«Особый театр для особого зрителя»

Дата: 9 Июля 2017 Автор: Казарина Анна

Особый театр – театр для всех

В Московском театре кукол в рамках гуманитарного проекта «Минская инициатива» прошел трехдневный семинар «Особый театр для особого зрителя». Специалисты из России, Беларуси и Украины представили проекты спектаклей для людей с особыми потребностями и поделились опытом реализованных постановок.

Проекты  настоящие  и  будущие

Московский театр кукол был выбран местом встречи неслучайно, здесь уже создано два проекта для людей с ограничениями по зрению: «Майская ночь» и «Сказка с закрытыми глазами «Ежик в тумане». Спектакли для широкого круга зрителей высоко оценены публикой и профессиональным сообществом: помимо того, что на них до сих пор непросто достать билеты, оба были номинированы на «Золотую маску», а режиссер «Ежика» Наталья Пахомова получила за него всероссийскую премию.

На семинаре вместе с художником Романом Вильчиком она представила проект спектакля для слабовидящих и слепых по «Почтарской сказке» Карела Чапека. Новая постановка, охватывающая зрителей с ограничением по зрению, – не повторение уже найденного метода. Презентация показала, что режиссеру важен поиск иных подходов и средств воздействия как на слабовидящих, так и зрячих участников.

Украинская команда под руководством Михаила Урицкого представила спектакль «Светлячок» режиссера Катерины Лукьяненко. Проект создается по сказке Маринессы Радченко: драматург опирается на собственный педагогический опыт работы с дошкольниками, в том числе с детьми с расстройствами аутического спектра. Это не значит, что спектакль предназначен только для детей с аутизмом, авторы проекта делают особый упор на то, что спектакль создается для совместного просмотра всеми детьми.

Этот проект может стать для Украины первым опытом спектакля для особого зрителя, ранее инклюзивных постановок в театре кукол не было. Поэтому семинарское обсуждение деталей с практикующими режиссерами и художниками оказалось для молодой команды весьма продуктивным.

Теория и практика

Многолетним опытом куклотерапии поделились руководитель московского театра «Бродячий вертеп» Александр Греф и актриса Елена Слонимская. С программой«Психологическая помощь болеющим детям «Кукла-Доктор» они работают в онкологических диспансерах: рыжий Лука Лукич показывает, что лечение может быть не травматичным, готовит ребенка к операции, выхаживает после. Кукла через игру и шутку уменьшает страх и помогает снять агрессию: ребенок может отыграть на кукле все, что делал с ним врач.

О том, как подходят к вопросу особого театра зарубежные коллеги, рассказала театровед Нина Монова. Так, в США есть отдельная программа для школ и садов, основанная на кукольном представлении: в нем участвуют маппеты, как здоровые, так и с ограниченными возможностями. Европейский опыт не ограничивается выпуском спектаклей для детей с особыми потребностями, но и привлекает их к созданию и участию в кукольных постановках. 

В качестве одного из основных критериев такой работы Нина Монова отметила профессионализм творческой группы. В создании подобных спектаклей недостаточно художественных навыков, здесь необходимо знание специфики, изучение литературы, лабораторный опыт, консультации с врачами и психологами. Ответом на запрос стал мастер-класс Ильи Музюкина, педагога-психолога Благотворительного фонда «Даунсайд Ап».

Учиться принимать другого

Илья рассказал участникам конференции об особенностях взаимодействия с детьми с аутизмом и синдромом Дауна: какой темп для спектакля выбрать, какие использовать цвета, как обращаться с музыкой, чтобы не провоцировать ребенка. При этом психолог обратился к самой формулировке семинара «Особый театр для особого зрителя»: стоит ли делить детей на особых и нет или принять, что все дети – особые. Важно понять, что не только к ребенку с ОВЗ необходим специальный подход: ко всем детям, независимо от наличия диагноза, он должен быть особым.
Участники мастер-класса поддержали идею, что подобные театральные проекты должны быть рассчитаны именно на широкую публику. Театру «для особого зрителя» не стоит замыкаться на определенном типе гостей, идея в том, чтобы создать среду, способную погрузить людей в специфику и познакомить с разнообразием способов познания мира. Такой театр может стать актуальной и социально значимой инклюзивной средой, местом встречи людей разных, откуда каждый вынесет созвучные ему переживания.

Но нуждается ли «обычный» человек в соприкосновении с миром «особого»? На этот вопрос ответила Яна Тумина, недавно поставившая в Упсала-Цирке спектакль «Я Басё», где играют, в том числе, дети с синдромом Дауна. Основываясь на личном опыте, режиссер отметила, что совместное существование с детьми с особыми потребностями дает колоссальный опыт: «Общаясь с особым ребенком, человек начинает терпимо, не толерантно, а именно терпимо относиться к тому темпоритму, что совершенно не вписывается в его собственную скорость. И это расширяет границы: не только душевные, но границы сознания и бытового опыта. Это уникальный момент взаимодействия».

 

Перейти в архив



Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход