (соответствует стадии социализации личности, объему его жизненного опыта).
6. Интеллектуальный возраст (определяется степенью развития интеллекта).
7. Нравственный возраст (это возраст, связанный с доминантой выбора, избирательностью личности, уровнем ее сознания).

В результате, как внутренний мир человека, так и его образ жизни,  может представлять собой довольно пёструю картину, в которую вписывается и дитя, и подросток, и взрослый, и старик! Можно занимать высокий социальный пост, но не соответствовать ему по интеллекту или по уровню нравственности. Или быть стариком по паспорту, но с юношеским восприятием мира (психический возраст), а можно,  пройдя войну в Чечне, даже в 20 лет иметь психику дряхлого человека.

Здесь нас интересует, прежде всего, нравственный возраст человека, как некая доминанта его поведения и жизненного выбора.
Таблица1 описывает ЧЕЛОВЕКА как целостность. По горизонтали представлены основные измерения личности; по вертикали – основные варианты их проявления (от простого к сложному).

 

                                 ТАБЛИЦА 1: ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНАЯ ПОЛНОТА ЖИЗНИ

 

Биологичес-

кий возраст

Потребнос-

ти   

Психичес-

кое               состояние

   Навыки,

    знания

  Уровень

деятельнос-

ти

Доминанта

нравствен-

ности  

    Идеал

      жизни

младенчест-

во

биологичес-

кие  выживания

 смятение

 бытовые   навыки

  (обыватель)

 инстинктив

        ная

   нужда 

жить, чтобы

       жить

  детство

вооруженности, защиты

    страх,

подавлен-ность

    дилетант

    (ученик)

    условно рефлектор-

ная,

заученная

    страх

самосохране

       ние

 подростко

     вый

воспроизводства, подражания

  апатия,

безразличие

    практик

(подмас-

терье)

стереотип-

ная,

подража-

тельная

 влечение

  благополу-

        чие

  юность

самореали-

зации, значимости

  борьба,

  агрессия

узкий профес

     сионал

  (мастер)

 предметная

  выгода,

  корысть

самореали-

зация

 взрослый

общения,

нужности

деловитость

широкий специалист

    (ученый)

целенаправ-

ленная, ра-

циональная

     долг,

   польза

социальная

справедли-вость

  зрелость

в новом, 

 в информа-

ции

увлечен-

ность

  новатор,

    творец

(художник) 

 поисковая,

конструирующая

 развитие

  познание,

 творческое

 отражение

 старость

 в благе

(истине,

добре и красоте)

 озарение,

блажен-

ство

 универсал

  (мудрец)

 созидатель-

        ная

 жалость,

сочувст-

вие

прекраще-

ние в мире страданий

 

Тот или иной жизненный выбор может осуществляться преимущественно на основе той или иной доминанты из спектра доминант нравственности (начало спектра условно соответствует “низким частотам”, а его конец - “высоким частотам”):
1) нужда (выбор осуществляется на основе внутренней нужды, насущной  потребности, например, голода, жажды и т.п.);
2) страх (выбор осуществляется на основе страха, боязни наказания, лишений, утраты благополучия, угрозы существованию или потери чего-то значимого, т.е. на основе внешнего принуждения);
3) влечение (выбор осуществляется на основе физиологического или психического, интеллектуального влечения к чему-то или кому-то. Влечение может быть сильнее нужды и даже страха);
4) выгода, корысть (нравственный выбор осуществляется на основе рационального расчёта с целью экономии собственной энергии, ресурсов и средств за счёт энергетики и возможностей другого человека или сил природы);
5) долг, польза, смысл (нравственный выбор осуществляется на основе разумного представления о личной или общественной пользе, которая может  в некоторых людях быть сильнее не только выгоды и корысти, влечения,  но даже позволяет преодолеть животный страх и нужду);
6) стремление к новому, развитию (доминанта нравственного выбора, которая диктует человеку, порой, иррациональное поведение, свойственное, например,  людям творческим, забывающим не только о выгоде и корысти, семейном и общественном долге, но и о насущных потребностях, внутренней нужде. Стремление к развитию, изменению, является, по сути, мощным влечением, понуждающим человека рисковать своим материальным и психологическим благополучием, искать новые формы отражения действительности в творчестве, забывая обо всем на свете);
7) жалость, сочувствие (на основе этой “иррациональной” доминанты выбора осуществляется иногда поддержка заведомо бесполезного, а иногда даже вредного для человека через сопереживание другому существу, через жертву своим свободным временем, жизненными силами,  ресурсами и даже - самой жизнью).

Любой человек - сложная система, которая в конкретный момент жизни и в определённом месте осуществляет свой жизненный выбор на основе той или иной доминанты из большого спектра доминант нравственности. В одном случае по отношению к чему-либо или кому-либо человек может жертвовать самым дорогим для себя и даже жизнью, а в другом он будет руководствоваться лишь узкой пользой или корыстью.  Всё это вполне можно объяснить, используя «спектральный подход» к анализу нравственности. И при этом у каждого человека есть своего рода “потолок” нравственности, то есть излюбленная доминанта выбора в большинстве жизненных ситуаций.

Если условия жизни резко меняются в худшую сторону,  то спектр нравственности как бы сужается, и в нём начинают преобладать “низкочастотные” составляющие. Например, в условиях так называемых “реформ” последнего десятилетия, людей, живущих стремлением к выгоде, корысти  или на основе страха и нужды, становится больше, чем людей, осуществляющих свой жизненный выбор на основе общественной пользы, смысла, стремления к развитию или жалости, сочувствия к другим. Но этим человек наносит вред не только другим, но и самому себе, так как он прекращает жить по естественным законом своей целостности, становясь все более “маломерным” и “серым”, утрачивая многоцветье полноты жизни!   Более того, все политические технологии манипулирования человеческим бытием и сознанием, в конечном счете, упираются в “порчу”, т.е. разрушение целостности спектра проявлений  бытия и сознания жизни.

Ни для кого не секрет, что общество подчиняется закону "нормального распределения", то есть большинство людей тянется к "норме", жмётся к центру власти и полюсу благополучия подобно тому, как растения тянутся к свету и Солнцу, а животные предпочитают сочные и богатые пищей земельные угодья. Если центр власти перемещается, то толпа редеет, чтобы затем снова скопиться там, где созданы оптимальные условия существования, где происходит распределение материальных и духовных благ, где можно пополнить свой запас энергии и жизненных сил. Лишь меньшинство людей, обладающих более высоким уровнем нравственности (как правило, это люди и с более высоким запасом свободной жизненной энергии, т. е. "пассионарии"), способны на большую жертву и подвиг. В меньшинстве также и "хищники", живущие лишь узкой выгодой или корыстью, в постоянном состоянии борьбы и агрессии, а также - те, кто руководствуются лишь примитивной биологической нуждой.   

Высокой степенью неоднородности отличается не только внутренний мир человека, как и его образ жизни (см. таблицу 1), но и проявление нравственности одного человека в разных сферах жизни. В таблице 2 показано, как нравственность может проявлять себя в различных аспектах жизни: в отношении человека к себе; по отношению к труду, к богатству; по отношению к власти; к людям; в отношении к новому, творчеству; к Богу. По-разному могут соотноситься доминанты нравственности и жизненные ценности, идеалы человека.

 

  Таблица 2. Проявление нравственности в различных аспектах жизни

 

Доминанта нравствен-

ности

Отношение к себе

Отношение

к  труду

(Отноше-

ие к богатству)

Отношение

 к власти

Отношение

к людям

Отношение к новому,

творчеству

(Жизненные

ценности)

Отношение

к Богу

 (Идеал)

  нужда

ущемление себя

как к злу

(как к счастью, награде)

недоверие

 

безразличие

равнодушное

(Природа,

Земля)

как к стихии,

силе природы

(жить, чтобы жить)

страх, принуждение

принижен-

ность,

скованность

как к тяжкой обузе (как к достижению, завоеванию)

послушание,

покорность

обособление

недоверие

(Жизнь, Человек)

как к предмету культа,,обряду

(самосохранение)

  влечение

себялюбие

как к недостойному занятию (как к личному достоинству)

угождение,

показной службизм

скрытность

лицемерие,

барство

насмешки

глумление

(Семья,

Отечество)

как к догме,

преданию

(наслаждение,

благополучие)

  выгода,

  корысть

возвеличи-

вание себя

как к неизбежному делу (как к основе жизни)

протест, неповиновение,

стремление лидировать

противопоставление,

вражда

узко

корыстное

(Власть,

Порядок)

как к закону, авторитету

(самореализация)

  польза,

    долг

трезвое,

критическое

вкус к работе

(как к наживному)

диалог,

взаимоуважение

 

сотрудничес-

тво, кооперация

уважительное,

использование

нового

(Народ, Труд, Справедливость)

отрицание Бога как творца

(социальная

справедливость)

стремление

 к новому,

развитие

естествен-ное, спонтанное

стремление к

работе

(равнодушное)

участие во

власти

содружество,

содействие

стремление

развивать

(Знание,

Творчество

Совершенство)

как к личности,

нравствен-ному началу

(жизнь вечная)

 жалость,

сочувствие

адаптивное

радость труда

(отказ от богатства)

самоуправление

любовь, взаимная жертвенность

по ситуации

(Правда, Добро, Красота)

как к правде, совести

(прекращение в мире страданий)

 

Таким образом, один и тот же человек может  к себе относиться и лучше, и хуже, чем к другим людям; может по-разному воспринимать Бога и жизненные ценности. Кроме того, даже стабильная оценка чего-либо является всё же  относительной, так как зависит от места и времени. Если альтруиста долго продержать в условиях жёсткого самоограничения и внешнего гнета, а потом выпустить на свободу, то модель его поведения может резко измениться. Благородное отношение к труду и достаточно пренебрежительное к богатству может не пройти испытание насилием и материальной нуждой, а дружеское и открытое отношение к людям в условиях постоянной конкуренции и всеобщей подозрительности может смениться скрытностью, лицемерием и стремлением к обособлению. Даже любимая работ превращается в тяжелую обузу и зло, если потерять меру,  как делают это некоторые “работоголики”, и не учитывать этапы развития личности и необходимость перемены труда, диктуемую многогранным характером  жизни.  

Таким образом “спектрография” как всей личности, так и её нравственности, может многое прояснить  во взаимоотношениях людей и событий, помочь предвидеть и отрегулировать противоречия, избежать некоторых конфликтов. В частности,  противопоставление и борьба, агрессия - лишь частный случай взаимоотношений, так как всегда можно при желании найти точки согласия. Но если напор жизни и несоответствия внутренней и внешней её неоднородности будет очень силён, то неизбежность открытой борьбы или войны тоже можно принять более сознательно, как естественный этап развития, за которым необратимо последует этап сотрудничества. Главное - не абсолютизировать свой частный уровень сознания и своё сиюминутное психологическое состояние.

Перейти в архив



Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход