Литературный журнал, как форма отражения и анализа творческого процесса (тезисы ко второму Белгородскому книжному фестивалю)

Дата: 26 Ноября 2017 Автор: Галиченко Сергей

Издательство РОСА выпускает несколько периодических печатных изданий: литературно-художественный альманах "Клад", литературно-публицистичческую газету "Правда жизни", принимает участие в выпуске научного альманаха "Оскольский край" м всероссийской газеты "Театр кукол"
 
1.  "Наш современник" и "Дружба народов"
    как две стороны одной медали
 
Замечательный замысел организаторов мероприятия, пригласивших сюда «Наш современник» и « Дружбу народов». На мой взгляд – это два противоположных варианта развития толстых литературных журналов.
 
Взглянем на сайт «Нашего современника». Прост. Консервативен. Ничего лишнего, кроме  содержания журнала в электронном виде и реквизитов для пожертвований. Рукописи не рецензируются и в переписку с авторами редакция не вступает.
 

Сайт «Дружбы народов» – образец интерактивной подачи материала с форумами, конкурсами, премиями, читальными залами в интернете и прочее.


 

 

2. Жизнь журнала в эпоху интернета и свободы издательской деятельности
 
Если до широкого распространения Интернета литературный журнал был единственным средством издания литературных произведений для массового читателя без выпуска книги, а так же единственным периодическим изданием, дающим представление о литературных процессах, то теперь в чисто информационном плане журнал проигрывает интернету безоговорочно. На первых порах, пока еще не получил широкого развития мобильный интернет, печатный журнал какое-то время держался на плаву. Но когда можно в собственном телефоне прочесть все, что угодно. Узнать любые новости, то есть ли смысл идти за информацией или литературным произведением в магазин, библиотеку или на почту для оформления подписки? Для большинства пользователей нета ответ однозначен – нет.
 
Не облегчает жизнь традиционным литжурналам и свобода издательской деятельности. Сколько за последние десятилетия появилось новых журналов? Каждый желающий при наличии небольших средств способен нынче реализовать свою мечту по изданию и распространению журнала тиражом до 999 экз, что избавляет от обязательной регистрации в качестве СМИ.
 
3. Кто и как становится автором журнала7
 
На этом фоне возникает вопрос – кто же сегодня становится автором журнала? Кому это нужно? Стремятся ли в журналы авторы, чьи книги пользуются спросом у  покупателей книжных магазинов? Нет. Стремится ли в литературный журнал племя молодое интернетное? Нет. Кто же тогда? Те, кто по инерции продолжают отправлять письма в журналы с прошлого века, и кто попадает в сферу непосредственного контакта с редакцией журнала или с той структурой, которая журнал поддерживает. И здесь много зависит от активности редакции журнала. Например, казалось бы, что в «Нашем современнике» должны публиковаться все авторы, патриотически настроенные. Так называемые «почвенники», а в «Дружбе народов» - сторонники международного содружества и тому подобного. Но в силу большей привлекательности из-за более активной работы с авторами, и Захар Прилепин, и Алексей Витаков, и Михаил Крупин, и Сергей Шаргунов  среди авторов Дружбы народов, а не только «Нашего современника». 
 
4.  Есть ли целевая аудитория у журналов?
 
Но есть ли целевая читательская аудитория у журналов? Кто их читает кроме авторов? Я часто бываю в библиотеках, но ни раз не видел, чтобы кто-то сидел с литжурналом в читальном зале, чтобы покупали журнал в магазине или в киоске, где их просто нет. И складывается такое впечатление, что читателями журналов становятся чиновники-грантодатели, сотрудники библиотек, куда поставляются части тиража, сами авторы… 
Созданием в интернете Журнального зала предпринята попытка расширения читательской аудитории, но в то же время и некой классификации и даже общественной цензуры, так как такой сервис доступен не всем, а только тем, кто понравится создателям.
Складывается такое впечатление, что редакции журналов рады  любому читателю, которые увеличит их тиражность. 
 
5. Кому нужны журналы?
 
Не будем говорить о журналах клубов и носящих частную инициативу. Здесь все ясно. Хочется  - издают. Речь о журналах российского значения, частично финансируемых за государственный счет, поддерживаемых профессиональными творческими союзами. Исходя из всего вышесказанного, возникает вопрос – кому нужны литературные журналы и нужны ли вообще? Я считаю, что нужны, но не просто как периодическое печатное издание, где может быть опубликовано все, что нравится редактору или что принесет доход редакции или будет полезно журналу. Каждый литературный всероссийский журнал должен формировать свою повестку, за которой  постоянная исследовательская, аналитическая работа, встречи с авторами и читателями на всей заявленной территории. Если журнал всероссийский, значит и охват должен соответствовать. Если журнал берется представить тенденции в национальной литературе, как «Дружба народов», то я должен быть уверен, что от его редакции не уйдет ничего интересного  и, взяв его в руки, я буду иметь исчерпывающее объективное мнение об этом направлении в литературе на сегодняшний день, а не выборочные публикации из того, что прислали в редакцию.  И опубликовано будет то произведение, которое на нынешнем отрезке времени реально показывает наиболее успешные творческие находки в этом направлении, которое наиболее интересно, актуально, отражает основные тенденции современного литературного процесса, представляет  талантливого автора.
 
Или же если журнал «Наш современник» позиционирует себя как голос провинции,  то это должен быть не только голос той провинции, которая способна поддержать журнал, например, финансово, но и та, куда не приглашали. Устанавливать творческий контакты, например, с литературным форумом «Осиянное слово», руководитель которого, Алексей Витаков, не просто замечательный писатель, но и великолепный организатор, сумевший создать кольцо патриотических литературно-музыкальных фестивалей по всей России.
  Журнал сам должен искать авторов и заинтересованного читателя, идти к ним навстречу, выступать в качестве организатора. И тогда журнал будет интересен, ожидаем, востребован. В том числе и у грамотных чиновников, заинтересованных в сохранении и развитии традиционной культуры.
Возможно, что стоит пересмотреть принцип формирования редакционного совета.  С одной стороны, он часто бывает формальным, куда «включают»  нужные фамилии, а с другой  - персональный состав редакционного совета отражает исключительно субъективное мнение его участников, что существенно может снизить интерес к журналу у широкой читательской аудитории. Редакционный совет, кстати, как и издательский, гораздо  выгоднее было бы формировать именно по представительскому принципу, не замыкая весь совещательный процесс на персоналии.  Здесь двойная эффективность. Во-первых в силу катастрофической занятости многих руководителей предприятий, учреждений, организаций,  они могли бы активно участвовать в работе редакционного или издательского совета через своих представителей, которые руководствовались бы согласованными критериями выбора основных направлений в освещении литературных процессов, публикации или издания произведений. И более того, присутствие в редакционном совете представителей организаций, учреждений, предприятий дает реальную возможность на расширение сферы информационного пространства и увеличения продаж журнала, как через самих коллективных членов Совета, так и через  их публичные проекты, совместные мероприятия и прочее. И тогда станет реальностью не только программа восстановления литературно-художественных периодических печатных изданий как части системы развития творческого потенциала современных авторов и культурно-просветительской деятельности по сохранению и пропаганде традиционной культуры.

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(88)

Новинки аудио

Сиреневый вечер. музыка и исполнение - Сергей Красоткин, стихи Ольги Шушковой
Аудио-архив(98)

Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход