В условиях Крайнего Севера командирские занятия и учебно-сборовые мероприятия с офицерами запаса, проживающими на бескрайних дальневосточных просторах, организовывать и проводить было архи сложно: как говорится, девять месяцев зима, остальные - лето.
Оборудованные войсковые стрельбища в районах Колымы и Чукотки по пальцам перечесть можно, поэтому командованием Дальневосточного военного округа было принято решение проводить сборы офицеров запаса на войсковых полигонах Дальнего Востока в период учений, как плановых, так и внезапных, куда доставлять их самолётами.
В 1984 году такой приказ в Магаданскую область поступил в феврале. На Колыме это период пурги и лютых морозов. Оповестить и собрать на сборный пункт офицеров в назначенное время было несложно - бомжей среди нашего контингента не было, люди имели постоянные места проживания и работы, все с высшим или средне-специальным образованием. А дальше действовали, исходя из количества призываемых на сборы офицеров запаса, военно-учётных специальностей и сроков прибытия в пункт назначения.
Сразу после получения сигнала о призыве на сборы в Магаданском аэропорту был зафрахтован самолёт. Чтобы не создавалась неразбериха, прибывающих офицеров разбивали на отдельные команды, состоящие из мотострелков, артиллеристов, танкистов, связистов и т.д. Некоторые из них уже пропустили по маленькой для сугреву ещё до прибытия в аэропорт, а кто-то взял с собой заветную бутылочку в дорогу. У всех было приподнятое настроение: одни предвкушали снова окунуться в армейский быт: построения, марши, стрельбы, оценка результатов. Другим просто хотелось на время отойти от бытовых проблем. А уж перелётами на «северах» никого не удивишь: Магадан-Хабаровск- привычный маршрут…
…До вылета оставалось не более часа. Офицеры запаса, призванные на сборы, спецконтроль прошли без особых приключений: весь виноводочный запас у пассажиров был изъят и началась посадка в самолёт ТУ-154, вылетающий рейсом Магадан-Хабаровск.
Двухчасовой перелёт запомнился, как короткое мгновение, и мы в Хабаровске. Город встретил нас пронизывающим ледяным ветром, отчего двадцатиградусный мороз показался колымским, тридцатиградусным. Быстро добрались на выделенных автобусах на железнодорожный вокзал, разместились в плацкартном вагоне, и в путь, до станции Биробиджан. На конечную станцию прибыли часов в семь утра и без раскачки на вездеходах выехали в район учений.
До нашего прибытия палатки на полигоне уже были утеплены лапником, обвалованы снегом, внутри горели печки-буржуйки. Это постарались отцы-командиры воинской части, куда мы прибыли для пополнения и боевого слаживания. Обмундирование офицерам выдали по сезону: армейские полушубки, валенки, меховые шапки-ушанки и полевую форму. Оружие и боеприпасы получили на пункте боепитания.
Учения продолжались пять дней. За это время ни одного несчастного случая не произошло; не было даже лёгких обморожений, что вполне допустимо в условиях зимы…
На обратном пути пели песню романтиков Севера «Колымский маршрут», на слова Михаила Анисимова
Мы с другом катим в Сусуман, Я не цитирую роман, Я говорю не о ГУЛАГе. Приятель – старый мариман, Решил набить себе карман В тайге, на драге. Хоть друг – романтик и аскет, И заслужил свой партбилет, А жил без фарту. Нажил диагнозов букет, Но не свалился в лазарет – Судьбу на карту! Стемнело. Движемся вперёд, То не беда, что гололёд, Зато нет смога. И снова другу не везёт – Карданный вал по днищу бьёт, Нужна подмога. Не торопись, дружок, в кресты, Навстречу МАЗ везёт «хвосты», Спасай артельщиков, новатор! У восемнадцатой версты Золотоносные пласты Вскрывает мощный экскаватор. Оно и вправду тесен мир, У нас один ориентир – Дерзай, коль молод! Пьём кофе – жизни эликсир, В кабине временный трактир И зимний холод… …Прошли последний перевал, Держи уверенней штурвал, Беде - отсрочка! Коль не накрыл девятый вал, Не перекрыл маршрут завал, То надо выстоять. И точка!