«Грани Гранина» в творческой гостиной издательства РОСА

Дата: 10 Февраля 2019 Автор: Виктор Верин

(Москва, ул. Большая Грузинская, 39, библиотека им. Н.В. Гоголя)

 Впервые московская Творческая гостиная издательства РОСА проходила в формате видеосъемки сюжета для размещения в Интернете, что, возможно станет либо постоянным, либо промежуточным на пути к видеотрансляции. Пока же сюжет размещается на сайте издательства РОСА, на страницах и в группах издательства в социальных сетях.

 

В разговоре приняли участие руководитель поэтического клуба «Птица-Тройка» Александр Чжоу, директор издательства РОСА Сергей Галиченко, выступивший в качестве ведущего, поэт Евгений Подопригора,  писатель и автор-исполнитель Евгений Белозеров.

 

 

 

Разговор получился не столько о Гранине и его произведениях, сколько об отражении истории народа в художественном творчестве, о народной памяти, о Великой Отечественной войне. Об ответственности  перед потомками за сохранение правды, за сохранение и развитие культуры своего народа. О благодарности ушедшему поколению…  Наверное,  поводом для этого послужило как раз то ощущение противоречия между добровольцем, ушедшим на фронт  защищать Родину и переосмыслением  значимости тех событий спустя много лет. Время порой искажает события до противоположности. Но попытаемся взглянуть на историю с позиции сегодняшнего дня, опираясь на существующие пока что документы, воспоминания современников, очевидцев и на особенности восприятие человеком происходящих событий. Хотя любые воспоминания, не говоря уже о художественных произведениях,  почти всегда, раскрывают не только то, что видел автор, но и то, что он хотел бы видеть.  История знает немало мистификаций. 

 

Даниил Гранин начинал литературную деятельность под своей фамилией – Герман.  Именно под этой фамилией  были опубликованы его первые рассказы и написан роман «Вариант второй», который очень понравился его однофамильцу, уже известному в то время писателю Юрию Герману, который и попросил молодого автора взять псевдоним, пошутив, что литературный журнал «Звезда» не выдержит двоих Германов. Так и появился в русской литературе писатель Даниил Гранин.

 

Считается, что в 2019 году Даниилу Гранину, обладателю всевозможных премий и наград,  как СССР так и капиталистической России, исполнилось бы 100 лет.  Почему считается? Потому что о дате и месте его рождения в различных источниках сведения противоречивы.  В одних говорится, что родился в 1917 году, а в других – в 1918, в – третьих – в 1919.  По одним сведениям, местом его рождения является город Вольск Саратовской  области, а по другим – село Волынка Рыльского района Курской области.

 

Подобная неразбериха в информации об авторе возможна, в том числе, и из-за невнимания окололитературной структуры к современным авторам. В качестве положительного примера можно привести работу библиотек и музеев Белгородской области. Не знаю как обстоит дело сейчас, не превратились ли все эти начинания в разовую кампанию или формальные мероприятия для галочки, но, в свое время, лет десять назад, были попытки создать фонд современных авторов в музее Василия Ерошенко в селе Обуховка, в Белгородском литературном музее, в Старооскольском краеведческом музее, в Центральной библиотеке Старого Оскола, где собиралась информация о местных  авторах еще при их жизни.

 

Отец Даниила Гранина  служил приказчиком по лесной части у разных хозяев, а с 5 марта 1918 года работал десятником по лесозаготовкам при Петроградском гороткомхозе. Мать нигде не работала (была домохозяйкой) до тех пор, как утверждает Гранин, пока отца семейства не сослали в Сибирь. Даниилу тогда было 13 лет.  И для того, что бы прокормиться, матери пришлось освоить искусство портнихи. Но документов, подтверждающих то, что отца за вредительство сослали в Бийск, нет. Наоборот, выписка его трудового стажа свидетельствует, что он во время предполагаемой ссылки работал в Ленинградской области, причем не просто лесничим, а заместителем председателя правления Мало-Вишерского лесопромышленного товарищества, а позже и председателем товарищества.  Жили они в Ленинграде. Отец был старше матери более чем на 20 лет.

 

Александр Данилович Герман имел еврейские корни. И Даниил Александрович в документах института, где он учился, так и указывал нацинальность – еврей. Но уже в наградных документах времен Великой Отечественной войны – украинец. А в послевоенное время – русский. Мать  Даниила Анна Бакировна – из татар.

 

     После окончания школы Даниил полгода поработал шофером, а затем, на семейном совете было решено, что он пойдет учиться на инженера. И он поступил  в Ленинградский электротехнический институт  на специальность «электрические станции», а когда эту специальность в институте ликвидировали, перевёлся на 4-й курс Ленинградского индустриального института ( Ленинградский политехнический институт), который и окончил в 1940 году по специальности «гидроэлектрические станции», получив диплом  инженера-электрика.  По распределению  на 9-ю ЛГЭС  в поселке Свирь  Ленинградской области  он не поехал, устроившись на Кировский завод старшим инженером электросилового цеха. Вскоре его избрали заместителем секретаря комитета комсомола. Продолжил заочно учиться  в аспирантуре ЛПИ.

 

Первые публикации  Даниила Германа о героях парижской коммуны появились в журнале «Резец» еще во время учебы в институте, но особого внимания, ни читателей, ни литературной критики не привлекли. Не понравилось то, что получилось, и самому автору, но остановиться, по его собственному утверждению, он не мог. К  документально-биографическим произведениям Гранин вернется на поздних этапах своего творчества, пройдя через романтику научно-технического творчества и переосмысление исторических событий и военных конфликтов.

Стоит ли заострять внимание на биографии писателя? Ведь каждый человек имеет свои слабости, совершает ошибки, проходит через период формирования личности, трудности быта и выстраивания взаимоотношений в обществе. И все это неизбежно находит отражение в творчестве автора. Причем, как и в данном случае, часто  в героях произведений угадываются не только реальные черты автора, но и те свойства человеческие, которыми автору хотелось бы обладать. Но раз автор творит свою биографию не делами, а вымыслом, подобно роману, значит это зачем-то ему нужно. Значит, как и у любого художественного произведения, в этом есть какая-то сверх-сверхзадача, которую автор хотел решить.    

Во многих энциклопедиях и справочниках, в интервью и в произведениях самого Гранина его биография в годы Великой Отечественной войны выглядела следующим образом: ушел добровольцем на фронт с Кировского завода, воевал в ополчении рядовым бойцом  под Ленинградом, окончил командирские курсы, командовал танковым подразделением, был дважды ранен, награжден орденами Красной звезды и Красного Знамени.
 

В 1968 г. в петрозаводском журнале «Север» была опубликована повесть Даниила Гранина «Наш комбат», где он показывал командиров и политруков как персонажей отрицательных, ведущих неправильный образ жизни, и, зачастую, виновных в гибели солдат, которыми бездарно командовали. Уже тогда были отдельные публикации  о том, что в творчестве Гранина  обесценивается героизма советских солдат и офицеров посредством исторической лжи. Его политрук Рязанцев строит свою карьеру, не взирая на жизни солдат, но ведь и сам создатель образа Рязанцева воевал политруком, а позже менял свою автобиографию, не задумываясь об истине.
 

Литературный критик Михаил Золотоносов  обнаружил в архивах  подлинные документы, многие из которых теперь опубликованы в свободном доступе в интернете, опровергающие некоторые этапы  автобиографии  Гранина, которые часто лишены конкретики и последовательности. Например, исходя из документов, следует, что Гранин  работал на Кировском заводе не просто инженером, а был заместителем секретаря комитета ВЛКСМ. Что он ушел на фронт не просто рядовым ополченцем, а был в звании старшего политрука. Гранин действительно участвовал в боях, но под Псковом, где и был дважды ранен. А вот все 900 дней блокады он не мог находиться на передовой под Ленинградом, так как служил комиссаром ремонтно-востановительного батальона, где и был награжден орденами, но не за участие в боевых действиях, а за ремонт техники, организацию соцсоревнования и коммунистическое воспитание. Да и в партию Даниил Гранин подал заявление не на фронте, а еще до войны в 1941 году стал кандидатом на Кировском заводе.


Описывая события войны через переживания и поступки людей, которые оказались вовлечены в противостояние народов, в смертельную схватку по воле политиков и государственных деятелей, через страх и отвагу, любовь и ненависть, через мир человеческих чувств, Гранин  и себя  порой показывает совсем не с парадной стороны.  Так в некоторых интервью и в книге «Причуды моей памяти» он рассказывает о том, как в сентябре 1941 года он вместе с другими ополченцами просто ушел с линии обороны в Ленинграда с панической мыслью о том, что все рухнуло. Попросту говоря, он оставил позицию без приказа, дезертировал. Отоспавшись у себя дома, он приходит в штаб ополчения, где, соответственно, его хотели отдать под трибунал. И случись это, мы бы не узнали писателя Даниила Гранина. Но поскольку неразбериха была огромная, дезертирство было массовым, то его отправили обратно в действующую часть… 

 

Будучи инструктором политотдела, Гранин проявил себя как боевой офицер. Когда выходя из окружения с боями, принял на себя командование подразделением. После переформирования вышедших из окружения частей, он был назначен комиссаром полка…

 

Почему Гранин стремился представить себя рядовым ополченцем в первые годы войны?.. Почему  он решил обратиться к военной теме, создав повесть «Мой лейтенант» в 2011 году, только  через 66 лет после окончания войны? Более полувека были насыщены другими событиями, словами, чувствами, которые наслаивались на память, на ощущения тех далеких лет. К тому же, окружающая действительность требовала какой-то реакции от популярного писателя на вспыхнувшие с новой силой споры «либералов» и «патриотов». «националистов» и «глобалистов», «социалистов» и «фашистов» о причинах и последствиях Великой Отечественной войны, которую стремились растворить во второй мировой, перечеркнув героизм и самопожертвование советского народа, а преподнести как противостояние двух  тоталитарных систем, где лишь западная демократия в лице США и Великобритании смогла спасти мир от окончательной катастрофы и порабощения русскими варварами.   

           

Наверное, нет смысла пересказывать  в подробностях все детали исследований биографии Даниила Гранина, так как при желании, каждый может самостоятельно ознакомиться и с многочисленными печатными публикациями, и найти в интернете различные точки зрения.  Меня интересует вопрос – зачем?.  Зачем Гранин умышленно исказил факты своей биографии? В стремлении создать героический образ? Это было бы так, если бы не показное противоречие информации в  произведениях самого автора. Например, в книге «Причуды моей памяти» он описывает свое обмундирование ополченца, когда  с друзьями, у которых была офицерская форма, они решили сфотографироваться в Летнем саду перед отправкой на фронт. И здесь же публикуется эта фотография, где он не просто в офицерской гимнастерке, но со шпалой политрука на петлице. Может быть, автор специально это делал, привлекая к себе внимание таким образом? Или все же, это «причуды памяти» - невнимательность,  забывчивость, впечатлительность? Ведь так часто бывает, когда писатель или актер настолько погружаются в созданный им художественный образ, что теряют реальность и ассоциируют себя в реальной жизни с вымышленным им же героем. Или же автор пытался своей биографией соответствовать каким-то критериям, которые были необходимы ему для достижения поставленных им же самим целей.

После войны Гранин до середины 50-х работал в Ленэнерго. И лишь потом решился заняться литературой на профессиональной основе. В принципе, если внимательно проследить творчество Гранина в советский период, то оно вполне соответствует тем идеологическим установкам, которые вырабатывались  коммунистической партией  для строительства общественных отношений.  Основной темой произведений Гранина в 50-70 годы прошлого века стала романтика научно-технического творчества, служение науки обществу,  приоритет общественного над личным, борьба с карьеризмом, очковтирательством, формализмом.  

 

И партийное руководство всячески поддерживало своего автора, продвигая его по карьерной лестнице и поощряя. В 1962 году его приняли в Союз писателей,  в 1965 году он уже второй секретарь, а с 1967 по 1971 – первый секретарь Ленинградского отделения Союза писателей РСФСР.  Лауреат Государственной премии СССР.  По книгам Гранина ставили спектакли и снимали художественные фильмы. В конце 80-х – начале 90-х он избирался народным депутатом СССР. Член бюро Ленинградского обкома КПСС . Герой Социалистического труда.  В 1967 году за заслуги в развитии советской литературы  и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся награжден Орденом Трудового Красного Знамени.  В 1979 – Орден Дружбы народов. В 1984 – Орден Ленина.  Практически – все высшие награды СССР.  Да и в военное время  орденом «Красная Звезда» он награжден был «за хорошее руководство и политическое воспитание личного состава», за умелое руководство социалистическим соревнованием в части. То есть, никакого противоречия у Гранина с коммунистической идеологией не было. Он весьма активно трудился на идеологическом фронте и принимал все должности и награды.  Более того, обличал противников советской власти, как, например, произошло с Бродским, в осуждении которого Гранин принимал непосредственное участие в должности секретаря писательской организации - и выступая, и голосуя… Известно  высказывание Анны Ахматовой по этому поводу:  «А о Гранине больше не будут говорить: „это тот, кто написал такие-то книги“, а — „это тот, кто погубил Бродского“»

 

Но что же произошло дальше? Почему уже в 80-е коммунист, политрук, советский депутат, обладатель всех высших советских наград Даниил Гранин,  и в общественной деятельности, и в творчестве все более слывет за либерала и пишет о необходимости преодоления тоталитаризма и коммунизма?  «Маркс был прав – коммунизм действительно оказался призраком. Слава Богу, что он перестал ходить по Европе». Почувствовал «ветер перемен»  и вовремя решил перестроиться?  Или же, будучи впечатлительной и легко переубеждаемой натурой, действительно  пережил переоценку ценностей и пришел к убеждению, что полжизни он заблуждался? Может быть… Тем более, что окружение у него появилось соответствующее. 

 

То ли в конце 80-х, то ли в начале 90-х в Ленинграде  в недавно открывшемся на Невском помещении ПЕН-клуба  проходили публичные мероприятия по случаю подведения итогов какого-то литературного конкурса.  Многие тогда еще не понимали, да и не хотели понимать, что собой представляют новые окололитературные образования, так как главным было то, что они предоставляли дополнительную возможность для популяризации автора. Я тоже представлял там воспоминания Эдуарда Хиля в нашем литературно-художественном альманахе «Клад». А Даниил Гранин был то ли в жюри, то ли в качестве почетного гостя. Из многих фотографий, сделанных на том мероприятии,  я нашел только ту где Гранин сидит в «президиуме» рядом с Валерием Поповым  и Андреем Битовым.

 

 

А в  1993 году он подписал «Письмо 42-х» в котором  «творческая интеллигенция»  призывала «раздавить гадину», одобряя действия Ельцина,  расстрелявшего из танков законно избранных народных депутатов. С точки зрения  диакона Анатолия Василика, Гранин «услышал системный «общественный» заказ на антипатриотизм и, увы, отозвался на него».

           

Даниил Гранин весьма успешно вписался в новую капиталистическую России, развивая идею пагубности коммунистической идеологии и советского образа жизни.
Его награждают орденами Святого апостола Андрея Первозванного, Александра Невского, «За заслуги перед Отечеством». Президент РФ объявляет ему благодарность, поощряет Государственными премиями. В том числе и Государственной премией  за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности. Есть в перечне наград Гранина и премия Министерства обороны, и конфессиональные награды. Именем Гранина даже названа малая планета Солнечной системы.  Гранин преподносится общественности чуть ли ни как совесть новой России.

 

 

Ну и раз уж заговорили  о совести, то обратимся еще раз к книге Даниила Гранин «Причуды моей памяти».  О совести он в ней тоже размышляет. Приводит высказывания Владимира Соловьева, который считал, что совесть – это развитие стыда. «В советские времена, - пишет Гранин, - низкий нравственный уровень  можно было оправдать страхами, идеологией, репрессиями. В нынешнем человеке мы, очевидно, имеем дело с принципиально иным отношением к стыду и совести. Появились новые требования к ним, новые, куда более заниженные уровни стыда и совести, и они считаются нормальными».

Получается, что и тогда у нас был непорядок с совестью, а теперь и того хуже. Но при этом, себя автор как бы выносит за пределы человечества и не рассматривает себя среди тех, у кого изменился, или не изменился нравственный уровень, который отражается в поступках и словах.

 

Литературный язык Гранина в «Причудах моей памяти» отрывист, порой и не понять что и откуда, и…. Как бы это поточнее выразиться? С моей точки зрения, нельзя его рассматривать как образец высокого литературного стиля. Я, кстати, не редко сталкивался с подобной ситуацией, когда представители «творческой интеллигенции»  в своем кругу изъяснялись таким языком, что любой подросток, тяготеющий к взрослой жизни с блатным окрасом, им бы позавидовал. А с приходом «перестройки» подобная «свободная народная» речь выплеснулась на страницы книг, газет, журналов.
 

Ну а что ж с литературным языком Гранина, автора, которого называют лицом и совестью  российской интеллигенции? О чем еще может идти речь помимо того, что многие его публикации напоминают  отображение незавершенных мыслей, которые как словесные эскизы, требующее доработки?

 
Начинается книга «Причуды моей памяти» с описания места в Летнем саду, где встречаются три товарища. «Перед разлукой  мы все трое встретились позади Домика Петра 1 за спиной мраморной богини с ее древнеримской задницей».  И далее автор неоднократно вновь и вновь обращается прямо или косвенно к этой части человеческого тела. Его внимание привлекает то туалетная бумага, то как ходили по нужде во время блокады, то как кряхтит  женщина в туалете, то как и кто лизал и кусал и за какие места, как кого обзывают в народе …

 

Оправдана ли такая речь и такие акценты в литературе? Где же то соотношение слов, мыслей и поступков,  когда стыд перерастает в совесть?  Ведь он сам рассказывает о том, как они с Алесем Адамовичем, собирая материалы для «Блокадной книги» не все решились в нее включить из того, что им рассказывали ленинградцы. То есть,  вот есть у автора какой-то предел отражения действительности, и он считает, что он должен быть приемлем для всех. Но почему мы не можем взять за образец  точку зрения другого человека? Например, того, кто считает неприемлемым в литературе использование нецензурной лексики, акцентирования внимания на физиологических особенностях человека? Ведь что происходит, когда вы смотрите, например, восхождение альпиниста на вершину? Восхищаетесь его отвагой, физической подготовкой. А если вам рассказать и показать не то, как он взбирается по отвесному склону, а то, как у него во время похода случилось расстройство желудка, как он оступился и упал в какую-то неприятно пахнущую лужу, как некрасиво выглядит его нательное белью и так далее?  Или рассказать о том, как альпинист напился перед  восхождением… О чем это будет разговор? Какие чувства он у вас разбудит?

 

Так ведь и о Великой Отечественной войне тоже рассказывают по-разному.  Вот Гранин сетует, что в свое время вместо фильма по «Блокадной книге» сняли киноэпопею по книге А. Чаковского «Блокада». И сейчас вновь раздаются высказывания о том, мол, сколько можно воспевать героизм защитников Ленинграда? Не пора ли всем покаяться, признать блокаду гуманитарной катастрофой и жить всем в мире, любви и согласии? Каждый видит одно и то же событие по-разному.  Известно, отношение к книге Гранина   бывшего фронтовика и блокадника, первого секретаря Ленинградского обкома КПСС  Григорий  Романов: «Что бы он ни говорил, его мысли склоняются к тому, что “город надо было сдать”, а это вообще неправильная постановка вопроса. Если бы мы его сдали, от него бы ничего не осталось, жертвы были бы страшнее блокадных».

 

Одно событие не только вызывает разные точки зрения у разных людей, но и может по-разному восприниматься одним и тем же человеком в разное время. Но этот индивидуальный взгляд формируется не в изоляции от людей, а под воздействием их слов, поступков. В частности и сам Гранин признает, что на его мировоззрение очень сильно повлияла, например, речь Хрущова о культе личности Сталина на XX съезде КПСС. А до того он признается, что восхищался, например, Кибальчичем и даже договаривался с издательством написать книгу о нем – изобретателе и революционере, сделавшим проект ракетного двигателя и динамитную  мастерскую для убийства Александра II.

Но с другой стороны, еще в 1950 году вышла повесть Гранина «Спор через океан», которая была  раскритикована за «преклонение перед Западом».  Значит ли это, что Гранин всегда  был приверженцем, так называемых, либеральных идей и просто приспосабливался к существующим общественным отношениям, создавая те произведения, которые могли быть напечатаны и которые могли принести ему успех?  Ведь после повести «Спор через океан» было не мало удачных публикаций, а в 1954 году был издан его первый роман «Искатели», принесший ему всесоюзную известность.

 

Гранина много размышляет над смыслом жизни, над природой поступков человека, но часто лишь после того, как сам оказывается в соответствующей ситуации. Например, уже, будучи в пожилом возрасте, он  как-то упал на Невском,  разбил лицо, но никто не помог ему подняться, никто не предложил помощь за все время, что он добирался до дома, держась за стены домов, боясь потерять сознание, и умереть в одиночестве среди нескончаемого потока людей. И в то же время, он вспоминает блокадный Ленинград, когда изможденные голодом люди, не проходили мимо упавшего на улице человека, пытаясь всячески сохранить ему жизнь, делясь своим скудным пайком, делясь своими малыми силами, помогая ему добраться до спасительного тепла ближайшего убежища, а часто и своего дома. 

И вся его «научно-техническая» проза не столько о научных достижениях и судьбе  литературных героев, сколько о природе их поступков, о взаимоотношениях личности и общества. Роман «Искатели» рассказывает о советском ученом, который создавая аппарат, помогающий искать места разрыва телефонной связи, борется с бюрократической волокитой. В романе  «Иду на грозу» (1962 г.) молодые физики, изучающие грозу, вступают в противоречие не из-за  научных разногласий, а из-за жизненных принципов: один готов поступиться ими ради карьеры, а другой не идет ни на какие компромиссы, отстаивая  истину и справедливость.

  Истину и справедливость… Насколько важно понять их для писателя, для человека? В чем они – истина и справедливость? И чем можно пожертвовать ради их торжества? И имеет ли хоть кто-то право распоряжаться жизнью другого человека?  И все же дело в том, что, казалось бы, глубоко личные, субъективные понятия истины и справедливости, как и понятие нравственности, формируются под влиянием общественной среды, культурных традиций. Живет ли человек по традициям своего народа или только рассуждает о национальной культуре – это определяет его восприятие реально происходящих событий, способствует мотивации его собственный поступков,  размышлений, выводов. 

  

Список литературы и публикаций:

 

Гранин Д.А. « Собр. соч.: в 8 т.» - СПб., 2009. 

 

Даниил Гранин «Причуды моей памяти» - М.:ЗАО Центрполиграф, 2009.

 

«Большая советская энциклопедия» - М., 1972. Т. 7.

 

«Ополченцы» -  Л.: Лениздат, 1975.

 

Чуковская Л. К. "Записки об Анне Ахматовой". 1963—1966» - М., 1997.

 

Солонин М. «22 июня, или Когда началась Великая Отечественная война?» - М., 2008

 

Горбачев В. «Возвращаясь к прошлому» - Октябрь. 1969. № 6.

 

Михаил Золотоносов «Политрук оказался вдруг» - «Город 812»

 

ЦГАИПД СПб. Ф. 1728. Оп. 1. Д. 751526

 

Центральный архив министерства обороны. Ф. 33. Оп. 682525. Ед. хр. 74

 

Утехин Н. «Раздвоение мира» - Огонек. 1969. № 14

 

«Север», 1968, № 4

 

Даниил Гранин: Ненормативная лексика в искусстве - от художественной беспомощности https://riafan.ru/18174-daniil-granin-nenormativnaya-leksika-v-iskusstve-ot-hudozhestvennoy-bespomoshhnosti

 

Евгений Новиков «18 брюмера» Бориса Ельцина и «письмо 42-х»  https://forum-msk.org/material/kompromat/7604477.html

 

«Литературная Россия» №38. 19.09.2014 http://old.litrossia.ru/2014/38/09070.html

 

Даниил Гранин. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гранин,_Даниил_Александрович#cite_note-:0-6

 

Рафаэль Карапетян «Гранин: неизвестная биография» https://www.fontanka.ru/2014/04/21/162/

 

Творчество Даниила Гранина – истоки, эволюция, характеристика https://www.litkritika.by/categories/pisateli/1575/4855.html 

 

Диакон Владимир Василик «Письмо 42-х или о «мастерах культуры» https://pravoslavie.ru/64633.html

 

Григорий Романов: «Я против недостоверных версий» https://rg.ru/2004/01/27/romanov.html

 

«Блокадные ромбабы» Гранина — и реальность https://politnsk.livejournal.com/15912.html

 

Гранин Д. А. - застенчивый власовец и духовный отец г-жи Алексиевич https://frallik.livejournal.com/1233918.html

 

Документы о награждении  о награждении комиссара 2 ОРВБ Гранина Д.А. орденом «Красной Звезды»  http://www.podvignaroda.ru/?#id=11812962&tab=navDetailManAward

 

Даниил Гранин в гостях у Гордона http://www.gordon.com.ua/tv/daniil-granin /

 

Странные тайны писателя Даниила Гранина https://zyorna.ru/news/publications/strannye-tajny-pisatelja-daniila-granina.html

 

Тимур Фехретдинов. «От «Искателей» до «Зубра»: пять главных произведений Даниила Гранина».  https://tass.ruсс/kultura/4388484 

 

Вячеслав Огрызко «Писатель умный, под конец жизни переставший быть дисциплинированным» -   https://litrossia.ru/item/10185-pisatel-umnyj-pod-konets-zhizni-perestavshij-byt-distsiplinirovannym-strana-prostilas-s-daniilom-graninym/


 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(143)

Новинки аудио

Н. Ермолаева и Н. Васильев "Сонет" (муз. Н. Ермолаевой, стихи Л. Дриновой-Ворониной)
Аудио-архив(115)

Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход