Февральская и Октябрьская революция 1917 года, а затем и гражданская война остро поставили вопрос, сформулированный Максимом Горьким: «С кем вы, мастера культуры?» (так называлась статья писателя, опубликованная в 1932 году). Революционные события коснулись не только столичных регионов, но прокатились по всей России, в том числе и по Симбирской губернии, ныне Ульяновской области. Некоторые писатели Симбирска приход к власти большевиков восприняли как катастрофу для страны и предпочли отправиться в эмиграцию. Среди таких писателей оказались Иван Алексеевич Бунин, впоследствии передавший свои впечатления от революционных лет в книге «Окаянные дни». Бунин категорически отказывался принимать советскую власть, о чем свидетельствует полемика в его дневниковых записях, послуживших основой для создания «Окаянных дней», с написанной в 1918 году поэмой Блока «Двенадцать». По словам литературоведа Игоря Сухих, в те дни «Блок услышал музыку революции, Бунин – какофонию бунта» (Сухин И. Н. Русская литература. XX век / И. Н. Сухих // Звезда. – 2009.). Алексей Толстой тоже покинул страну, уехав в Париж. Уже в эмиграции он написал повести «Детство Никиты», «Черная пятница», «Рукопись, найденная под кроватью» и роман «Аэлита». Среди писателей Симбирской губернии в 1917 году были и те, кто не определился в своем отношении к Советской власти, но не уехал за пределы своей Родины, встретив революцию «лицом к лицу». Таковых назвали «попутчиками». К ним можно отнести Николая Ивановича Кочкурова (псевдоним – Артем Веселый). В период революции он был сотрудником «Приволжской Правды» и газеты «Солдат, Рабочий и Крестьянин». В 1918 году он становится редактором мелекесской газеты «Знамя Коммунизма» и «Красного Листка». Писатель Аполлон Аполлонович Коринфский Февральскую революцию встретил с радостью, но был резко настроен против большевиков и в советской жизни оказался чужим. Между тем, он был одноклассником В. И. Ульянова. После окончания гимназии они не встречались. И лишь в 1917 году Аполлон Коринфский узнал, что его одноклассник Ульянов и революционер Ленин – это один и тот же человек.
И, конечно, нельзя не упомянуть о самом Владимире Ильиче Ленине. Хоть он и не является литератором как таковым, но у него имеется множество публицистических работ. До начала Февральской революции Ленин находится в Цюрихе и об этом событии узнал из газет. Известно его публичное заявление в январе 1917 года в Швейцарии, что он не рассчитывает дожить до грядущей революции, но что ее увидит молодежь. Состоявшуюся все же революцию, Ленин расценил как результат «заговора англо-французских империалистов». На мой взгляд, Февральская революция 1917 года имеет большое значение в истории России не только как событие, послужившее началом кардинального изменения общественных отношений, социального строя в государстве, но и как предостережение будущим поколениям от пренебрежения к традициям своего народа, к принципам человеколюбия. Ведь в основе русской культуры всегда были сочувствие, сострадание, сопереживание. И никогда искусственное построение общественных отношений на основе стремления к решению экономических или геополитических задач, без учета своих культурных традиций, не приносило счастья и благополучия народу. В связи с этим, мне представляется весьма важным исследование литературного творчества писателей – современников тех февральских событий 1917 года. Их образное мышление позволило им через свое творчество передать атмосферу эпохи великих перемен, окунувшись в которую, можно почувствовать те границы человечности, которые предостерегают нас от категоричности суждений и непоправимых поступков.
Можно строить множество домыслов о внешних факторах революции, но, несомненно, то, что существенную роль сыграло расслоение общества по социальному и культурному признакам. Если уж говорим о том, что в нашем государстве живет единая семья народов, то и отношения в государстве должны строится соответствующим образом не только в теории, но и на практике.