Кто в ответе за беду?

Дата: 17 Ноября 2018 Автор: Виктор Верин

Актеры говорят, что сыграть горе легче, чем передать состояние человеческого добра, счастья, радости. То же самое можно сказать и о литературе, и о кино, и о средствах массовой информации. Конечно, ведь это нужно обладать, по крайней мере, хоть каким-то талантом, профессиональным навыком, чтобы суметь сделать интересной информацию о буднях, о том, к чему стремится подавляющее большинство людей. В то время как беда, уже сама по себе вызывает у человека различные эмоции – от сочувствия, сопереживания и сострадания до страха, злобы, ненависти… Сам факт случившегося, затмевает то, как о нем говорится, показывается… И это свойство человеческого характера эксплуатируется теми, кто работает в сфере информации или художественного творчества, без какого-бы то ни было  ограничения.

 

Так было и после страшной трагедии в Керчи, когда молодой  человек, казалось бы, вполне нормальный, такой же, как и многие его сверстники, вдруг, взял в руки оружие и начал убивать. А затем свел счеты и со своей жизнью… Что это за счёты? Такого массового убийства у нас и не вспомнить. Чаще мы читали или слушали новости  о том, как расстреливает детей  кто-то с расстроенной психикой, где-либо в Америке, например. В стране «экономического благополучия». В стране, где применяется смертная казнь.

 

 То есть, ни «сытая жизнь», ни угроза смерти не предотвращают подобное преступление, подобную беду.  Она возникает там, где общество оказывается в зависимости от интересов группы лиц, определяемых лишь получением личной прибыли, не отягощенных наличием морали и нравственности, а так же достаточными знаниями и опытом для того, чтобы взять на себя ответственность за судьбу своего народа. Одними запретами и правилами человека не переделать. Можно кого-то переубедить, дав возможность иного пути реализации своих потребностей. Но невозможно ничего изменить в сознании  того, кто лишен сочувствия, сопереживания, сострадания, кто патологически зациклен на удовлетворении собственных прихотей, на росте своего благополучия, фанатичном стремлении к абстрактной идее собственного превосходства и власти с полным пренебрежением к тем людям, которые не входят в его круг корыстных интересов. Диктатура наживы может быть укрощена только диктатурой труда, обеспечивающего равенство и прав, и ответственности, что и создает приемлемую для жизни общественную среду, не способствующую формированию мировоззрения, приводящего к преступлению против жизни человека.  Рассмотрим этот тезис несколько подробнее, попытавшись обосновать его на примерах и элементарной логике.

 

Трагедия произошла  в учебном заведении. А во всех учебных заведениях «капиталистические революционеры», сторонники «рыночной экономики», «перестройщики» и «младореформаторы», стараясь уничтожить всякое напоминание о советском прошлом, отменили   воспитание, да и просвещение, по сути, заменив все оказанием образовательных услуг. Вот вам минимум информации, оплаченной государством. Ну а если мало, то можно ещё и дополнительных услуг получить за отдельную плату. А воспитание… Какое воспитание? Пусть родители этим занимаются.  Ну и что, если они с утра до ночи пытаются заработать копейку, чтобы накормить детей, сохранить крышу над головой, отправить ребенка в школу.

 

Да и что сможет родитель противопоставить информационно-пропагандистскому валу, обрушившемуся  на нас, поглотившему всех, ни давая секунды на вздох? 24 часа в сутки на каждом шагу через телевидение и интернет, на сцене и в кино, в литературе и в новостях вам твердят об убийствах, насилии, несправедливости, безнадежности… А если вам постоянно будут вдалбливать одно и тоже, то будь вы хоть с железной психикой, все равно начнете постепенно задумываться о том, что, наверное, белое – это, скорее всего, черное, и наоборот. Что выхода из сложившейся ситуации нет. Что если вы до сих пор живете не так как в кино и в новостях, то это ненадолго. Особенно, если вы еще молодой человек и еще не изведали всех прелестей жизни, если вы видите, что нет справедливости ни в реальной жизни, ни в виртуальной, что везде побеждают только сила, деньги и власть…

 

И опять же, на каждом шагу, в том числе в многочисленных компьютерных играх, сказках для взрослых и детей, так легко и много убивают, убивают, убивают. Да ещё говорят, что эта жизнь – не самое ценное, что есть у каждого шанс на  другую  жизнь, в крайнем случае, вас ожидает жизнь в раю, которую, как раз, чаще всего грешники и получают, потому что не согрешишь – не покаешься.

 

И с такой кашей в голове, с притупленным сочувствием, состраданием, сопереживанием, с отсутствием уверенности в завтрашнем дне, с отсутствием надежды на помощь общества, молодой человек подходит к двери, ведущей во взрослую самостоятельную жизнь.

 

Жизнь, где слуга получает зарплату в сотни раз больше своего господина. Как такое может быть? О чем это я? Ну смотрите сами, вот кто такой министр? Разве он не слуга народа? Ведь даже в переводе с латинского слово «министр» можно прочесть как «слуга». И по закону российскому министр – это слуга народа, потому что в соответствии с нашей Конституцией, только народ в России является высшей властью.  То есть, и бабушка с пенсией в 8 тыс. руб., и мелкий предприниматель, у которого после выплаты налогов и кредитов, ничего не остается, и многие другие честные труженики с зарплатой меньше 20 тыс. руб. – все они народ.  А народ, будучи хозяином своей жизни, не должен жить хуже своего работника, которого он нанял для  того, чтобы он грамотно и справедливо распоряжался в общих интересах природными богатствами, объединенными трудовыми ресурсами и другими возможностями общества.  Получается, что если министр хочет получать зарплату в 2 млн. руб. в месяц, то значит минимальные пенсия и зарплата в стране должны быть как минимум 4 млн. руб., а не наоборот.  А получать больше – безнравственно по отношению к тому народу, за счет которого ты живешь, и свои обязанности перед ним не выполняешь, не обеспечиваешь им те условия жизни, которые обеспечил для себя.

 

Но не менее безнравственно  не только соглашаться на такую высокую незаслуженную зарплату, но и назначать ее.  А кто у нас назначает зарплату в 1 млн. 700 тыс. руб. в месяц профильным министрам?  И такое положение дел на государственном уровне бьет по мировоззрению молодого человека не менее сильно, чем безнравственность в телевизоре и интернете, в литературе и на сцене. Ибо это – отношение государства  к тебе лично. Это осознание того, что государство  уже не ты, не народ, а акционерное общество госчиновников и крупных дельцов-бизнесменов, банкиров, где ты, в лучшем случае, рабочая сила, которая еще нужна на каком-то этапе, а в худшем -  просто случайная сопутствующая характеристика  продаваемых товаров и услуг, типа муравьев, речного песка или прошлогодних листьев.

 

А раз есть пример безнравственности на государственном уровне, то, конечно же, как не повторить за министром финансов, что, мол, не за спасибо же будем играть в футбол.  Вы можете себе представить 21 млн. руб., выданных вам на зарплату? Для большинства россиян такую сумму не заработать за всю свою жизнь. При заработке в 20 тыс. руб. в месяц, для того, чтобы получить ежемесячный гонорар футболиста, потребуется 100 лет… Неужели настолько важна игра в футбол для жизнеобеспечения народа? Неужели такую громадную пользу приносит футболист детям, старикам, обороноспособности страны, сохранению экологии и продовольственной безопасности, что его вознаграждение оценивается как труд 1 тыс. человек?  Но ведь и у них, и у тех бизнесменов, кто выплачивает им такой гонорар, пытаясь перещеголять государственных чиновников с их миллионными премиями, машинами и квартирами,   уже иная нравственность. С их точки зрения безнравственно считать деньги в чужом кармане, которые неважно как получены и которые могут ими тратиться на покупку яхт, дворцов, футболистов, политиков, артистов, а не на обеспечение простой возможности жить для всех своих соотечественников.

 

Какие высоконравственные у нас капиталистические отношения! Чего уж тут говорить?  Что приходится думать молодому человеку на пороге самостоятельной жизни? Задуматься, как повыгоднее себя продать?  Как устроиться в услужение для развлечения к богатому да властному?   Или как самому попытаться из электората и человеческого ресурса попасть в число тех, кому можно наплевать на всех прочих, так как им принадлежит мир? Как тут не потянуться к пистолету, с помощью которого так легко можно наказать зло или проложить дорогу к своей удаче…

 

А уж двойная мораль, которой мы так любили попрекать советских чиновников, а ныне – пресловутый Запад… Двойная мораль  в поведении наших чиновников и деятелей культуры уже и не скрывается-то особо от общественности. Чего тут еще стесняться? Кого? Зачем, если никто ничего им сделать не может? Для народа – красивые и правильные слова, а для себя - красивая и сытая жизнь за деньги, которые получены за те самые слова.

 

Но даже  при всей безнравственности актера или режиссера, требующего себе гонорар в сотни тысяч или в несколько миллионов рублей на фоне  нищенского существования большой части населения страны, в их творчестве случаются откровения, отражающие реальную жизнь.  Может быть, и неосознанно для них самих. Ведь как не старайся запрячь свой творческий дар в тарантас для доставки денег, он проявит себя… И вот уже в многочисленных мелодрамах, пропагандирующих, точнее, создающих положительный образ олигарха, проскакивают сюжетные линии, действующие лица, в которых отражается народное недовольство, стремление к мести, к восстановлению справедливости собственными силами, не надеясь на защиту государства или на благородство сильных мира сего. Художественное творчество схватывает настроение общества, отражает его…

 

И вот в реальной жизни прогремел взрыв в колледже. А потом убийца еще ходил по коридорам, заглядывал в кабинеты, выискивая себе мишени для выстрела среди учеников и учителей. Разве никто не позвонил сразу же в полицию? Разве рядом с учебным заведением не проходил маршрут полицейского патруля?  Скорее всего, нет. Идея сплошного патрулирования органами правопорядка осталась в далеком советском прошлом. Теперь иные приоритеты. Нужно, в первую очередь, выставить посты у госучреждений и банков, защитив их от назойливого народа.

Я сейчас живу в районе прогулочной зоны в Балашихе. Ни днем, ни вечером за три года я ни разу не видел здесь полицейский патруль. И поэтому здесь прямо на природе, на лавочках,   сплошь и рядом распивается пиво и что покрепче, весь берег речки в кострах и мангалах, в том числе и под плакатиком «Костры не разжигать». Мат здесь – норма речи. И предполагаю, что  так везде, по всей России, потому что  и сам во многих местах побывал, и кому не расскажешь, так слышишь в ответ, что, мол, и у нас то же самое творится. Как вечер – на детские площадки выползают  подростки и кто по-старше. Каждая лавочка превращается в распивочную, мат-пере-мат, не говоря уже о курении, выгуле собак в детскую песочницу и исправлении собственных естественных потребностей молодыми людьми под ближайшим кустом, а то и прямо на тротуаре рядом с сотоварищами, включая юных подруг. А полиция, в лучшем случае, проедет на своем автотранспорте где либо по ярко освещенной дороге, подобрав какого-либо одинокого пьяницу, пытающегося добраться домой и не способного устроить скандал при поддержке гоп-компании. Таким образом, возникает вопрос о том, кто сейчас является хозяином вечерних улиц? В крайнем случае, никак не органы правопорядка.

 

Но только ли из-за отсутствия полицейских патрулей в некогда рабочих районах сполошные мат и пьянство? Нет. Еще и потому, что те, кто «занимается культурой», считают культурой художественное творчество и шоу-бизнес, а не традиции во взаимоотношениях личности и общества, человека и природы. Отсюда и бюджет на культуру осваивается через образцово-показательные массовые мероприятия и раздачу грантов на реализацию сомнительных авторских проектов, не имеющих никакого отношения к развитию народной культуры, культуры нашего рода, культуры сегодняшнего дня и будущего в сохранении и развитии своих культурных основ.

 

Что предложили наши «организаторы культуры» в зоне отдыха на берегу реки в черте города вместо шашлыков в выходной день? Плакат с призывом не сорить при отсутствии достаточного количества мусорных баков и общественных туалетов? Поход в театр или на концерт, где билет стоит годовую зарплату, например, медсестры? Или, может быть, на открытых эстрадных площадках вновь можно будет выступать участникам художественной самодеятельности, для которых в Домах культуры откроются бесплатные секции и кружки, как для взрослых, так и для детей? Может быть, в соцсетях появится, наконец-то, какая-то  инициатива, раскрывающая, пропагандирующая не формально-топорно, а доступно, понятно, убедительно, увлекательно нашу культуру и в отдыхе, и в труде, и на улице, и в семье? Может быть, не так уж и плоха была идея просветительской деятельности не только в учебных учреждениях, но и на предприятиях,  по месту жительства…. Но, опять же, не формально-казенно, а идейно-убежденно, разьясняя нам кто мы есть и какова наша культура, которая помогает стать самим собой, а не превратиться в Ивана, не помнящего родства.

 

После трагедии, в колледже, наверное, и стационарный пост возле него появился, и металлоискатель на входе поставят…. Но вы помните, кто охранял советские школы? В крайнем случае, бабушка в гардеробе дежурила. Но для каждого школьника там находилось время и у  учителей, и у товарищей. Ребенку не только бесплатно давали знания, учили грамотности, но и реально помогали сориентироваться в жизни, поддержать. Существовало сообщество учеников, учителей и родителей. Общественные организации создавались не для проформы, так же как и различные факультативы, секции, кружки и прочее…

 

Хотя, конечно, как говорится, в семье не без урода. Но исключение из правил не подавалось как нечто главное, не тиражировалось как образец для подражания. Посмотрите советские фильмы о трудных подростках. Там не лепят из хулигана героя. И в жизни, когда требовалось принятие жестких решений – они принимались, и приносили ощутимый результат. Так в 1964 году в СССР суд приговорил к смертной казни 15-летнего подростка за убийство 37-летней женщины и ее 3-летнего сына. Приговорил, хотя в соответствии с УК СССР того времени, исключительная мера наказания могла применяться только к мужчинам в возрасте от 16 до 65 лет. Но та жестокость и безразличие к жизни других людей, то чувство безнаказанности, которое выказывалось подростком, произвело впечатление не только на судей, но и на большую часть общества, и на тех, кто мог принимать решения, брать на себя ответственность.. Приговор был приведен в исполнение… И подростковая преступность резко снизилась. «Малолетки» поняли, что их юный возраст не может быть защитой от наказания за преступление. 

А сейчас наоборот, мы только и слышим о том, что подростки всячески распоясались, чувствуя свою безнаказанность. 12-летняя девочка, которая со товарищем убила человека,  потому что ей хотелось посмотреть что у него в животе и попробовать на вкус человеческого мяса, в лучшем случае, пару лет пролежит в «психушке» и вновь придет учиться в обычной школе.   А сколько примеров в последнее время проявления жестокости подростков по отношению друг к другу, когда толпой избивают одного, пинают лежачего ногами, прыгают на нем, бьет ногами по лицу и девочки, присутствующие здесь же, снимают все это на телефон, чтобы выложить потом в сети.  А сколько обсуждали историю живодерок – девочек-подростков, издевающихся над кошками и собаками. И все это происходит не где-то в недосягаемости, а здесь, среди нас, на наших глазах.

 

С экранов телевизора только и слышно, что ничего невозможно сделать с не то, что с подростками, но и теми, кого уже причисляют к молодежи, к «золотой молодежи».  И молодой человек уже видит новую защиту своей безнаказанности, не менее надежную, чем юный возраст в комплекте с формализмом нравственной ограниченностью чиновников. Это деньги и власть. Он видит в ТВ, Интернете, в реальной жизни как те, кто ворует очень много, кого хватают за руку, все равно живут припеваючи. В крайнем случае, покинув нашу страну, легко купив себе иное гражданство. Так что, просто нужно успеть стать богатым. Да еще эта сплошная романтика борьбы  за капитал, где все средства хороши…

Жизнь такая, часто слышу я от взрослых. Или еще вот,  от многих авторов, от деятелей театра и кино слышишь о том, что через художественное творчество нужно приучать человека к трудностям  с ранних лет, показывая ему изнанку жизни во всем ее неприглядном виде и разнообразии. Нужно рассказывать о том, что есть люди с различной сексуальной ориентацией. Что есть маньяки с различными особенностями. Что цель оправдывает средства.  И так далее и тому подобное вплоть до вынесения на всеобщее обозрение каждой клеточки человеческого организма, его естественных и неестественных потребностей и возможностей, лишив тайны личного пространства, открыв настежь двери спальни и туалета, роддома и морга, больницы и храма, вывернув наизнанку и тело, и душу….

 

Все толерантно. Все без границ. А раз без границ, раз все в рамках терпимости, то где же ориентиры нравственности? Или общество может обойтись без всяких условностей, без морали? Ведь, по сути, мораль общества и сеть та самая идеология, с которой сначала боролись капиталистические революционеры последних 20 лет, а теперь пытаются изобрести ее вновь. Но нравственные ориентиры не нужно выдумывать.  Нужно всего лишь прислушаться к своей исторической памяти, к памяти своего рода, своей семьи, к своей культуре, к своей душе, к природе.  Разрушая естественную природную среду, вы разрушаете и свою культурную основу, как часть единого гармоничного мира с человеком в том числе.  Выделить культурную среду из природной  - все равно, что пытаться представить нос человека как самостоятельный персонаж, что описано гениальным Николаем Гоголем. Культурная среда – это и есть та атмосфера, где формируется   личностное восприятие общества, природы, мира. И не способствует развитию культуры народа  смешение различных культур в едином плавильном котле. Смешивание культур порождает нечто третье, иное, дезорганизующее личность, разрушающее его нравственные ориентиры. А когда личность не имеет своих нравственных ориентиров, когда общественная мораль не соотносится с вашими культурными традициями, тогда либо вы становитесь заложником ситуации, утрачивая какие бы то ни было бойцовские качества, стремясь приспособиться к доминирующему большинству, либо вашим ориентиром становится личный приоритет материального благополучия и положения в обществе вне зависимости от его состава, либо рождается внутренний протест, неприятие чуждой среды, душевный дискомфорт, который может вылиться как в мучительный поиск самого себя, так и в агрессию по отношению к обществу, которое не соответствует вашим представлениям о жизни.

 

Таким образом, получается, что невозможно выправить ситуацию одними запретами, ужесточением наказания. Нужно вернуть нормальную естественную среду обитания, где традиционная культура реально доминирует в обществе, а не декларируется формально на официальных мероприятиях, где закон на службе человеку, а не бизнесу. А возможно это только в том случае, когда человеческие взаимоотношения перестанут быть предметом сделки, торговли. Когда жизнь человека, его здоровье физическое и нравственное, создание и жизнь семьи вновь станут главной задачей общества, главной его ценностью, которая никак не может быть дешевле какой-бы то ни было частной собственности, произведения искусства или глобального международного проекта. Это как в медицине, если лечить не причину заболевания, а только его внешние проявления, то рано или поздно, болезнь вновь прогрессирует. А причина болезни общества всегда в системе его управления, в навязывании ему чуждых культурных ценностей, чужой морали и  нравственности, нарушения естественного понятия справедливости, природной целостности  живого  мира.

Перейти в архив


Оценка (5.00) | Просмотров: (541)

Новинки видео


Другие видео(121)

Новинки аудио

Утро вечера мудренее (стихи А. Овсянникова)
Аудио-архив(105)

Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход