Государство и человек или, Рынок против семьи

Дата: 30 Июля 2017 Автор: Галиченко Сергей

Заметки на ходу… Ежедневно, на дорогу уходит от 4 до 6 часов в день. Даже если преимущественно  перемещаться на метро. Хорошо хоть телефон есть, где можно заметки создавать. А какие мысли посещают в общественном транспорте? Да разные. Вот, например, о взаимоотношениях семьи и рынка....

Часто от различных публичных лиц  еще лет десять назад можно было услышать, что государство -  это семья народов. Или еще более известное старшему поколению утверждение, что семья – это ячейка общества. Казалось, что невозможно не согласиться с этим,  если речь  идет о семье с традиционными ценностями.  О той семье, где чтут традиции своего рода, где царит любовь, где все заботятся друг о друге и с уважением относятся к своим соседям… Но похоже, что все это было вчера.

Сегодня все чаще мы  сталкиваемся с тем, что удовлетворение  личных  потребностей рассматривается как единственно верный способ существования, который следует реализовать любыми средствами, в том числе и за счет ущемления, а то и полного лишения, прав  других членов общества.  Но, исходя из примата традиционных семейных ценностей русского народа,  подобная общественная позиция  не соответствует  нашей культуре. Это исключение из правил.  Это считается безнравственным и аморальным. А все правила, выстроенные на аморальной основе, естественно, не могут быть ни справедливыми, ни эффективными  в плане координации общественных отношений в интересах всех и каждого.

Подобные законы направлены на доминирование одной части общества, а порой и отдельных его представителей, участие которых в жизни общества определяется лишь тактикой потребления. 
Давайте сравним точки зрения на одни и те же общественные проявления сторонников  традиционных семейных отношений и сторонников  регулирования всех процессов в обществе посредством рыночной экономики.   

Если  у вас кто-то в семье заболел и нуждается в срочном лечении, то, что вы будете делать? Скорее всего, сделаете все, чтобы это лечение обеспечить, оставив  все прочие мероприятия, возможно, даже приостановив сооружение пристройки к дому и отменив поездку на праздники в столицу. И более того, заранее подготовитесь, к каким-то возможным заболеваниям, насушив лечебных трав, отложив денег на про запас и прочее.  Для вас недопустимо оставить больного без внимания, не постараться скорее облегчить его страдания и предотвратить развитие болезни. Приоритет очевиден. Для того, чтобы спасти жизнь и здоровье члену семьи, готовы пожертвовать всем своим благополучием.

А в государстве? Возможно ли перенести подобные отношения на государство? Что происходит в государстве в то время как его граждане не могут поправить свое здоровье из-за отсутствия средств для оплаты медицинских услуг, из-за отсутствия медицинских специалистов, лекарств? Что происходит в государстве, когда увеличивается количество заболеваний из-за вредного производства, уничтожения природной среды?  Государство бросает максимально возможные средства на обеспечение здоровья своих граждан, отказываясь от финансовых спекуляций, грандиозных праздников, международных фондов, огромных зарплат чиновникам, строительства дворцов и прочее? Нет. Для государства по отношению к людям приемлема формула естественной убыли населения.

Ну, помните, как один из чиновников как-то заявил, что, мол, не стоит расстраиваться из-за того, что столько-то тысяч человек умерли, так как они просто не вписались в рынок...
Формула, которая в семейных отношениях неприемлема, аморальна, преступна. Жизнь каждого члена вашей семьи бесценна… Нет ничего дороже ее.

А если ваша семья живет в доме на берегу реки, то станете вы превращать ее в болото, за счет создания какого-то производства? Да, за счет этого производства, у вас могут появиться дополнительные средства, которые можно будет потратить на какие-то блага цивилизации, может быть даже новый дом построить… Но с природой вам, скорее всего, придется распрощаться. И с огородом своим, и с садом тоже. Ничего уже здесь расти не будет. Двор выложите плиткой. Фрукты-овощи станете выращивать в теплице…Хорошо ли это? Еще в прошлом веке, наверное, кто-то бы встал на защиту своей земли, природы, родового гнезда. Но сейчас семья настолько зависима от глобальной системы государственного обустройства, что выбора практически нет.  Как, впрочем, нет и у государства, в свою очередь, опутанного глобальными взаимоотношениями жизнеобеспечения. Но куда ведет такой путь? С одной стороны мы слышим утверждения о приоритете личных свобод и вреде общинного устройства, а с другой стороны, под разговоры о личной свободе, мы получаем глобальную систему зависимости от транснациональных корпораций, аккумулирующих в своих руках средства жизнеобеспечения – энергию, продукты питания, строительство жилья, производство одежды, информационное обеспечение, медицину, деньги…

Вместо семейной общины  нам навязывается глобальное общество потребления, основанное  на стремлении к извлечению прибыли.

Так возможны ли рыночные отношения в семье? В конце прошлого века над вами посмеялись бы, задай вы такой вопрос рожденным в СССР. Но после двадцати лет существования в рыночной экономике при массированном навязывании мультикультурализма в процессе всепроникающей глобализации,   при подмене родовых традиций искусственно созданными нормами или взятыми из культуры других народов, все становится возможным. 

Но соответствует ли нашей культуре и нашему понятию о справедливости развитие рыночных отношений в семье?  Основной закон рынка: товар-деньги-товар. Кто кому и за что должен платить? В семье самый сильный когда-то заботился обо всех,  содержал более слабых. 

Большой государственный аппарат требует к себе первоочередной заботы. В таком самолюбивом государстве отношения в семье начинают выстраиваться  подобно тем, которые являются  нашей общественной средой.  И вот  родители уже дают детям деньги  в долг под проценты,  дети бросают на произвол судьбы стариков, глава  семейства заводит бизнес за счет семейного бюджета  и продает овощи с родительского огорода  тем родственникам, которые по-беднее..   

А ведь в традиции русской семьи своих не бросать.  До последних дней мы стремимся  помогать своим детям и своим родителям.  Ради родных мы готовы пожертвовать своей жизнью.  Родная кровь – начало и продолжение вашей жизни.  Во главе семейного вопроса стоит не извлечение прибыли, за счет которой можно жить безбедно, а родственные отношения, которые не могут стать разменной монетой в бизнесе.  Невозможно приобрести  выгоду за счет ущемления прав других своих родственников.  Если ты зарабатываешь в семье больше всех, то ты не будешь развлекаться, а отдашь все тем, кто  не имеет копейки, накормишь детей, стариков, женщин, поддержишь бедных родственников, поможешь им бескорыстно с лечением, с обучением, с жильем… 

Возможно ли такое при рыночных отношениях? Нет. Здесь нет ничего личного. Только бизнес.  Значит ли это, что рыночные отношения противопоказаны семье. Что они разрушают семейные отношения? Да. Рыночные отношения противопоставлены  распространению самих принципов семейных отношений на  все общество. 

А ведь мы все по большому счету родственники в той либо иной степени.  Почему же кто-то должен иметь какие-то преимущественные права по отношению к своим родственникам   вне контекста культурных традиций?

Современное государство не только не отражает интересы традиционной семьи, но уничтожает сами предпосылки ее зарождения, противопоставляя ей свободные отношения,  карьерный рост, религию, создавая невозможные условия  для существования семьи  из-за низкой зарплаты и дорогого жилья,  из-за отсутствия работы и уверенности в завтрашнем дне, из-за невозможности содержать семью, из-за отсутствия поддержки со стороны государственных структур и общества в целом. 

А ведь ранее общество на Руси всегда заботилось о семье  в пространстве и времени.  Чуть ли не сызмальства родители формировали семейные пары  из своих детей, существовал обычай помолвки, широкой популярностью пользовались услуги свахи. Да и для свободного выбора своей пары создавались условия в обществе.  Посмотрите на народные гуляния и балы знати.  И там, и там главной задачей было молодых показать, да на других посмотреть. Молодоженам помогали  и словом, и делом.  Общество являлось, по сути, сообществом семей.
Государство бывает трех видов: государство-семья, государство - коммерческое предприятие и государство – банда рэкетиров. В каком из этих государств живем  мы?  Какое государство наиболее соответствует чаяниям народа, им объединенного? Или  в него объединившегося?

Существовала устойчивая цепочка. Человек стремился к созданию семьи и создавал государство именно для защиты и обеспечения института семьи. Сейчас это звено разрушается. Оно исчезает из этой цепочки. Государство используется как аппарат насилия для достижения корпоративных целей определенными группами лиц в сфере распределения материальных благ, природных ресурсов, трудозатрат, религиозных убеждений и даже проявлений индивидуальных особенностей  представителей властной элиты.

 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(149)

Новинки аудио

Н. Ермолаева и Н. Васильев "Сонет" (муз. Н. Ермолаевой, стихи Л. Дриновой-Ворониной)
Аудио-архив(115)

Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход