Искусственная культура порождает искусственные чувства

Дата: 16 Декабря 2017 Автор: Владимиров Александр

Сергей Галиченко, генеральный директор издательства РОСА, член Координационного совета Российского общества современных авторов, главный редактор литературно-публицистической газеты «Правда жизни» и литературно-художественного альманаха «Клад», российской газеты «Театр кукол». Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Служил в структуре Главного управления внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.  Руководил  информационно-правовым центром по обеспечению деятельности органов местного самоуправления. Работал в системе частных охранно-детективных предприятий, редактором различных газет, руководителем культурно-просветительского центра. Под псевдонимом Виктор Верин публиковал очерки, рассказы, повести, пьесы в различных периодических печатных изданиях, в коллективных сборниках. Отдельными книгами вышли повести «Русский легион», «Жили-были милиционеры» и сборник повестей и рассказов «Бег к победе».
 
 
Мы давно сотрудничаем. В возглавляемом им издательстве РОСА в свое время вышли в свет два моих романа «В астрале веков» и «Шоу зловещих сказочников». Часто мы спорим. По некоторым вопросам у нас совершенно противоположные мнения. Но в главном мы находим точки соприкосновения - каждому народу необходимо бережно относиться к своей национальной культуре и стремиться к ее развитию в современных условиях, не разрушая, складывающиеся веками традиции наших предков. Как это должно выглядеть на практике и что происходит в этой области общественного развития на самом деле - наш разговор.
 
- Прежде чем мы приступим к основной теме, мне хотелось бы уточнить сегодняшнее положение вашего издательства РОСА ?
- Нам удалось не только сохранить все основные позиции в Белгородской области, и возродить активную деятельность в Москве. У нас теперь здесь еженедельно работает  литературная мастерская на базе центральной библиотеки им. Н.В. Гоголя (ул. Большая Грузинская, 39), где любой желающий совершенно бесплатно может получить консультацию в области редакционнно-издательской деятельности.  Каждый четвертый четверг  здесь же открывается творческая гостиная РОСА, где происходит знакомство с творчеством современных авторов. А теперь совместно с Театром на Покровке запустили еще и Театральные среды.
 
- Кто из современных авторов  выступал в творческой гостиной?
- Авторские вечера проходят в рамках совместного проекта с Централизованной библиотечной системой Центрального административного округа Москвы «В поисках героя нашего времени». Первопроходцами стали писатель и автор-исполнитель, руководитель литературного форума «Осиянное слово» Алексей Витаков, писатель и автор-исполнитель Евгений Белозеров, автор-исполнитель Иван Попов.
 
- Что за театральный проект?
- В библиотеке им. Н.В. Гоголя каждую третью среду происходит знакомство с русской классикой. Сотрудники библиотеки представляют книги, которые у них есть, а Театр на Покровке представляет спектакль. Знакомство началось с комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
 
- Ну а непосредственно издательская деятельность  в Москве имеет какие-то книжные проявления?
- Конечно.  По итогам литературного форума «Осиянное слово», куда меня пригласили в качестве члена жюри и руководителя семинара по прозе,  был выпущен в серии «Сигнальный экземпляр»  венок сонетов Валерии Хаддадин «Егорушка» http://art-rosa.ru/news/newsread/news_id-5942 .  По итогам  литературного конкурса «Мцыри» в серии «Сигнальный экземпляр» вышел поэтический сборник Ли Гевара «Памятка по выживанию в себе».  Здесь в Москве вышла книга Тамары Дроновой «Позови меня даль голубая»  http://art-rosa.ru/news/newsread/news_id-5905 (сборник прозы и стихотворений) и книга Марии Емельяновой «Русская традиционная культура Староосколья» (энциклопедия в вопросах и ответах) http://art-rosa.ru/news/newsread/news_id-6175 . Книга очерков Александра Шеина «Дневник охотника» http://art-rosa.ru/news/newsread/news_id-6092 . Сборник стихов Антона Горшкова «Пыльная дорога»  http://art-rosa.ru/news/newsread/news_id-6312  Сборник стихов Олега Долгополова «Просто жить» http://art-rosa.ru/news/newsread/news_id-6488  .
 
- А что с альманахом «Клад»?

В московской творческой гостиной РОСА в библиотеке им. Н.В. Гоголя (ул. Большая Грузинская, 39) прошла презентация 17 выпуска литературно-художественного альманаха «Клад»  http://art-rosa.ru/news/newsread/news_id- . Я рассказал об авторах из Старого Оскола,  Нового Оскола, Шебекино, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Гамбурга, Воронежа, Бирюча, а так же о конкурсе «Муза для «Клада»  http://art-rosa.ru/gallery/open/aid-43 , в результате которого и была отобрана фотография  Вероники Дынник из Ивановской области для его обложки. Всего в альманахе представлено творчество  36 авторов. Алексей Витаков  http://art-rosa.ru/news/author/tid-38 рассказал о своем творчестве, исполнил несколько своих песен и стихов, поделился  впечатлениями от фестиваля «Афганский ветер» в Старом Осколе, откуда он недавно возвратился, будучи там председателем жюри.  Затем Алексей представил авторов из раздела «Осиянное слово», стихи которых опубликованы в альманахе по итогам форума, прошедшего в Переделкино. Евгений Белозеров http://art-rosa.ru/news/author/tid-74 помимо своего рассказа «Предаццо», представил авторов альманаха из Московской организации Союза писателей России.  Владимир Чертков  http://art-rosa.ru/news/author/tid-236 поделился своими воспоминаниями и размышлениями об Арктике, о походах на Северный полюс в которых он неоднократно участвовал. В альманахе опубликован его рассказ «Северное сияние». Андрей Чувилин http://art-rosa.ru/news/author/tid-161 рассказал о своем творческом пути, о том, как начал писать сказки. В альманахе опубликована его сказка «Машенька и брильянты». В альманах так же вошли работы победителей российского поэтического конкурса «Мцыри» и «Стихомарафона» ВКонтатке. Презентации альманаха прошли и в Белгородской области – в городах Бирюч http://art-rosa.ru/news/newsread/news_id-6375  и Старый Оскол http://art-rosa.ru/news/newsread/news_id-6454

- Выходит ли газета «Правда жизни»?
- Да. Она тоже печатается в Москве. Распространяется через редакционную подписку и презентационную раздачу. В ближайшем будущем, я  надеюсь, что ее смогут прочесть посетители всех библиотек Центрального административного округа Москвы. Издается так же и электронная версия газеты.
 
- Вы часто бываете в провинции. Что изменилось там в сфере культуры за последние год-два?
-  Дворцы культуры, по-прежнему, превращены в рынки. И это реально отражает понятие нынешних «хозяев жизни» о культуре, которой, как и всем прочим, управляют «эффективные менеджеры». В учреждениях культуры торгуют чуть ли не весь год обувью, шубами, посудой, бельём, медом… Это частичная самоокупаемость, когда помещение используется для зарабатывания денег. Отсюда же платные кружки, гастроли различных шоуменов и антреприз. С другой стороны – мероприятия по поводу и по случаю с торжественными концертами,  плановыми мероприятиями и прочее.  И уж что совсем худо, когда публично-официальные мероприятия в разделе «русская народная культура» сводятся к песням да пляскам в костюмах старины глубокой, да в выставке старинных народных промыслов. То есть, фактически, культурой как таковой никто не занимается.
 
- Подождите, а что же плохого в том, что сохраняются старинные русские песни, танцы, промыслы?
- Плохо то, что на этом заканчивается определение понятия «русская народная культура»… А ведь это не ушедшее явление. Русская народная культура не в прошлом. Она есть и сейчас. Она жива и развивается. И это не только художественное творчество, к которому относятся и песни, и танцы, и театр, и кино, и поэзия, и музыка… Прежде всего, это отношение человека к природе, и человека к человеку. И в этой связи, на первый план в  культуре должна выходить просветительская деятельность наряду с раскрепощением, развитием и реализацией творческого потенциала личности в общественной среде.
 
- То есть Вы хотите сказать, что все современное творчество тоже народное?
- А чье же еще? Это Вам только кажется, что Вы взялись из ниоткуда и гением своим спешите весь народ облагодетельствовать. Каждый писатель, художник, артист – плоть от плоти своего народа. И его творчество всего лишь отражает его восприятие, осознание, а затем развитие культуры его рода.
 
-  Но если так рассуждать, то откуда же берутся так называемые либеральные деятели культуры, проповедующие космополитизм, приоритет западных ценностей, незыблемость частной собственности даже в ущерб государственному суверенитету, здоровью и жизни своих соотечественников?  Для них ведь явно не существует никаких проблем в отношении забвения традиций наших предков. О какой народности можно говорить, если уже целая популяция сформировалась тех, кто мыслит себя надчеловеками и презирает тех, кто относится к родной земле как к матери своей?
- Здесь можно было бы просто вспомнить народную поговорку о том, что в семье не без урода, но, это будет лишь частично так.  Нельзя сбрасывать со счетов и усилия антикультурной, так называемой, политической и бизнес-элиты, которая, превратив политику, экономику и художественное творчество в инструменты воздействия на человека, с целью превращения его в составляющее человеческой массы, пригодной для производства трудовых ресурсов, всячески поддерживает процессы распада единства современных авторов, культивируя приоритет личностных интересов, ради достижения которых допускается всё. Основой такого посыла является деградация тех самых сочувствия, сопереживания, сострадания, без которых человек в числе прочего утрачивает способность слышать, понимать и уважать своего собеседника, даже при наличии общности интересов. 
 
- Вы считаете, что такой посыл формируется умышленно извне или у него есть какие-то внутренние истоки?
- Несмотря на наличие множества конспирологических теорий о заговоре  по уничтожению государства Российского и народа, его населяющего, у меня складывается порой впечатление, что всё у нас происходящее всё же не есть последствия происков спецслужб и коварных сект различных, а всего лишь глупости человеческой, являющейся результатом задержки умственного и чувственного развития активных представителей рода нашего. Иначе как же можно объяснить поведение поэта, который, например, в своих стихах душу рвёт ради спасения Отечества своего от супостатов иноземных, культуру предков наших изничтожающих, а вечером того же дня тот же «патриот» рукоплещет актёрам, которые выводят Пушкина как случайное счастье для Руси, решившего шутки ради между пьянками да гулянками стать солнцем русской поэзии. То бишь перевернуть всё с ног на голову, когда не благодатная русская культура, в которой рос потомок Ганнибала, привила ему любовь к слову русскому, а вот, мол, дар такой народу сему ниспослан в утешение непременной жертвенности его на алтаре служения миру иному и владыкам иноземным. И всё это вперемешку с красотами стихотворными да песнями музыкальными… Как в рекламе 25-й кадр, вроде бы про курицу смотришь, а идёшь водку покупаешь… Или вот взять, например, рассказы Василия Макаровича Шукшина о совести человеческой, о праве исконно русском, о выборе сознательном – жить по совести, несмотря ни на какие перипетии судьбы. Взять да и представить в постановке театральной, или в фильме художественном, или, в крайнем случае, в статье в каком-либо журнале «толстом» или газете «уважаемой» как продолжателя идеи «маленького» человека, рисующего «дурачков» русских, силы и ума не имеющих да простотой своей раболепствующих… Порой делает это автор в строгом соответствии с убеждениями своими, выросшими на основе национальной культуры, частью которой является, например, вероисповедание, в основе которого лежат постулаты о народе избранном и прочие… 
И потихоньку на фоне таком «культурном» для поддержания дисбаланса развивается и мысль о том, что сионизм, фашизм, расизм – это не противоборство наций, а всего лишь движение в целях самосохранения отдельных народов с их самобытной культурой. 
Но ведь не за счёт гибели иных культур и самих народов должны самоутверждаться и развиваться какие бы то ни было избранные или не избранные, верующие или неверующие, белые или чёрные, добрые или хитрые… 
 
- По всей видимости, извращение культурной основы происходит из-за неумения или из-за умышленного исключения из художественных образов духовной составляющей?
- Да. Но под духовной составляющей подразумевать следует не религиозные устремления, так как религия всего лишь попытка отражения культуры общества и личности в нём, а совесть человеческую, выпестованную вековыми традициями, всем укладом жизни рода нашего. Без этого все сюжетные и эмоциональные конструкции, собранные по внешней мотивации, зачастую создают ложный образ. 
 
- Есть такой гриб – ложный опёнок называют его в народе. Вроде бы внешне почти ничем не отличается от съедобного опёнка, а на самом деле смертельно ядовит.
- И в творчестве художественном подобные «ложные опята» не менее опасны, убивая самоуважение, уверенность в своих силах, порождая страх перед волей и преклонение перед носителями чужой культуры. Вот, например, книга про величие славян. Вроде бы про историю нашу славную... Намерения благие декларируются… А язык да сюжетная основа совсем иную культуру отражают, где живут не по совести, а по праву силы, где смакуются сцены разврата и жестокости, где чтут не народ свой, а правителя мирового, сверху даденного… И получается, что в бутылке с этикеткой славянской вместо молока бурёнки нашей родимой нам подсовывают виски заморские, к коим мы привыкаем исправно. 
 
- Бывает и ещё ужаснее,  когда читателя по мелочам да по частностям приваживают текстами выверенными, идеями привлекательными до поры до времени, пока доверие не выработается.
- А потом авторитет для службы делу неправому, подлому используется, когда исподволь, намёком, полусловом подправляется ваше представление о мире, о культуре рода вашего. И вот вы уже не замечаете, что рукоплещете литературному (театральному, киношному) герою, который семейные ценности разменивает на сиюминутное удовольствие, когда ради денег он с готовностью предаёт женщин, детей, когда убийство подаётся как нечто наподобие щелчка пальцами или битой карты… И всё это вроде бы на русском языке, иногда даже похожем на литературный… Так, незаметно, происходит подмена понятий… 
 
- И в этой связи вышеназванные литературные и иные художественные опусы гораздо опаснее для нашей культуры, нежели графоманские сочинения, опыты самодеятельных авторов, попытки самовыражения людей искренних, но не владеющих в достаточной мере навыками работы с печатным словом.
 
- И при этом, следует имеет ввиду, что при наличии желания и уверенности в своём праве не молчать у многих из них впоследствии смогут получиться полноценные самостоятельные произведения, отражающие эпоху, её культурную среду, от внутреннего мира человека до общественной морали, порождаемой на стыке культур народов. 
 
- Так, а в чем же особенность русской культуры?
- Как раз в том, что русский человек не только сочувствует своему соотечественнику, но сопереживает с ним все горести и радости, сострадает самой природе, ощущая свое единение с родной землей.
 
- Но разве это не свойственно другим народам?
- Как не может пальма вырасти за границей полярного круга в тундре бескрайней, как не может быть стройным кедр, если ему сломают верхушку, так и человек, вырванный из естественных условий природных, оторванный от культуры рода своего, утратит часть своей жизненный силы.  Хотим мы того или не хотим, но мы созданы природой разными, с учетом условий окружающей природной среды. И взаимоотношения с этой средой сформировали взаимоотношения человеческие внутри рода. Изменить, установленные природой законы развития, значит подтолкнуть жизнь, как единое целостное явление, к разрушению. Недаром же есть еще одна поговорка: «Что русскому хорошо, то немцу - смерть».
 
- В связи с этим возникает вопрос о Вашем отношении к двум существующим вариантам государственного обустройства – унитарное по территории и федеральное по национальному признаку…
-  При всем моем положительном отношении к укреплению государственного суверенитета, я все же считаю, что смешивать  различные культуры не стоит. Вся история нам показывает, что ничего хорошего из этого не получается. Есть, конечно, примеры, когда человек иной культуры, попадая в русскую общину, не только сохраняет свои родовые традиции, но и бережно, с большим уважением относится к русской культуре, временами более уважительно, чем сами русские, живущие рядом с ним. Но это, скорее исключение из правил.  В культурной среде действуют те же законы природы. Например, закон Архимеда о массе тела. Природа гармонична и если мы что-то откуда-то берем, то что-то другое куда-то отдаем или попросту теряем. Поэтому, с моей точки зрения, разным народам лучше жить отдельно, каждому в своей культурной среде, и дружить друг с другом домами, как говорится.  По такому принципу формировался СССР – союз братских республик. И не исключено, что именно стремление к унифицированным «общечеловеческим ценностям» европейско-американского разлива и разрушили единство «советского народа».
 
- То есть Вы выступаете за глобализм в культурной среде.
- Отнюдь. Долгое время я считал себя сторонником идей интернационализма и глобального социально-экономического обустройства общества. Но приобретённые за прошедшие годы опыт и знания убеждают меня в обратном – только сохранение и развитие своей национальной культуры и приоритетное в бесспорном порядке решение вопросов жизнеобеспечения своего рода и земли своей смогут дать шанс на выживание всей планеты и общества человеческого. Воля не должна ограничиваться экономическим поводком собственника богатств природных или средств производства. Разум и чувства даны человеку природой не для самоуничтожения (ибо, уничтожая себе подобных, мы уничтожаем часть себя), а для сохранения данного нам блага земного и для постижения возможностей жизни в различных пространствах. При этом и за иные формы жизни ответственность прежде всего должна на существах разумных быть… 
 
 - Но давайте вернемся к культуре, точнее – к литературе. Ведь вы имеете к ней непосредственное отношение и как издатель, и как писатель.  У Вас же выходят книги под псевдонимом Виктор Верин. О чем вы пишите? И зачем?
- Наверное, я пишу потому, что не нахожу в современной литературе того, чего хотелось бы найти. Поэтому пытаюсь через художественные образы понять сам, в первую очередь, каким должен быть герой нашего времени, что должно произойти, чтобы человек почувствовал свою принадлежность к великому роду своему, чтобы любил Отечество свое… Пишу, пытаясь запечатлеть память о тех замечательных людях, с которыми довелось встретиться на жизненном пути. Пишу потому, что порой литературный герой сам определяет свою дальнейшую судьбу, доверяя мне только записывать его слова, описывать его действия. Все мои повести, рассказы, пьесы, очерки о том, как стать человеком и остаться им в самой сложной ситуации. И как жить так, чтобы этих самых сложных ситуаций в обществе нашем не было.
 
- Я смотрю, что развивая РОСА как издательство и общественную организацию, вы фактически создаете заново условия для творческой реализации своих авторов. А Вы не пытались сотрудничать с уже существующими творческими объединениями, движениями, фондами?
- Пытались. Более того, мы предлагали и мунипальным органам, и общественным движениям взять все наши наработки себе, но тщетно. Я в очередной раз только убеждался в том, что реальные проблемы русской культуры, русской провинции, русских современных авторов никого не интересуют. И в административных структурах, и в общественных объединениях, чаще всего собираются люди какого-то определенного круга – родственники, знакомые,  удобные, услужливые, не умнее лидера, без лидерских амбиций, без идейного фанатизма и прочее.  А объединяющей основой, к сожалению, является освоение бюджетов различных.
- А пробовали объединиться со своими единомышленниками, найти поддержку среди тех авторов, с которыми у вас схожи взгляды на жизнь?
- Конечно.  Ну тут какая ситуация получается. Ведь десять лет назад мы и создали свое Общество, потому как авторы были разобщены, от существующих общественных объединений и властей никакой помощи в творческом развитии не было.  Объединившись, мы за несколько лет решили вопросы раскрепощения, развития и реализации творческого потенциала. Сами. Исключительно за счет объединения усилий. Теперь авторы могли общаться и обмениваться опытом в творческих гостиных и литмастерских, показать свое творчество на фестивалях, конкурсах, в альманахе, в газете, в интернете, на публичных мероприятиях, издать книгу, записать диск, установить творческие контакты.  А дальше, как и во всей стране… Обязательно нашлись те, кто счел себя более равным среди равных, более правым среди правых. Самое сложное – сохранить в себе человечность, не возвыситься, не возомнить себя  истиной в последней инстанции. Да, в одной только Москве десятки, если не сотни, общественных объединений, которые отличаются друг от друга только названиями, но нет среди них согласия и нет желания к единству то ли в силу патологического пристрастия к лидерству, то ли в силу управляемости процессом разобщенности патриотических объединений извне, то ли в силу каких-то непонятных причин.  Каждый что-то пытается изобрести свое. Постоянная грызня какая-то… А потом еще плачутся постоянно, что их зажимают, не пускают, не уважают и все такое прочее.
 
- Вы говорили, что у вас есть детская литмастерская, выходят книги для детей.
- Здесь у нас есть пока опыт только в Старом Осколе. Но мы предполагаем распространить его и на столицу. Идея выделения детской литературы в отдельное направление  обосновывалась изменением места книги и роли чтения в современном обществе, необходимостью адаптации литературы как комплексного явления к измененным общественным процессам, где доминируют материальные ценности, вытесняя духовное развитие личности, культурные традиции, формирующиеся в этносе веками. То есть, участники РОСА разрешили все свои проблемы творческой реализации, и стали стремиться к просветительской деятельности, к тому, чтобы их творчество сеяло,  согласно рекомендации Николая Некрасова «разумное, доброе, вечное». Это с одной стороны. А с другой, авторы стремились вовремя помочь молодым дарованиям начать путь в литературе, проще говоря, хотелось найти себе достойных продолжателей литературных традиций в РОСА.  И в третьих, организовывая с детьми драматические кружки, литмастерские, конкурсы, участвуя в их мероприятиях, взрослые авторы усваивали и для себя новые формы выживания в непростой среде обитания.
 
- По большому счету, сегодня автор по своему бесправию почти в таком же положении, как и ребенок, ибо управляющие нашим обществом менеджеры и бизнесмены не могут их понять, не могут понять почему, зачем нужно тратить деньги и время на издание, распространение, чтение книг.
- Сегодня, часто получают выход к читателю или к зрителю через киноверсию, произведения не тех писателей, что талантливы, а тех, кто имеет друзей и родственников во власти или в бизнесе, кто может пробить грант или профинансировать проект напрямую. Или же, получают доступ к массовой публике произведения, эксплуатирующие пороки человеческие, ибо слаб человек с детства и подвержен увлечению игрой, дающей ощущение эйфории. И с детства массовые литература и кино приучают пить, курить, убивать, играть, делать карьеру, переступая через поверженные головы товарищей своих.
 
     - То есть Вы все же еще верите в воспитательные функции литературы?
-  Литература видоизменилась, но осталась основопалагающим жанром в реализации художественного творчества, основанного на языковых свойствах. Поэтому современным авторам из РОСА, которые не перегрызлись меж собой и не сбежали к лучшей жизни, едва поднявшись над безнадежностью своей творческой реализации, этим авторам казалось архи важно не научить детей чему-то, а сохранить те чистые ростки души, которые заложены природой в каждом новорожденном.  Когда-то и в школе, и в ПТУ, и в институте, образование было частью воспитания. Теперь школа – это подготовка к тестам ЕГЭ, а колледжи и вузы – поставщики специальной информации. По всем вопросам, касающимся поведения претензии теперь к родителям, вплоть до писем на работу и штрафов. А в свободное от учебы время – добровольно-принудительные мероприятия либо из-под палки родителей, либо руководителей учебного процесса.
 
- От таких мероприятий, по-моему, пользы никакой ни для кого.
- И такое положение вещей, в том числе способствовало стремлению РОСА к деформализации как детского творчества, так и творчества для детей.  Детское отделение издательства было одним из направлений в так называемом детском вопросе. И так как в Старом Осколе это была инициатива снизу, от  авторов и издателей, то и основную массу работы мы взяли на себя. От Управления образования и Центра развития детского и юношеского творчества участие выражалось в предоставлении возможности использовать  их помещение, возможность участия авторов в мероприятиях, проводимых Управлением.  Центральная библиотека участвовала и своими площадями, и методическим участием, и непосредственным участием в проведении ряда презентаций, и, что весьма важно, библиотечный фонд регулярно пополнялся книгами издательства РОСА, делая их  доступными для каждого  жителя и гостя Старооскольского округа. За прошедшее время много воды утекло. Менялись руководители. Умирали авторы. Подрастали новые. Дети становились подростками. Подростки  постепенно втягивались во взрослую жизнь. Многие оставляли свои творческие порывы, ориентируясь на построение карьеры или же просто впрягаясь в семейные проблемы выживания. Но, я с радостью встречаю тех, кто занимался в литературно-драматическом объединении «Галактика РОС» будучи, с точки зрения педагогов, безнадежно трудными подростками, ибо они обладают частичкой нашей культуры, которую им привили то ли встречи с нашими авторами, то ли подвижническая деятельность руководителя «Галактики» Надежды Лан, то ли возможность реализации их детского творчества в публичных мероприятиях. Наверное, все это наложило отпечаток на их юные души, сохранив человечность даже в самых нечеловеческих условиях. И пусть они не станут поэтами или актерами, но они останутся людьми. 
 
- В вашем издательстве были случаи отказа от издание книги при наличии финансирования?
 - В издательстве РОСА были такие случаи неоднократно. Один раз мы отказали автору в издании его книги по морально-этическим соображениям, а пару недель спустя увидели его книгу во всех магазинах, отпечатанную в типографии.
 
- Что за морально-этические соображения?
- Я никак не могу согласиться с такой точкой зрения, что русский народ не способен к государственности, не имеет права на суверенитет, а советский народ – это искусственно выведенная популяция, способная только пить, спать и размножаться.  Во-первых, это ложь, опровергнутая самой историей. А во-вторых – это все равно, что возводить напраслину на своих родителей.
 
- Так может быть пора ввести обратно цензуру?
-  На самом деле цензура есть и сейчас, в том числе и в правовом поле, где оговаривается запрет  пропаганды насилия, например. Есть множество примеров попытки запретить то либо иное произведение художественное через суд и прочее. Здесь же все упирается в то, что оценка произведения будет всегда субьективна… И здесь нужно быть очень осторожным. Здесь, наверное, нужен все же не единоличный цензор, а возможность широкого обсуждения общественностью. И необходимость издателей и авторов прислушиваться к этому мнению. Ну и, конечно же, главным критерием художественного произведения должны быть наши культурные ориентиры.
 
- Оценочные категории всегда субъективны и, к сожалению, изменчивы.
- Даже за последние 20 лет мы имели возможность наблюдать, как диаметрально противоположно оценивались книги,  порой одними и теми же людьми,  например Владимира Высоцкого – от дворовой песни до литературной классики и высокой поэзии.

- То же самое касается определению «книжной вредности». 
- После выхода в свет «Преступления и наказания» Федора Достоевского было не мало молодых людей, решивших проверить с топором в руках тварь ли он дрожащая или право имеет. И мне представитель, одной общественной организации как-то заявил, что если он будет уверен в том, что книга Достоевского нанесла вред конкретному человеку, то ее нужно будет запретить. Но ведь это книга не пособие по убийству старушки топором, а, наоборот, о значимости каждой жизни на земле, о неотвратимости наказания за совершенное преступление, коим является попрание права жизни другого человека, попустительство порокам своим в ущерб совести человеческой… А ведь именно она, совесть, и должна стать главным судьей, главным цензором. И будит, будит Федор Михайлович эту совесть в себе и в читателях романов своих.  Это ж как лекарство – для одних спасение, а для других - наркотик. Один настойку на боярышнике пьет здоровья ради, а другой – чтобы опьянеть и уйти от реальности. Так запрещать нужно или, наоборот, пропагандировать книгу, развивать литературную критику, ширить формы интерпретации литературного произведения?  

- Ведь, действительно, сегодня книга не в чести. О новых книгах уже не пишут в местных газетах, не берут интервью у местных авторов, не ставят спектакли по произведениям местных авторов в губернских и муниципальных театрах…  
- Но  есть еще и другая опасная причина невнимания к современному творчеству местных авторов, о которой не успели поговорить. А судьи кто? Всё правильно говорили и чиновники,  и писатели, и библиотекари, о необходимости сохранения и развития нравственной основы в современной литературе, о бережном отношении к русскому языку. Но, с моей точки зрения, глядя на те книги, которые  вышли под эгидой  Союза писателей либо региональных администраций, необходимо, прежде всего, именно в этом направлении внести некоторые коррективы, как по форме, так и по содержанию. 
Я как-то взял почитать в библиотеке книгу замечательного белгородского писателя О. Кириллова и не смог в силу безобразной верстки, когда текст слипался, повторялся, пропускался… Но это полбеды. Дизайн  книг в нынешний век  широкого распространения информационных технологий должен быть на уровне адекватного восприятия широких читательских слоев, а не только отражать глубинный замысел автора. Содержание, особенно художественного произведения,  помимо грамматики и образности, характеризуется  стилистикой, в основе которой находится народный язык, стилистика современного общенародного языка. И вне этой стилистики текст книги выпадает из сферы массового восприятия потенциального читателя.
 
- И подобная ситуация не меняется уже много лет.
- Наши мастера слова видимо забыли, что художественность языка произведения не в отборе «правильных» слов с точки зрения жизненного опыта автора, а (если речь идет о литературе, которую мы хотим брать за образец) с точки зрения целесообразности использования стилистических качеств современного народного языка, когда необходимо отобрать и синтезировать наиболее типичные, стилистически значимые явления  лексики и фразеологии,  фонетики и орфоэпии,  словообразования, морфологии и синтаксиса… Проще говоря, язык книг должен быть не только «правильным» с точки зрения содержания, но правильно  оформленным, выверенным, понятным, динамичным, интересным. А то, получается, что напишем, как написалось и обижаемся, что мол, берут книги только в добровольно-принудительном порядке, да друзья – товарищи, да и те не читают.  

- Но здесь очень важно не переступить грань, как произошло, например, с эстрадой, где в погоне за молодежной публикой, шоу вытеснило песню, вытеснило саму эстраду, заменив все эротическими танцами подросткового периода.
- Нужно быть интересным и понятным, но нельзя опускаться ниже уровня собственного достоинства, нельзя заигрывать с   развращенным читателем, или с теми, кто никогда и книгу в руки не брал.  Это с одной стороны.
 А с другой – все мы живем в одном Отечестве. И нужно проявлять сочувствие, сострадание и сопереживание не только на словах, но и на деле. Ведь в этом и кроется особенность русской души – в способности сострадать, а не только  сопереживать и сочувствовать.  Разделить  чужую боль, как свою.  Дать возможность творческой реализации своему соотечественнику. Ведь мы же часто говорим, что народ должен жить как единая семья.  Но разве тот, кто при уме и силе не даст шанс творческого развития слабому, малому, старому, робкому, бедному, молчаливому?  Наверное, нужно не только дать такой шанс, но и помочь развить творческое начало. Что, собственно говоря, мы и делаем в издательстве РОСА, проводя различные неформальные встречи с авторами, выпуская книги малыми тиражами и прочее. Таким образом, нужно не в Белгороде и Москве вокруг губернаторов и министра культуры формировать «высший литературный орган», а наоборот – развивать литературу на местах, поддерживая авторов и издательства, библиотеки и литературные альманах не только на словах, но и на деле. 
 
- Например.
- В каждом малом издательстве есть и корректоры, и редакторы, и консультанты. Но, чаще всего, это, конечно же, специалисты на договорных началах, ибо, чтобы обеспечить их достойной зарплатой, издательствам нужны либо муниципальные заказы, либо нужно переходить на коммерческую литературу. Нужно поддержать местные издательства, выкупая у них экземпляры для обязательной рассылки за счет областного  бюджета, например,  – это около 20 экземпляров.   Издательства и творческие коллективы необходимо освободить от налогообложения, хотя бы в местный бюджет. Предоставить помещения под офисы без аренды из муниципального фонда. То есть, по отношению к авторам и издательства должна использоваться политика протекционизма. Обеспечивая издательства муниципальными заказами, скажем, на справочную либо учебно-методическую литературу, освобождая их от налогов и аренды, мы позволяем им привлекать к работе опытных специалистов для создания книги, вкладывать средства и время в продвижение творчества современных авторов.

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (503)

Новинки видео


Другие видео(116)

Новинки аудио

Утро вечера мудренее (стихи А. Овсянникова)
Аудио-архив(105)

Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход